Профессиограмма социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Основные цели социальной работы:
1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

Файлы: 1 файл

Профессиональный портрет.docx

— 19.62 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого президента России Б.Н.Ельцина»

Институт социальных и политических наук

Департамент политологии и социологии

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ПО «ВВЕДЕНИЮ В ПРОФЕССИЮ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

Павлюк Олеся Олеговна

Проверил:

Ассистент кафедры

 социальной работы

Шило Александра Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 год

Социальный работник осуществляет множество различных видов деятельности. К ним можно отнести: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но нужно иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает, это зависит от функций специалиста.

Основные цели социальной работы:

1) увеличение степени  самостоятельности клиентов, их  способности контролировать свою  жизнь и более эффективно разрешать  возникающие проблемы;

2) создание условий, в  которых клиенты могут в максимальной  мере проявить свои возможности  и получить все, что им положено  по закону;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи  социального работника у клиента  отпадает.

Оценим личностные качества социального работника, разделим их на три группы:

первая-психологические характеристики, являющиеся составной

частью способности к данному виду деятельности;

вторая-психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

третья-психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. [2,19] Российские исследователи так же выделили несколько групп качеств, которыми должен обладать специалист по социальной работе:

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь: 

• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

• анализировать и выявить проблемы и концепции;

• применять на практике свои знания и понимание проблем;

• применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;

• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

• общаться вербально, невербально и письменно;

• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

• ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; 

• действовать в алгоритме выработки решения;

• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.[1]  

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• нести четкие и лаконичные записи;

• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

• готовить доклады и докладывать;

• организовывать, планировать и контролировать работу;

• добывать информацию с помощью доступной технологии;

исследовать и распознавать потребности в услугах;

• расширять сферы своих услуг;

• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.[3,25]

Исходя из социологических опросов 2012 года был сформирован такой портрет социального работника: женщина, средний возраст которой составляет 53,5 года, имеющая среднее специальное образование и стаж работы по специальности свыше 5 лет. Основным мотивом выбора данной профессии является наличие свободного графика работы, что позволяет совмещать карьеру с работой по дому, воспитанием детей и внуков.  
Отличительной чертой социального работника является наличие профессионально важных качеств: гуманности и милосердия. Кроме того, среднестатистический социальный работник, несмотря на ежедневный тяжелый физический труд и столкновения с разнообразными трудностями (от затруднений в общении с клиентами, связанными со сложностью их характеров, до возникновения проблем при взаимодействии с лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями системы жилищно-коммунального хозяйства и др.) испытывает моральное удовлетворение от выполняемой им работы.

Таким образом, социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в  области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному  выполнению профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника:Автореф., дис.канд.психол.наук.-М., 1993 г
    2. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.-М.: РГСИ, 1993.-с.19.
    3. Работник социальной службы. Профессиональный журнал №1 (3) 1998 г. Москва, Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб.-с.25.

 

 


Информация о работе Профессиограмма социального работника