Профессиограмма специалистов
по социальной работе и пути повышения
их профессиональной компетентности
Профессиограммой
социального работника называется свод характеристик,
составляющих портрет социального работника
с точки зрения владения им определенных
знаний, навыков и умений.
В дополнении к Квалификационному
справочнику должностей руководителей,
специалистов и служащих, утвержденному
Постановлением Государственного комитета
СССР от 23 апреля 1991 г. определяются квалификационные
требования:
- Специалист по социальной работе высшей категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее 3 лет.
- Специалист по социальной работе I категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее 3 лет.
- Специалист по социальной работе II категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет.
- Специалист по социальной работе: высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее 5 лет.
Национальный
стандарт РФ ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное
обслуживание населения. Требования к
персоналу учреждений социального обслуживания"
(утв. приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
от 27 декабря 2007 г. N 561-ст)
Специалист по социальной
работе должен знать:
- особенности психологии
личности отдельных категорий
населения;
- национальные и региональные
особенности быта и семейного воспитания,
народные традиции;
- теорию и практику
социальной защиты населения;
- законы, постановления на
федеральном и региональном уровнях,
другие нормативно-правовые акты
в сфере социальной защиты
населения;
- работу органов и учреждений
социального обслуживания;
- отечественный и зарубежный
опыт практической социальной
работы.
Составляющей профессиограммы
специалиста по социальной работы является
его профессиональная компетентность.
Под профессиональной
компетентностью подразумевается
сформированная в процессе обучения и
самообразования система научно-практических
знаний и умений, влияющих на качество
решения профессиональных задач, и развитые
личностно-профессиональные качества,
проявляющиеся в деловом и партнерском
общении с людьми при решении их жизненных.
Профессиональную компетентность
социального работника можно
подразделить на два вида:
- управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека.
- психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.
Профессионализм − это высокий, устойчивый
уровень знаний, умений и навыков, позволяющий
достигать наибольшей эффективности в
профессиональной деятельности. Анализ
исследований по этой проблеме позволил
выделить следующие группы показателей профессионализма
личности и деятельности социального
работника:
Объективные показатели. В социальной работе объективным
критерием должно выступать решение и
разрешение проблем клиента, оказание
помощи, реабилитация различных категорий
населения; профессиональные знания и
умения, способствующие осуществлению
посреднической миссии между клиентом
и государственными структурами, позволяющие
быть организатором, координатором, технологом
социальной защиты клиента, оказывать
влияние на социальную политику в обществе,
регионе, уметь ее прогнозировать.
Субъективные
показатели. Субъективными показателями
профессионализма могут быть: устойчивая
профессионально-гуманистическая направленность,
понимание значимости профессии, ее ценностных
ориентаций, совокупность необходимых
профессионально важных качеств личности,
позитивное отношения к себе как к профессионалу,
отсутствие личностных деформаций.
Результативные
показатели. В данном случае речь идет
о результативности деятельности социального
работника. В современной социальной практике
можно выделить два основных вида оценок
деятельности работающих специалистов:
прямые (или оценки результатов труда)
и косвенные (оценки деятельности работника
по качествам).
Процессуальные
показатели. Это современные социальные
методы, приемы, технологии, которые использует
социальный работник в процессе своей
профессиональной деятельности.
Нормативно-этические
показатели. Эти показатели складываются
из норм, стандартов, принципов, эталонов
профессии, которым должен на практике
следовать социальный работник.
Прогностические
показатели. Они характеризуют перспективы
роста социального работника, зону его
ближайшего личностного и профессионального
развития.
Наряду с уже названными
показателями выделяются и такие
показатели, как: показатели профессиональной
обучаемости, показатели социальной активности
и конкурентоспособности профессии в
обществе, технологические показатели,
показатели инновационного характера
и др.
Таким образом, профессионалом
можно считать социального работника,
который (Н.Б.Шмелева):
— соответствует требованиям
профессии (личностный и профессиональный
потенциал), вносит определенный вклад
в социальную политику и социальную
практику, осуществляя свою деятельность
по социальной адаптации, помощи, коррекции,
реабилитации отдельного человека и
различных категорий населения;
— личностно расположен
к профессии, имея личностно-мотивационную
готовность, профессионально необходимые
качества, компетентность, а также
позитивное отношение к себе как
профессионалу, который стремится
к результативности своего труда;
— достигает желаемых
сегодня обществом результатов
по социальной помощи, поддержке, адаптации
и реабилитации людей;
— использует современные,
оптимально-эффективные методы, приемы,
технологии в целях социальной защиты
человека;
— выполняет нормы, стандарты,
эталоны профессии, осознает ее значимость
в обществе;
— привносит в профессиональную
деятельность индивидуально-творческий,
новаторский компонент, осознанно
развивая свою личностную и профессиональную
индивидуальность;
— осознает перспективу
и зону своего ближайшего профессионального
образования, повышения квалификации,
самообразования, изучения отечественного
и зарубежного опыта;
— имеет уже сегодня
необходимый уровень профессиональных
и личностных качеств, знаний и умений;
— социально активен
в обществе, ставит и обсуждает
вопросы о практике, отношении
к профессии, ее статусу; ищет резервы
решения профессиональных, социальных
проблем.
Более общую классификацию
принципов социальной работы, относящихся
к личности социального работника
и характеру его взаимоотношений
с клиентом, предлагает профессор
Лавриненко И.М.
Принципы, определяющие профессиональную
деятельность социальных работников:
- Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой. Этот принцип ориентирует социального
работника, с одной стороны, делать то,
что ему разрешено законом, реализовывая
навыки и умения, полученные в процессе
обучения, а с другой – фиксировать содержание,
цели и задачи социальной практики как
феномен общества, наличие профессиональной
деятельности определенной группы специалистов.
