Проблемы взаимоотношений между поколениями в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.

Содержание работы

Введение
1. Проблемы взаимоотношений между поколениями в Республике Беларусь
2. Поколенческий анализ на примере отношений в семье.
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

сурс.doc

— 187.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствующую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.

 

3. Конструктивная функция конфликта поколений

 

Конфликт между молодежью и старшим поколением является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых людей. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть как достойно и с почестями уходят из жизни старики и как достойно и уважительно провожают их дети. Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей.4 Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ответственность каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Общество не может существовать без определенного уровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблему противоречия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводит к столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладает богатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейся социальной деятельности.

Непременным элементом любого развития является преемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающими наследие, и молодежью, которая его принимает, зависит судьба общества и государства. Как правило, бунтует молодежь. Но в современном российском обществе именно старшее поколение стало инициаторами глобальной ломки. Преемственность нарушена. Сегодня ожидания «детей» не сбываются, уже им приходится расхлебывать кашу, которую заварили старшие. Горькая уникальность нашей ситуации в том, что точек соприкосновения, общего языка, одного взгляда на историю не имеют несколько поколений: деды и отцы, деды и внуки.

Нынешнее состояние межличностных связей вообще не укладывается в определение конфликта. Конфликт - это норма. Он разрешается с возрастом «детей». У нас было бы точнее говорить о разрыве поколений. И как следствие этого - резкое падение родительского авторитета в семье, учительского - в школе, преподавательского - в вузе, командирского - в армии, значительное увеличение конфликтов между младшими и старшими на межличностном уровне. Например в странах с общим с Беларусью прошлым и схожим менталитетом исследования показывают, что 65% пожилых считают, что молодежь враждебна ко взрослым, 67% молодых убеждены, что старшие настроены к ним враждебно, 7% опрошенных молодых людей определяют свое отношение к старшим словами «ненавижу», «презираю».5 Тем не менее мы знаем немало случаев, когда дети содержат и кормят своих родителей, не вписавшихся в современную жизнь, другие помогают старшим овладевать той же компьютерной грамотой. «Дети» подставили плечо «отцам». Но подобные явления нельзя назвать массовыми, они достаточно редки, в сущности своей противоестественны, внутренне конфликтны и к гармонии не приведут. Ученик, поучающий учителя, ребенок, ставший кормильцем семьи, - это исключение из правил для традиционного общества. В нашей новейшей истории скорее происходит разделение между миром «отцов» и миром «детей». Они разлетаются, как галактики.

Явление это для нашего общества, вообще цивилизации исключительное, принципиально новое, необъясненное и незамечаемое, а потому особо опасное по своим последствиям, о которых можно только догадываться.

Главное, в чем проявляется разрыв поколений, - это не напряженные отношения между собой, а практически полное отсутствие культурного ядра, которое по законам преемственности должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам». В возникшем вследствие этого у «отцов» чувстве своей неполноценности, ущербности, чувстве взаимной ненужности, глубокого взаимного отчуждения, взаимной немоты и глухоты. Старшим нечего дать - младшим нечего взять. Молодое поколение поставлено перед необходимостью создавать заново слишком многое, если не все. Страны, которую создавало старшее поколение, нет; идеи и ценности, которые они исповедовали, отвергнуты; экономика, которую они самоотверженно строили, разрушена; наука в руинах; образование и культура осмеяны и т. д. Не работают не старые идеи и ценности. Все это очень опасно. Если молодое поколение не приемлет некие «генеральные» ценности, не может отделить в наследии полезное и опереться на это, то общество предельно замедляет темп своего развития, топчется на месте и (в зависимости от продолжительности этого периода) регрессирует, а то и деградирует. Оно, конечно, движется, но не вверх-вперед, а либо в сторону, либо вниз, либо назад-вниз.

Может быть предложено два выхода из конфликтной ситуации. В первом случае - создание общества с либеральными ценностями. В них человек - хозяин своей свободы, главное - урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой - не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности - норма и господствует идея сильной атомарной личности - иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

Второй выход из конфликта старшего поколения и молодежи состоит в духовно-нравственном воспитании, то есть в понимании человеком своего духовного состояния и поиск нравственного выхода их него, не нарушающего его собственные интересы.

В отношениях поколений обязана присутствовать некая доля взаимности, без которых не может быть положительных отношений, не говоря уже о доверии и, тем более, любви.

Диалог поколений, который должен идти при нормальном течении жизни прежде всего через СМИ, практически прерван. Старшее поколение не разговаривает с молодежью, а молодежь ни о чем не спрашивает, а когда начинают говорить, то чаще не слышат друг друга. Открытого и честного диалога между поколениями нет. Необходимы меры, направленные на осознание обществом феномена разрыва.

 

 

Заключение

 

Сделаем выводы из вышеизложенного. На сегодняшний момент существует несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение западному образу жизни. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.

Экономический кризис и дестабилизация в стране, заставляют человека выживать в современных условиях, что развивает в сознании молодежи отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодое поколение часто не имеет четкого мнения о жизни старшего поколения и порой драматизирует их социальное положение. В общественном сознании укрепляется отношение к пожилым людям как к лишней категории населения. Совершается трансформация отношения молодого поколения к старшему в направленности от традиционно почтительного к несвойственному ранее осуждающему, отвергающему. Поэтому особенность конфликта поколений на уровне социальных институтов проявляется в: обесценивание старости в глазах молодежи; поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных; вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни; молодежь не приемлет ценности и образ жизни своих родителей; увеличение социокультурной дистанции между молодежью и старшим поколением.

В странах бывшего СССР случился резкий культурный скачок, приведший к определенной социальной изоляции старых людей, к потере статуса и уважения.

В качестве одного из выходов из данного конфликта может быть предложено создание общества с либеральными ценностями. В них человек - хозяин своей свободы, главное - урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой - не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности - норма и господствует идея сильной атомарной личности - иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.

 

 

Литература:

 

Коренева Г. Кто они - наше будущее? // Аргументы и факты. - 2003. - №29. - С.12.

Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях: Социол. публицистика // Социол. исслед. - 2002. - №7. - С.111-116.

Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов. // «Демографические исследования». - 2010.- №4.

 Ястребов Г.А., Шкаратан О.И. Социокультурная преемственность в российской семье // Общественные науки и современность.- 2010. - № 1. - С. 5-27.

 Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс.2001.№4.

 Старшее поколение в России: Современная ситуация. // Россия и современный мир.2000.№2(27)

 

1 Коренева Г. Кто они - наше будущее? // Аргументы и факты. - 2003. - №29. - С.12.

2 Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов. // «Демографические исследования». - 2010. №4. С.12.

2 Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов. // «Демографические исследования». - 2010.- №4. С.18.

3 Ястребов Г.А., Шкаратан О.И. Социокультурная преемственность в российской семье // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 5-27.

4 Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс.2001.№4. С. 34.

5 Старшее поколение в России: Современная ситуация. // Россия и современный мир.2000. №2, С. 27.



Информация о работе Проблемы взаимоотношений между поколениями в Республике Беларусь