Профессиональные перспективы студентов педагогических вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:04, доклад

Описание работы

Современный этап развития общества часто называют информационным, или основанным на знаниях. С точки зрения государства, образование является сегодня одним из главных факторов развития общества и условием повышения его интеллектуального потенциала. С точки зрения личности, высшее образование необходимо для трудоустройства, т.к. оно повышает конкурентоспособность на рынке труда.

Файлы: 1 файл

Статья студентки 4 курса Л.Р. Юнусовой.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональные  перспективы студентов педагогических вузов 

 г. Москвы

Автор: Юнусова Лидия Руслановна, 4 курс, направление обучения — социология

Научный руководитель: к.и.н., доцент  Ткаченко Александр Владимирович

 

Современный этап развития общества часто называют информационным, или основанным на знаниях. С точки зрения государства, образование является сегодня одним из главных факторов развития общества и условием повышения его интеллектуального потенциала. С точки зрения личности, высшее образование необходимо для трудоустройства, т.к. оно повышает конкурентоспособность на рынке труда. С этим связан значительный рост числа вузов и, соответственно, числа студентов. В этой ситуации многие молодые люди рассматривают как доступный способ получения «стартового» высшего образования учебу в педагогических вузах, планируя в дальнейшем получение второго образования, либо переквалификацию. [Шалова С.Ю. Об отношении современной молодёжи к педагогическому образованию.]

Студенческие годы — это принципиально  важный этап социализации, когда наряду с профессиональным становлением активно осваиваются особые пласты культуры и устанавливаются личностные связи, сохраняющиеся, порой, в течение всей жизни. По терминологии П. Бурдье, это особый этап приобретения экономического, культурного и социального капитала.

В данной работе я хотела бы рассмотреть  вопросы, касающиеся особенностей формирования и перспектив учительства как  особой социально-профессиональной группы.

Исследователи всегда особое внимание уделяли социальному статусу и престижу учительской профессии, поскольку именно эти аспекты играют важную роль на этапе выбора профессии. Социологические опросы на тему престижности профессии педагога проводились как среди самих учителей (Зиядтинова Ф.Г. (1992), Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. (1978), Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. (1999), Турченко В.Н., Борисова Л.Г. (1975) и др.), так и среди учащихся общеобразовательных школ и молодежи (Константиновский Д.Л. (1996; 2000), Собкин В.С., Грачева А.М. (1990), Собкин В.С., Писарский П.С. (1992; 1994), Тальюнайтэ М., Титма М.Х. (1984), Шубкин В.Н. (1970), Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. (1985) и др.).

По результатам исследований общественная значимость профессии учителя оценивается  достаточно высоко, а экономический  статус (уровень заработной платы) данной профессиональной группы сегодня явно занижен в сравнении с тем статусом, который она занимала в предыдущие годы.

Приведенные ниже данные основаны на результатах социологического исследования, проведенного в рамках Комплексной научно-исследовательской программы Российской Академии Образования «Социология образования». По итогам социологического опроса 1469 студентов педагогических вузов г. Москвы были получены следующие результаты.

Прежде всего, в ходе социологического опроса студентам задавали вопрос о том, работают ли они в настоящее время. Почти половина из опрошенных респондентов (46,0 %) указали, что на момент опроса у них имелась работа, которую они совмещали с учебой. При этом имели постоянную работу 17,1 %. Остальные же (28,9 %) «подрабатывали время от времени». Учитывая эти данные, мы можем сделать вывод о том, что для большинства студентов из числа тех, кто совмещает учебу с работой, сама работа носит временный характер. Этот момент является важным, поскольку показывает своеобразие вторичной занятости студентов педвузов.

Наряду с типом трудовой активности («временный/постоянный характер работы»), особый интерес представляет соответствие характера работы той специальности, которую получают студенты в ходе обучения в вузе. Полученные данные показывают, что среди студентов педагогических вузов совмещают учебу с работой «по специальности» 18,8 %, а работают «не по специальности» — 27,2 %.

К выпускным курсам совмещение учебы  с работой уже рассматривается  как норма, определяющая жизненный  стиль поведения выпускника вуза. Наряду с этим, последовательно повышается значимость прагматических мотивов  — «получение стажа», «дальнейший  карьерный рост». И, наконец, особый интерес представляет резкое увеличение на рубеже 3-го курса обучения в педвузе значимости мотивации на «приобретение профессионального опыта, связанного с будущей специальностью»: с 17,2 % до 33,5 %.

Как показывает анализ данных, на общую удовлетворенность студента работой оказывает влияние целый ряд факторов: материальное положение семьи студента, связь работы с получаемой специальностью, временный или постоянный характер труда.

Анализ возрастных различий показывает, что по мере обучения от 1-го к 5-му курсу явно увеличивается число тех студентов, которые удовлетворены своей работой и не собираются ее менять (с 12,1 % до 22,3 %). Это позволяет сделать вывод о том, что сам завершающий этап обучения в вузе оказывается все более сориентирован на профессиональное самоопределение студентов и на поиск ими постоянного места работы. Данные обстоятельства определяют те ценностные установки, которые ориентируют учебную деятельность на этом этапе обучения вузе. Как показывают полученные материалы, каждый четвертый студент педвуза достаточно успешно решает для себя эту задачу, связанную с завершающим этапом получения высшего образования.

И, наконец, важным моментом является специальное сопоставление  студентов: тех, кто работает по специальности, с теми, кто работает не по специальности. Здесь различия также весьма отчетливы: среди студентов, работающих по специальности, доля отмечающих «маленькую зарплату» в качестве причины неудовлетворенности своей работой составляет 63,8 %, а среди работающих не по специальности — 41,3 %. Это позволяет сделать вывод о том, что студенты педвузов, совмещающие учебу с работой в сфере образования, в ходе своего конкретного опыта практической деятельности обнаруживают, что «стоимость труда педагога» оценивается обществом весьма низко, по сравнению с другими сферами деятельности. [Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. М., 2007.]

В этой связи реальный опыт трудовой деятельности в сфере образования  оказывается негативным, что существенно влияет на дальнейшие профессиональные планы студентов педвузов. В данном случае идеологическая риторика, связанная с общественной значимостью профессии, сталкивается с прозой жизни и реальностью экономических отношений. [Любимов Л.Л. Размышления о педагогическом образовании в России. // Вопросы образования. - 2005. - № 4.]

Выводы:

1) Рассмотрение вопроса о профессиональных  перспективах студентов педвузов  должно быть направленно на  определение тех социальных барьеров, которые препятствуют пополнению сложившейся профессиональной группы новыми педагогами. Примером подобных барьеров может служить низкий статус учительской профессии.

2) Своеобразие ситуации, сложившейся  в российском обществе, заключается  в том, что профессиональное самоопределение студентов педвузов зависит, с одной стороны, от вакансий на рынке труда, а, с другой стороны, от низкого социального статуса учительской профессии.

3) Учителя на московском рынке труда действительно востребованы, что создает у студентов уверенность в возможности трудоустройства. Но в то же время низкий статус профессии учителя, который выражается в низком уровне заработной платы, снижает мотивацию студентов педвузов на то, чтобы профессионально реализовать себя в сфере образования.

Литература

1. Собкин В.С., Ткаченко  О.В. Студент педагогического  вуза: жизненные и профессиональные  перспективы. М., 2007.

2. Любимов Л.Л. Размышления о  педагогическом образовании в  России. // Вопросы образования. - 2005. - № 4.

3. Шалова С.Ю. Об отношении  современной молодёжи к педагогическому образованию.


Информация о работе Профессиональные перспективы студентов педагогических вузов