Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:18, реферат
Сегодня подготовительный этап становления профессионалов имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях. Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.
Развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности. С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции».
Профессиональное
становление личности в психологии
есть процесс прогрессивного изменения
её под влиянием социальных воздействий
и собственной активности, направленной
на самосовершенствование и
В зависимости от содержания труда имеются различные виды деятельности. Требования, предъявляемые к человеку, в соотнесение этих видов образуют профессии.
Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного выполнения, приводят к становлению её как специалиста и профессионала.
Е.А.Климов, анализируя понятие
«профессиональное
Промышленная
революция привела к
Изменившаяся
ситуация коренным образом расширила
мир профессий. Новые орудия и
средства труда потребовали
Решение вопросов
профессионального
Ядром профессионального становления является взаимодействие личности и профессии. В этот период времени возникают противоречия между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями деятельности. Однако, не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, её деформируют. Выполняя ту или иную работу, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества.
Образование,
профессиональные знания и умения,
общие и специальные
Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности: - адаптивную и профессионального развития.
Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Она характеризует его деятельность в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию.
Движущими силами
развития специалиста являются противоречия
между усложняющимися требованиями
профессионального труда и
Важное значение в становлении личности имеет характер профессионального труда. Монотонный, однообразный, алгоритмизированный труд способствует профессиональному развитию работника лишь на стадиях подготовки и адаптации. Дальше наступает профессиональная стагнация. Разнообразный, неалгоритмизированный труд предоставляет большие возможности для развития специалиста и становления профессионала. Профессиональное становление специалиста обусловлено внешними воздействиями. Его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они преломляются в жизненном опыте. Он может сам сознательно изменять свою биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением и экономическими условиями жизнедеятельности. Уровень профессиональных достижений человека определяется индивидными особенностями и личностными характеристиками. Реальные сценарии его жизни отличаются большим разнообразием. Можно выделить следующие сценарии развития взрослого человека: индивидное, личностное, профессиональное и оптимальное соотношение, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.
На индивидное
развитие решающее влияние оказывают
биологические факторы, на личностное
— психические особенности и
ведущая деятельность, на профессиональное
— социально-экономические
Профессиональное
становление охватывает большой
период жизни человека. За это время
меняются жизненные и профессиональные
планы, происходит смена социальной
ситуации, ведущей деятельности и
перестройка структуры
В непрерывном процессе профессионального становления можно выделить следующие критерии:
Профессиональное становление личности происходит следующим образом:
Смена ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение или присвоение новой социальной роли, поведение и её перестройка означает профессиональное становление личности.
В условиях возрастающей
безработицы человек вынужден повторять
некоторые этапы вследствие возникающих
новых проблем
Деятельность человека зависит от его места в обществе и, как она складывается в неповторимых обстоятельствах. Характер и особенности её определяются потребностями и мотивами, а структура обеспечивается определенными действиями и операциями. Она мотивирует его в той степени, в какой приобретает для него личностный смысл.
Деформация личности происходит в процессе выполнения деятельности и определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, возрастной динамикой, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
Профессиональные деформации неизбежны и их преодоление предполагает использование разнообразных ориентированных технологий коррекции и средств профилактики.
Проведенный теоретический анализ профессионального становления личности позволяет сформулировать следующие выводы.
Профессиональное становление личности является продуктивным процессом её развития.
На разных
стадиях процесса становления системообразующим
фактором выступает социально-
Смена труда нарушает логику профессионального становления личности.
Сознание и деятельность не противоположны друг другу, и не тождественны, а образуют единство. Это позволяет при изучении профессиональной деятельности выяснить психологические закономерности развития личности.