Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 21:42, курсовая работа
Цель работы– определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе
Задачи:
1. изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
2. дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи;
3. создать проект Центра социальной помощи неполной семье.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Проблема неполной семьи в современном обществе……………...…3
1.1 Семья как социальный институт…………………………………………..…3
1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе……..5
1.3 Трудности существования неполной семьи…………………………….…8
Глава 2. Основные направления решения проблемы неполной семьи….…10
2.1 Основы социальной работы с семьей…………………………………...….10
2.2 Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье……………………………………………………..…12
Глава 3. Проект Центра социальной помощи неполной семье…………......16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………..….19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема неполной семьи в современном обществе……………...…3
1.1 Семья как социальный институт…………………………………………..…3
1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе……..5
1.3 Трудности существования неполной семьи…………………………….…8
Глава 2. Основные направления решения проблемы неполной семьи….…10
2.1 Основы социальной работы с семьей…………………………………...….10
2.2 Приоритетные направления
социальной политики
Глава 3. Проект Центра социальной помощи неполной семье…………......16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..….
Введение
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
По данным Росстат 30% детей в России рождаются в неполной семье, а точнее у матерей-одиночек.
Объект изучения – пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе.
Цель работы– определить пути решения проблемы неполной семьи в социальной работе
Задачи:
1. изучить проблемы неполных семей в современном обществе;
2. дать характеристику основным направлениям решения проблемы неполной семьи;
3. создать проект Центра социальной помощи неполной семье.
Глава 1. Проблема неполной семьи в современном обществе
1.1 Семья как социальный институт
Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Согласно определению из философского словаря: «Семья — это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [6, с.326].
В современном обществе наибольшее распространение получила нуклеарная семья. Она может быть:
· элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь: полной (в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок) и неполной (семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей);
· составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
Русский социолог А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:
· уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
· увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;
· непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
· рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
· увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
· рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
· увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
· рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведетк рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
· значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни [5, с.26].
В связи с этим, состояние семьи как социального института можно оценить как кризисное.
Положение института семьи в современном обществе очень нестабильно, т.к. происходит процесс дифференциации семьи и общества в целом. Изменения затрагивают все стороны общественной жизни, в том числе и брачно-семейные отношения.
1.2 Причины возникновения неполной семьи в современном обществе
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое. Неполная семья — семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком(детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы(вдовца) с ребенком (детьми).
Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки.
Иначе говоря, неполная семья – это семья, где нет одного из родителей.
Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость.
Выделяются основные типы неполной семьи:
o внебрачная;
o осиротевшая;
o разведенная;
o распавшаяся.
Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
· изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
· распространение добрачных связей,
· изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
· утрата семьей своей производственной функции;
· неподготовленность молодежи к браку;
· завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
· алкоголизм и наркомания.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Немало важно и то, что при отсутствии одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, при отсутствии отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.
Исследователями предпринимались попытки определить факторы, способствующие разрыву замкнутого круга депрессии и безысходности, характерных для семей с низким доходом и неполных семей. Они обнаружили, что в случае, когда работающие матери в неполных семьях имели работу, которая им нравилась, их дети отличались более высоким уровнем самоуважения и более сильным чувством семейного единства и солидарности по сравнению с теми, чьи матери не работали либо работа вызывала у них сильную неприязнь. Работающие матери-одиночки оказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей.
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
1.3 Трудности существования неполных семей
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально — экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей).Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.
Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина — мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети-инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.
Информация о работе Проект Центра социальной помощи неполной семье