Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 14:41, реферат
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки.
Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить, как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях –биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Введение
1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы
Человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учитель придерживается своего кодекса профповедения, а родители выдвигают свои требования. Случается, что разные роли в соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я» - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он своей роли. Нет двух людей, одинаково играющих одну роль. Гофман ввёл в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актёр. Первый означает человека, который не осознаёт, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актёр ясно понимает, что играет роль и не идентичен ей.
Исходя из вышесказанного можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует её. Способность же личности к трансформации зависит от некоторых генетически заложенных черт.
Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.
5. Процесс социализации личности
В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление проходит, как уже говорилось, в борьбе божественного, культурного начала с инстинктами.
Социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки человеком отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.
Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнера. В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности.
Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого». Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности - это идентичность и самоуважение.
Под идентичностью понимается ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа вступая в сообщество, человек не только подчиняется его законам, но и вносит в него свое содержание, активно воздействует на его характер, в особенности когда он постепенно входит в элиту сообщества.
Опасность, подстерегающая человека в процессе его социализации состоит в том, что, оказавшись в некой общности, он останавливается на этом, не стремится расширить круг общностей, принимает как руководство к действию лишь те установки, которые уже действуют в удобной для него общности. Чем к большему числу общностей принадлежит человек, тем более терпимым, толерантным он становится.
Самоидентификация человека заключается в сознании собственной принадлежности общностям, в расстановке приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви.
Заключение
Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.
Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.
Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;
2) изучение личности как
объекта социальных отношений (воздействие
общества на личность, в том
числе и в процессе ее
3) рассмотрение личности
как субъекта общественных
Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно.
В социологии личности множество выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.
Список литературы
Рысь Ю.И, Степанов В.Е, Социология Учебное пособие для ВУЗов, М,2003 г
Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997 г.
Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для ВУЗов. М.2000 г.
Качалов Л.К. Социология. Учебное пособие. Ч.1. Новосибирск, 2002 г.