Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:03, курсовая работа
Актуальность вопросов изучения профессиональных рисков в России в настоящее время резко увеличивается. Это в первую очередь связано со становлением страховых механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и формированием обязательных профессиональных пенсионных систем.
В связи с этим социальным работникам принадлежит жизненно важная роль в стимулировании людей на достижение их целей и обеспечении равного доступа к качественному и независимому образу жизни в обществе, что, в свою очередь, должно позволить социально уязвимым категориям населения (а также людям, подвергшимся тем или иным видам насилия) не чувствовать себя психологически стигматизированными и инвалидизированными жертвами. Наделение клиентов необходимой для этого силой включает в себя шесть ключевых элементов: контроль и выбор, идентичность, участие и консультирование, технология, информация и ресурсы.
Конкретные усилия, согласно «социальной модели», должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их проблемами, но и на изменения в обществе. Однако в отечественной практике социальная работа сводится в основном к сбору и первичному анализу данных об индивидуумах и семьях с особыми потребностями и распределению различных видов материальной помощи — денег, лекарств, еды, одежды и т.д. В результате многие психосоциальные потребности клиентов/семей часто удовлетворяются не в полной мере, а их личностные ресурсы не активизируются, что снижает возможности социальной адаптации и реабилитации.
Кроме того, в отличие от многих стран, в отечественной теории и практике социальной работы фактически отсутствует в целостном виде профессиональный этический кодекс, в результате чего не эксплицируются важнейшие профессиональные ценности, в том числе антидискриминационная направленность социальной работы (т. е. борьба с эйджизмом, сексизмом, инвалидизмом и пр.). Недостаточно развиты специализированные практические направления и методы «социальной терапии» для таких, например, ситуаций, как пренебрежение детьми и насилие в семье, утрата и горе, девиантное и делинквентное поведение и пр., что частично обусловлено своего рода социальной мифологичностью и табуированностью данной тематики; практически отсутствуют групповые формы социальной работы, в том числе организация ассоциаций клиентов со сходными проблемами и групп самопомощи.
Эффективность
социальной работы (а также ее экономическая
рентабельность) снижается и из-за
того, что различные ее направления
курируются чуть ли не десятком различных
министерств и ведомств, имеющих
свое собственное финансирование: так, Министерство общего
и профессионального образования РФ занимается
детьми с учебными трудностями, Министерство
внутренних дел РФ — несовершеннолетними
правонарушителями, Министерство здравоохранения
РФ — больными, инвалидами и наркотически
зависимыми людьми, Министерство по чрезвычайным
ситуациям РФ — людьми, пострадавшими
от природных и техногенных катастроф,
Министерство труда и социального развития
РФ — социальным обеспечением и поддержкой
различных социально уязвимых групп населения.
Сферы деятельности и объекты частично
перекрываются (например, различными аспектами
медико-социально-
Необходимо отметить некоторые специфические аспекты практической социальной работы с людьми, которые можно условно обозначить как «производственные вредности»: навязанность общения, монотония и психическое пресыщение из-за рутинности запросов и психологической «типажности» объективно сложных клиентов, невозможность эмоциональной разрядки во время работы и необходимость всё время быть «в форме» (психологическая несвобода), большие объемы работы с вынужденным выходом за пределы служебных полномочий, наконец, постоянное соприкосновение с отчаянием, болью, страданиями и горем других людей, нередко воспринимающих социального работника как персонификацию государства-обидчика. Преодоление этих и других объективных трудностей, а также низкой престижности и малооплачиваемости социальной работы требует от социальных работников высокого уровня профессиональной мотивации, компетентности и психологической устойчивости[1].
Проблема усугубляется тем, что стремительно развивающаяся как профессия социальная работа испытывает острый недостаток в квалифицированных специалистах. Несмотря на то, что на сегодняшний день подготовка и переподготовка социальных работников осуществляются на базе примерно 80 государственных, а также большого числа негосударственных образовательных структур, из тридцати с лишним тысяч российских социальных работников, как было отмечено министром социальной защиты населения РФ на декабрьской (1995 г.) Всероссийской конференции по вопросам подготовки кадров для социальной сферы, пока еще только 6% получили специальную профессиональную подготовку. Обычно сотрудники социальных служб имеют какое-либо высшее образование (чаще всего гуманитарное) плюс прошли курсы переподготовки, в наиболее распространенном варианте носящие краткосрочный характер и ориентированные главным образом на организацию, финансирование и менеджмент социальных служб. Еще более остро эта проблема стоит в отношении сотрудников негосударственных благотворительных организаций, занимающихся, по сути, социальной работой.
Подготовка специалистов в области социальной работы официально была учреждена в нашей стране вместе с введением специальности и начала осуществляться в 1991—1992 гг. В государственном образовательном стандарте представлены, на первый взгляд, все необходимые для качественной подготовки специалистов дисциплины, как общеобразовательные, так и специальные. Однако в условиях отсутствия целостного подхода в методологии самой социальной работы процесс обучения принимает эклектичный характер и не обеспечивает должного уровня междисциплинарных взаимосвязей.
В образовательных программах для социальных работников и в самом учебном процессе отсутствует такой компонент, как подготовка к работе в многопрофильных бригадах (командах), не предполагается проведение междисциплинарных конференций и семинаров, что отражает межведомственную разобщенность в существующей практике социальной работы и не позволяет реализовать принципы системно-целостного подхода. Наконец, учебные планы, программы и сам процесс обучения носят академизированный характер, и удельный вес тренинговых занятий по отработке психосоциальных технологий работы с различными типами случаев, а также полевой практики чрезвычайно низок.