- Социальный работник должен использовать себя осознанно. Базовым
элементом практики социальной работы
является способность работников строить
и поддерживать эффективные отношения
по оказанию помощи населению.
- Социальный работник должен придерживаться профессиональной объективности.
В отличие от окружения клиента профессионал
вносит новое измерение в отношении клиента,
в выяснении их трудностей, придерживаться
при этом эмоционального нейтралитета.
- Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть (многообразие).
- Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста.
- Социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Он должен также осмысливать и
собственные находки, сделанные в практической
работе. На всех уровнях практики социальной
работы опытный специалист должен в конкретной
ситуации полагаться на существующее
знание, прибегая к дополнительной теоретической
и эмпирической информации.
- Социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние.
- Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство. Необходимо воспринимать клиентов
как людей, которые представляют собой
ценность просто вследствие их человеческой
природы (человеколюбие). Следует избегать
всяких оценок их ценности, основанных
на личном мнении или господствующих в
данный момент общественных настроениях.
Терпимое отношение, отсутствие осуждения
со стороны профессионального помощника
помогает клиенту осознать свое достоинство,
сводя к минимуму страх быть воспринятым
негативно или неточно.
- Социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность. Постоянное стремление как можно
глубже раскрыть свойства личности, семьи
или сообщества требует от социального
работника осознанных усилий и тщательного
анализа. Индивидуализация помогает социальному
работнику правильно взаимодействовать
с клиентом на основании уважения к его
личности.
- Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы.
Успех профессиональной помощи во многом
зависит от правильного понимания общей
ситуации и применения разных подходов
к имеющимся проблемам. Внося ясное понимание
и предлагая современные, творческие способы
разрешения имеющейся проблемы, социальный
работник внушает клиенту чувство оптимизма
и готовность к сотрудничеству.
- Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация
социального работника формируется на
основе изучения различных потребностей
человека: физических, психологических,
социальных. Однако для определения этих
потребностей необходимо знать, в какой
мере клиент способен противостоять воздействиям
окружающей среды. Поскольку изменение
в социальном функционировании должно
быть в значительной мере самопобудительным,
социальный работник должен помочь клиенту
раскрыть и эффективно использовать его
силы.
- Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем.
Если клиенту нужна помощь в том, чтобы
выйти из стрессовой ситуации и восстановить
личностный и социальный баланс, он должен
быть вовлечен в коррекционную деятельность
в качестве активного участника. Социальный
работник может это сделать на основе
изучения условий его жизни и определения
характера необходимой помощи. Эффективно
изменить ситуацию возможно только тогда,
когда тот, кто должен измениться, сам
ясно поймет такую необходимость и у него
возникнет желание действовать в этом
направлении. Социальный работник должен
оказывать ему содействие, корректируя
и подбадривая его.
- Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента.
Социальный работник руководит процессом
оказания помощи, а не самим клиентом.
Он помогает клиенту исследовать альтернативы
и их возможное значение, но не диктует
окончательный выбор возможностей.
- Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими ситуациями. То,
чего клиент достигает в результате своего
взаимодействия с социальным работником,
должно быть использовано им для решения
трудных жизненных ситуаций не только
в настоящем, но и в будущем. Поэтому важным
аспектом подготовки клиента к дальнейшей
жизни является обучение тому, как в окружающей
действительности находить и использовать
необходимые средства и помощников.
- Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Каждый социальный работник должен
иметь представление о степени конфиденциальности
полученной от клиента информации и условиях
работы с ней.
- Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации. Многие
объекты социальной работы имеют значительные
умственные и физические ограничения.
Вследствие этих недостатков они в определенной
мере подвергаются дискриминации и социальной
изоляции. Философия нормализации (приведения
к норме) способна свести к минимуму изоляцию
и интегрировать умственно и физически
неполноценных людей в общественную среду
с гарантией, что их жизнь будет настолько
сходна с жизнью нормальных людей, насколько
это возможно.
- Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей. Практика
социальной работы включает в себя работу
с изменяющимися людьми в изменяющихся,
ситуациях. Поэтому цели по оказанию помощи
должны быть конкретными и регулярно анализироваться
на предмет установления их важности и
актуальности. Необходимо постоянно контролировать
и оценивать процесс изменения. Это должны
делать как социальный работник, так и
сам клиент. С этой целью социальный работник
и клиент систематически собирают и фиксируют
показатели изменений для дальнейшей
корректировки деятельности. Если желаемый
результат не достигается, социальный
работник обязан использовать другой
подход или избрать другой план своих
действий. Непрерывная оценка прогресса
должна стать неотъемлемой частью социальной
работы.
Пути повышения
своей профессиональной компетентности:
1. учиться
у более компетентных сотрудников
и руководителей;
2. охотно браться
за профессионально сложные задачи;
3. участвовать
в реализации новых проектов
внутри фирмы;
4. браться
самому за преподавание и наставничество,
что способствует профессиональному
росту;
5. заниматься
самообразованием, читая учебную
и специальную литературу, статьи
в Интернете;
6. посещать
учебные курсы, семинары, тренинги;
7. получать
дополнительное высшее или какое-либо
другое образование;
8. работать
над развитием у себя тех
качеств, которые необходимы для
профессиональной деятельности.
Итак, социальный работник должен
владеть немалым арсеналом профессиональных
умений, навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке, чтобы выступать
достойным реализатором целей социальной
работы. Профессионально подготовленные
специалисты по социальной работе, владеющие
теоретическими знаниями, и умело применяющие
их в своей профессиональной деятельности,
обеспечивают высокое качество своего
труда и достижение основательных результатов
по оказанию помощи и поддержки своим
клиентам.