Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:18, контрольная работа
Основные цели социальной работы:
1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
3) адаптация или реадаптация людей в обществе;
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет
имени первого президента России Б.Н.Ельцина»
Институт социальных и политических наук
Департамент политологии и социологии
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
ПО «ВВЕДЕНИЮ В ПРОФЕССИЮ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Выполнила:
студентка 1 курса
Павлюк Олеся Олеговна
Проверил:
Ассистент кафедры
социальной работы
Шило Александра Сергеевна
Екатеринбург
2013 год
Социальный работник осуществляет множество различных видов деятельности. К ним можно отнести: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но нужно иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает, это зависит от функций специалиста.
Основные цели социальной работы:
1) увеличение степени
самостоятельности клиентов, их
способности контролировать
2) создание условий, в
которых клиенты могут в
3) адаптация или реадаптация людей в обществе;
4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
5) и как конечная цель
- достижение такого результата,
когда необходимость в помощи
социального работника у
Оценим личностные качества социального работника, разделим их на три группы:
первая-психологические характеристики, являющиеся составной
частью способности к данному виду деятельности;
вторая-психолого-
третья-психолого-
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
• общаться вербально, невербально и письменно;
• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
• ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
• действовать в алгоритме выработки решения;
• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.[1]
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• нести четкие и лаконичные записи;
• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
• готовить доклады и докладывать;
• организовывать, планировать и контролировать работу;
• добывать информацию с помощью доступной технологии;
исследовать и распознавать потребности в услугах;
• расширять сферы своих услуг;
• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.[3,25]
Исходя из социологических
опросов 2012 года был сформирован такой
портрет социального работника: женщина, средний возраст которой
составляет 53,5 года, имеющая среднее специальное
образование и стаж работы по специальности
свыше 5 лет. Основным мотивом выбора данной
профессии является наличие свободного
графика работы, что позволяет совмещать
карьеру с работой по дому, воспитанием
детей и внуков.
Отличительной чертой социального
работника является наличие профессионально
важных качеств: гуманности и милосердия.
Кроме того, среднестатистический социальный
работник, несмотря на ежедневный тяжелый
физический труд и столкновения с разнообразными
трудностями (от затруднений в общении
с клиентами, связанными со сложностью
их характеров, до возникновения проблем
при взаимодействии с лечебно-профилактическими
учреждениями, учреждениями системы жилищно-коммунального
хозяйства и др.) испытывает моральное
удовлетворение от выполняемой им работы.
Таким образом, социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Список литературы