Глава 2. Современной состояние проблемы профессионального риска в России и зарубежом
2.1. Факторы профессионального риска
Анализ формирования в России системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости свидетельствует о том, что на начальном этапе ее становления (1999-2002 гг.) в общих чертах удалось обеспечить реализацию компенсационной функции. Что касается двух других - превентивной и реабилитационной, то их еще только предстоит "отработать".
В этой связи
следует выделить ряд моментов. В
частности, в России выявляется крайне
мало профессиональных заболеваний
по сравнению с развитыми
Понятно, что последствия "недовыявляемости" профессиональной заболеваемости чрезвычайно опасны, поскольку заявляют о себе внезапно, заставая "врасплох", как трудно предсказуемый сход снежной лавины. Поэтому специалистам и соответствующим организациям следует предусмотреть предупредительные меры, попытаться заблаговременно взять "процесс" под контроль.
Сегодня одной из актуальнейших в мире является проблема увеличившегося риска раковых заболеваний. В настоящее время идентифицировано около 350 химических веществ-канцерогенов, с которыми люди сталкиваются на работе. В странах ЕС около 16 млн. человек (или более 10% работающих) подвержены влиянию вредных факторов, включающих, в том числе, и канцерогенные вещества; в США ежегодно выявляются около 20 тыс. случаев онкологических профессиональных заболеваний. В России, где численность занятых в неблагоприятных условиях труда значительно выше (около 30% всех работающих), случаев выявленных онкологических заболеваний с диагнозом "профессиональное" - считанные единицы.
Учитывая широкое применение химических веществ, в том числе и на небольших предприятиях, в лабораториях и мастерских, представляется целесообразным определить нормативный порядок ведения хозяйствующими субъектами реестров использования токсичных и особо вредных веществ.
2.2 Возможные
пути решения проблемы
С учетом международного опыта представляется целесообразным создание системы превентивных мер, направленных на снижение уровней профессиональных рисков, в том числе:
· проведение классификации (по видам и уровням) профессиональных рисков с позиции допустимости для общества, государства и отдельных профессиональных групп в соответствии со следующей схемой:
а) недопустимые ни при каких условиях;
б) допустимые только в ограниченные временные периоды в экстремальных ситуациях (спасатели, водолазы, пожарные и т.д.);
в) допустимые
при наличии эффективных коллек
г) приемлемые
при соблюдении правил и
· разработка методических основ комплексной оценки профессионального риска по состоянию факторов производственной среды, трудового процесса и медицинских признаков (ранних форм) нарушения здоровья работающих, определение перечня типовых рабочих мест по основным профессиональным группам с повышенным уровнем профессионального риска (500-800 рабочих мест) и организация на них постоянного мониторинга профессионального риска силами федерального научного центра оценки профессионального риска (необходимость создания которого очевидна) и крупных корпоративных центров медицины труда (позитивный опыт ВАЗА в этой области заслуживает широкого распространения);
· формирование службы экспертов по профессиональным рискам, обеспечивающих для страховщика оценку типовых (и нетиповых) рисков и разработку рекомендаций по снижению уровней рисков, оптимальному распределению степени их воздействия во времени (прогнозные оценки наступления рисков) и в пространстве (учет при проектировании технологических процессов, машин и оборудования, размещении их на производственных площадках), передаче и конвертации рисков контрагентам и специализированным организациям.
Что касается реабилитационных механизмов и развитой медицинской и социальной инфраструктуры реабилитации, то для этого, на наш взгляд, следовало бы разработать соответствующую государственную программу. Опыт развитых стран в этой сфере свидетельствует о целесообразности применения системного подхода при создании реабилитационных центров, в структуре которых можно было бы предусмотреть единые комплексы по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации[4].
Учитывая значительный вес в отечественной экономике добывающих отраслей и отраслей первичной переработки, значительные территориальные масштабы и развитую санаторно-курортную сеть (обладающую высоким реабилитационным потенциалом и развитой лечебной инфраструктурой), можно предложить регионально-кустовую модель формирования реабилитационных центров (около 10-15), оставляя за федеральным центром наиболее сложные медицинские функции по диагностике и проведению уникальных операций.
Существенным резервом совершенствования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости является актуарное оценивание данного института и выработка рекомендаций по улучшению функционирования важнейших его компонентов. Первоочередная задача при этом - сбор статистических данных и проведение расчетов по следующим направлениям:
· средний возраст наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания по их нозологиям и профессиональным группам работающих, средний период нахождения на инвалидности;
· численность и средний размер компенсационных выплат (включая пенсии) по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания, в том числе I, II и III групп, включая семейное положение потерпевших, их пол и возраст;
· численность
и средний размер пенсий по случаю
потери кормильца вследствие трудового
увечья и профессионального
· общий объем расходов на выплату пенсий по их видам;
· объем расходов на реабилитацию по ее видам;
· объем расходов на проведение профилактических мероприятий по их видам.
Таким образом,
для формирования эффективного института
обязательного социального
Другими словами,
требуется создание многопрофильной
системы защиты, круг функций которой
значительно шире круга функций,
выполняемых другими
Информация о работе Профессиональные риски в социальной работе и их профилактика