Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 21:38, реферат
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации.
В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.
Начало этого проблемного явления приходится на середину ХХ века, частично его разрешение (более качественное удовлетворение индивидуальных информационных потребностей) было осуществлено в 70-е годы столетия за счет изобретения микропроцессора и массового внедрения средств персональной информатики.
Принципиальное же решение проблемы "информационного тромбоза" возможно лишь после широкого распространения компьютеров интеллектуального типа с так называемым "дружественным интерфейсом" – только в этом случае можно достичь согласования стремительно растущего объема мировых знаний с потребностями и возможностями людей .
Развитие дружественного интерфейса должно быть процессом воспитания, так называемого непрограммирующего пользователя, его интеллектуализации в своей (не машинной) предметной среде. Точнее, параллельно должно происходить два процесса: с одной стороны, развитие машинного интеллекта, позволяющего ему "подстраиваться" под информационные потребности практически любого пользователя и, с другой стороны, развитие человеческого интеллекта. Два бытующих, к сожалению, крайних подхода, сводящихся либо к требованию всем специализироваться на компьютерной технике и программировании, либо к воспитанию неинтеллектуального пользователя, одинаково вредны.
К сожалению, не вызывает сомнения репрезентативность эксперимента, проведенного в Японии, в котором изучалось поколение детей по аналогии с компьютерами называемого пятым поколением. Дети, которые несколько лет учились решать задачи на компьютере, не смогли решить такие же без ЭВМ, а большая часть не смогла даже вспомнить таблицу умножения и простейшие математические правила.
2.2. Итоги становления
Выдающимися достижениями конца XX в. называют расшифровку генома человека и появление первого экипажа на международной космической станции. Ученые, инженеры настойчиво и кропотливо проникают в тайны естества человека и активно осваивают ближний космос. Эти достижения символизируют два основных направления познания: познание себя и окружающего мира. Существенную роль во всем этом сыграла информатика как наука, как отрасль производства и как прикладная дисциплина, становление и бурное развитие которой происходило именно в последней четверти XX в. За это время люди узнали о мире больше, чем за все предшествующее время существования человеческой цивилизации. В эти годы информатика развивалась столь быстро, а ее влияние на все стороны жизнедеятельности человека и общества было столь стремительным, что данный период стали рассматривать как информационную революцию, наподобие научно-технической, имевшей место в конце XIX – начале XX в. Однако такой скорый взлет информатики и проникновение информационных технологий во все сферы человеческой, предметной деятельности не позволяют однозначно оценить революционное их воздействие, его позитивные и негативные стороны .
Уже сейчас нельзя не видеть углубляющегося противоречия между людьми, занимающимися разработкой информационных технологий, и отдельными категориями людей, например, жителей села определенной возрастной группы (этим людям очень трудно либо вовсе невозможно адаптироваться к среде информационного общества). Информационные технологии подчас бесцеремонно вмешиваются в частную жизнь людей и организаций и разрушают ее. Обостряется проблема отбора качественной и достоверной информации.
Становление информационного общества является атрибутом прогресса, поскольку роль знания как решающего фактора развития общества становится все более очевидной.
Фаза перехода общества к информационной стадии своего развития может быть определена на основе следующих критериев:
· социально-экономического (критерия занятости);
· технического;
· космического.
Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не могут быть оценены только по одному из критериев. Более того, не преуменьшая значимости приведенных выше критериев, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса. Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве "общества потребления" в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса .
Дальнейшее развитие цивилизации зависит от того, как скоро будут изобретены методы быстрой и качественной обработки информации.
При условиях стабильного развития информационных технологий, средств и систем связи, сферы производства и услуг, информатизация будет происходить успешно с опорой на быстрое развитие высоких технологий в машиностроении и средств связи. При успешном развитии информатизации будет происходить открытие существующих и создание новых баз данных и знаний, неограниченный доступ ко всем средствам связи, и особенно к персональным компьютерам; компьютеризация системы переквалификации кадров и образования, автоматизация промышленности, обрабатывающей и добывающей отраслей, транспорта и переработки сельскохозяйственных продуктов, роботизация и создание гибких производств. Это соответственно приведёт к увеличению численности трудящихся в сфере информатизации и услуг.
Через 15-20 лет при интенсивной закачке иностранных инвестиций, опыта и технологий – возможен выход на уровень конкурентоспособных производств и создание индустриально-информационного общества, а при своевременной реформе науки через 20-25 лет - включение в систему информационных обществ.
Все технологии, которые будут созданы в ближайшем будущем, станут называть "технологиями третьего тысячелетия" или "технологиями XXI века". XXI в. станет переломным в развитии человечества. Поэтому все проблемы информатизации требуют к себе самого пристального внимания со стороны философов, экономистов, социологов, политологов, педагогов и, наконец, государства, дабы нам в очередной раз не оказаться неготовыми идти в ногу с развитыми странами. И решены эти проблемы могут быть только комплексно.