Профессиональное становление личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Сегодня подготовительный этап становления профессионалов имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях. Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 34.14 Кб (Скачать файл)

Развитие личности, с одной  стороны, «есть возрастающая по масштабам  и уровням интеграция — образование  крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как  наиболее общая структура личности. С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции».

Профессиональное  становление личности в психологии есть процесс прогрессивного изменения  её под влиянием социальных воздействий  и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Решающее значение в становлении  личности принадлежит ведущей деятельности. Оно неизбежно приводит к выделению  в непрерывном процессе становление  личности, связанного с выбором и подготовки к выполнению человеком профессиональной деятельности. Превращение её зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации и позиции личности. Это время занимает большую часть жизни человека. Судьба его во многом определяется удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности и уровнем достижений. Основой развития личности для большинства людей становится профессиональная деятельность.

В зависимости  от содержания труда имеются различные  виды деятельности. Требования, предъявляемые  к человеку, в соотнесение этих видов образуют профессии.

Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью  и самостоятельного выполнения, приводят к становлению её как специалиста  и профессионала.

Е.А.Климов, анализируя понятие  «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный  акт принятия решения, а постоянно  чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбором профессии становится в  отрочестве и ранней юности, но и  в последующие годы возникает  проблема ревизии и коррекции  профессиональной жизни человека.

Промышленная  революция привела к возникновению  рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались  перед проблемой поиска работы и  профессиональной подготовленности к  ней.

Изменившаяся  ситуация коренным образом расширила  мир профессий. Новые орудия и  средства труда потребовали квалифицированных  работников, способных качественно  и производительно выполнять  трудовые функции в течение многих лет.

Решение вопросов профессионального самоопределения  и профпригодности привело к  возникновению новой области  прикладной психологии труда. Особое внимание уделялось приспособлению человека к технике и технологии производства.

Ядром профессионального  становления является взаимодействие личности и профессии. В этот период времени возникают противоречия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями деятельности. Однако, не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, её деформируют. Выполняя ту или иную работу, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества.

Образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности  составляют профессиональный потенциал  развития специалиста. Реализация его  зависит от биологической организации  человека, социальной ситуации, характера  профессиональной деятельности, активности личности, её потребности в саморазвитии и самоактуализации.

Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности: - адаптивную и профессионального развития.

Адаптивная  модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Она характеризует  его деятельность в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию.

Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями.

Важное значение в становлении личности имеет  характер профессионального труда. Монотонный, однообразный, алгоритмизированный  труд способствует профессиональному  развитию работника лишь на стадиях  подготовки и адаптации. Дальше наступает  профессиональная стагнация. Разнообразный, неалгоритмизированный труд предоставляет большие возможности для развития специалиста и становления профессионала. Профессиональное становление специалиста обусловлено внешними воздействиями. Его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они преломляются в жизненном опыте. Он может сам сознательно изменять свою биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением и экономическими условиями жизнедеятельности. Уровень профессиональных достижений человека определяется индивидными особенностями и личностными характеристиками. Реальные сценарии его жизни отличаются большим разнообразием. Можно выделить следующие сценарии развития взрослого человека: индивидное, личностное, профессиональное и оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

На индивидное развитие решающее влияние оказывают  биологические факторы, на личностное — психические особенности и  ведущая деятельность, на профессиональное — социально-экономические факторы  и ведущая (профессиональная) деятельность. Все эти виды сценарии взаимосвязаны и развитие их идет неравномерно. У каждого человека складывается своя уникальная траектория развития. На разных стадиях профессионального становления личности располагаются вершинные его достижения.

Профессиональное  становление охватывает большой  период жизни человека. За это время  меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности и  перестройка структуры личности.

В непрерывном  процессе профессионального становления  можно выделить следующие критерии:

  • выбор профессии в учебном заведении;
  • вхождение в профессию;
  • приобретение опыта;
  • квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
  • достижение высокой квалификации;
  • передача своего опыта.

Профессиональное  становление личности происходит следующим  образом:

  • сначала зарождается интерес и склонность у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов;
  • затем формируются намерения, которые завершаются осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии;
  • поступление в учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз);
  • после окончания учебного заведения наступает профессиональная адаптация;
  • осваивая профессию, личность погружается в профессиональную среду;
  • дальнейшее повышение квалификации приводит личность к переходу становления профессионалом;
  • человек, обладающий творческим потенциалом, переходит на стадию мастерства, изменяя социальную ситуацию, характер выполнения профессиональной деятельности и резко повышает уровень профессиональной активности личности.

Смена ситуации развития, изменение содержания ведущей  деятельности, освоение или присвоение новой социальной роли, поведение  и её перестройка означает профессиональное становление личности.

В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять  некоторые этапы вследствие возникающих  новых проблем профессионального  самоопределения, переподготовки, адаптации  к новому сообществу и профессии. Необходимо создавать новые технологии профессионального развития и становления  личности, которые ориентированы  на изменяющийся рынок труда, развивающих  мобильность и повышающих конкурентносбособность работников.

Деятельность  человека зависит от его места  в обществе и, как она складывается в неповторимых обстоятельствах. Характер и особенности её определяются потребностями  и мотивами, а структура обеспечивается определенными действиями и операциями. Она мотивирует его в той степени, в какой приобретает для него личностный смысл.

Деформация  личности происходит в процессе выполнения деятельности и определяется многими  факторами: разнонаправленными онтогенетическими  изменениями, возрастной динамикой, содержанием  профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.

Профессиональные  деформации неизбежны и их преодоление  предполагает использование разнообразных  ориентированных технологий коррекции  и средств профилактики.

Проведенный теоретический анализ профессионального  становления личности позволяет  сформулировать следующие выводы.

Профессиональное  становление личности является продуктивным процессом её развития.

На разных стадиях процесса становления системообразующим  фактором выступает социально-профессиональная направленность, которая формируется  под влиянием комплекса взаимосвязанных  развивающихся значимых видов деятельности и активности личности.

Смена труда  нарушает логику профессионального  становления личности.

Сознание  и деятельность не противоположны друг другу, и не тождественны, а образуют единство. Это позволяет при изучении профессиональной деятельности выяснить психологические закономерности развития личности.

 


Информация о работе Профессиональное становление личности