Проблемы социализации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Целью, на рассмотрение которой направлена данная работа, может быть сформулирована как анализ специфики и особенностей социализации молодежи в современном российском обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические аспекты социализации………………..…………………........4
1.1 Основные положения теории социализации……….…………….............4
1.2 Фазы социализации……….…………………………………………...…...5
2 Проблемы социализации молодежи в современном
Российском обществе……….………………………………………………....9
Заключение…………………………………………………………………...…..11
Список используемой литературы………………………………………….…..14

Файлы: 1 файл

Проблемы социализации молодежи.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Социализация  включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение  эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения  к поколению. Можно выделить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.

В трех докладах Правительству  о положении молодежи в 1993, 1994, 1996 гг. исследователи НИЦ подчеркивали, что при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и «реформ» на молодое поколение. Главное достижение постсоветского периода, - отмечалось в первом докладе, - обретение молодежью свободы как необходимое условие плодотворной деятельности, самоутверждения каждого молодого человека и всей социально-демографической группы (молодежь получила экономическую свободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеждений, свободу вероисповедания).8

Можно сделать  вывод, что значительная часть молодежи вписалась в программу экономического развития, вносит вклад в ее развитии. Это проявляется сквозь не всегда очевидный, но от того не менее значимый результат перемен, которые вносятся в общественные отношения. Молодежь составляет важнейший источник формирования новых структур и слоев негосударственного сектора экономики, в процессе постепенного «омоложения» руководящей элиты общества, в той «молодежной волне» 30-40-летних, пришедших в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня; в том, что система ценностей развивающегося предпринимательского Слоя, ее ориентиры становятся все более привлекательными для значительной части подрастающего поколения. Вместе с тем молодые бизнесмены становятся фактором "выращивания" и отбора высшего слоя предпринимателей, роста численности среднего класса.

У большинства  установки на патерналистскую опеку  государства и общества видоизменились, превратившись в ориентации на собственную самостоятельность. В их сознании работают ценности, характерные для частного, приватного человека, - надежда на себя, свои силы, на свой дом, семью. Именно расчет на личную инициативу и активность, как показывает мировой опыт, реально развивает рынок. Исследования показывают, что происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая свобода действий, предприимчивость, способность к риску). На передовых и ответственных участках трансформации транзитивного общества должна находится молодежь, которая через каналы социализации включена в инновационные процессы, ее деятельность направляют, формируют и организовывают старшие поколения, органически сочетая активность молодежи и ее стремление к новому с существующими культурными традициями постсоциалистического общества, с этнонационольными нормами и менталитетом.

 

Список используемой литературы

  1. А.М. Караев Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. №3 с 124-128.
  2. А.В.Маршак Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998. №12.
  3. А.И.Ковалева, В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325 с.
  4. Б.А. Ручкин Молодежь и становление новой России – Социс. №5. 1998 г. - 90 с.
  5. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И.Самыгин Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. – 306 с.
  6. В.И. Чупров Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политический журнал, №6. 1996 г.
  7. В.Т.Лисовский Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 1996 – 141 с.
  8. Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
  9. Д.П.Дербенев Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №1/2.
  10. Е.Емчура Современная молодежь и каналы ее социализации. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3 – 135 с.
  11. Е.С.Топилина Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3 – 140 с.
  12. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001. – 573 с.
  13. Л.Л.Шпак Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. Красноярск, 1991. – 21 с.
  14. Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова Социология личности. Новосибирск, 1997. – 427 с.
  15. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2003. – 214 с.
  16. П.Д. Павленок Социология: Избранные работы 1991 – 2003 гг. / П.Д. Павленок. – М.: Издательско – Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. – 298 с.
  17. Т.Н. Горяева Социализация молодежи – Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164 с.
  18. Т.В.Ковалева, С.П.Степанов Подростки смутного времени. К проблемам социализации старшеклассников. Социологические исследования. 1998. №8.
  19. Университет-среда социализации молодежи. Высшее образование в России. – 2006, №10 с 97-99.
  20. Ю.В. Мугиль Некоторые аспекты социального конфликта и условия его стабилизации. Социальное образование, социальная работа на селе: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. – 136 с.

 

1 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс, №5. 1998 г. – C. 90.

2 Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. – С. 58.

3 Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997. – 427 с.

4 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001. – 294 с.

5 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. – 306 с.

6 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.

7 Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 – 164 с.

8 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. Социс. №5. 1998 г. – 94 с.

 


Информация о работе Проблемы социализации молодежи