Профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:49, реферат

Описание работы

В работе рассмотрены вопросы:
Что такое проектная деятельность?
Что такое исследовательская деятельность?
Чем они отличаются друг от друга?
Каковы профессиональные задачи руководителя в рамках этих видов деятельности?

Содержание работы

Введение с. 3
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Различия с. 4
Профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности с.7
Заключение с. 10
Литература с. 11

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ПП08-22Б

                    Самойлов И.

Проверил:  Баженова К. А.

 

 

Красноярск 2009

Содержание

Введение с. 3

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Различия с. 4

Профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности с.7

Заключение с. 10

Литература с. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время проектирование и исследование стали занимать прочное место в образовании, по мнению Громыко [1], данная тенденция хороша и правильна потому, что «…Исследование и проектирование как типы мыследеятельности пронизывают собой разные сферы практики. Особая роль сферы образования по отношению к другим сферам состоит в том, что данные типы мыследеятельности могут и должны поддерживаться, воспроизводиться и получать развитие в них средствами образования.

   Это означает, что  сфера образования, институт образования  могут осуществлять запуск данных  процессов в обществе в целом. Сфера образования является тем пространством, где данные процессы культивируются, где не только воспроизводятся и выращиваются, но также проектируются новые способы и техники исследования и проектирования, которые потом переносятся в другие сферы практики. Чтобы такое могло происходить, в школе необходимо учиться обоим типам мыследеятельности.

   Исследование и проектирование должны стать предметом целенаправленного обучения школьников.»

Я же посредством написания данного реферата хотел бы дать ответы на некоторые вопросы, которые меня интересуют

Что такое проектная деятельность?

Что такое исследовательская деятельность?

Чем они отличаются друг от друга?

Каковы профессиональные задачи руководителя в рамках этих видов деятельности?

 

 

  1. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Различия

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций:

- постановку проблемы,

- изучение теории (посвященной данной проблематике),

- подбор методик исследования и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

- его анализ и обобщение,

- доклад,

- рефлексия по исследованию.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения[4].

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов[4].

Дав определения основных понятий, я бы хотел представить таблицу различий этих видов деятельности, по параметрам предложенным Громыко [1] (табл. 1):

Таблица 1

Параметры различия

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Отношение к категории времени

Вневременный характер

Обязательно связано с временными модальностями и нацелено в будущее

Отличие по продукту

Основной продукт – знания

Основной продукт – проект

Отличие по критериям результативности

Важен критерий истинности

Важен критерий реализуемости (важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как некоторый проект может быть реализован при некоторых условиях)

Отличие по направленности

Обязательно направлено на идеальный объект

Направлен на организационную форму

Отличие по предметности

Предметность исследования — онтики и онтологии

Предметность проектного действия — это организационные структуры деятельности

Отличие по схеме организации каждого из этих типов мыследеятельности

Этапы исследования:

- постановка проблемы,

- изучение теории (посвященной  данной проблематике),

- подбор методик исследования  и практическое овладение ими,

- сбор собственного материала,

-его анализ и обобщение,

- доклад,

-рефлексия по исследованию.

 

 

Этапы проекта:

- замысел,

- реализация замысла,

-рефлексия реализации, - переосмысление замысла


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности

Руководитель в рамках проектной и исследовательской деятельности исполняет  полномочия не только человека, который ответствен за проведение деятельности, но и играет роль помощника в составлении плана работы обучающихся. Ниже я бы хотел представить профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности, квалифицировав их в рамках этапов которые им присущи (табл. 2).

Таблица 2

Этапы

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Этапы

Задачи ученика

Задачи педагога

Задачи ученика

Задачи педагога

Замысел

Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели. Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Знакомство со смыслом проектного подхода и мотивация учащихся. Помощь в постановке целей

Высказывание предложений относительно составления плана и формулировки задач.

Выбор области, которая будет интересна, для последующего исследования.

Мотивация на деятельность.

Постановка проблемы

Реализация замысла

Выполнение действий, которые необходимы для конечной цели проекта. Выполнение промежуточных целей. Воплощение проекта в жизнь.

Наблюдение за  деятельностью.  

Помощь в трудных ситуациях (возможно путем привлечения специалиста из области проектирования).

Прочтение книг по выбранной теме. Окончательный выбор точной темы исследования.

Предоставление ученикам примерного списка тем из выбранной ими области.

Предоставление ученикам литературы по теме исследования для самостоятельного изучения.

Приглашение специалистов данной области для проведения лекций ученикам.

Изучение теории (посвященной данной проблематике)

Рефлексия реализации

Участие в коллективной оценке результатов.

Участие в коллективном анализе результатов.

Составление плана исследования.

Помощь в составлении плана исследования.

Подбор методик исследования и 

практическое овладение ими

Переосмысление замысла

После некоторого времени работы проекта в реальных условиях, анализ полезности, практичности и других качеств проекта. Выполнение конструктивной критики: «Нужен ли был вообще этот проект? А правильное ли решение мы предложили?»

Сбор информации по теме из различных источников: книги, интернет, нормативные документы и др.

Наблюдение за деятельностью.

Советы в спорных ситуациях

Привлечение специалистов в области исследования, для профессиональных  консультаций.

Обеспечение условиями, необходимыми для исследования.

Сбор собственного материала

   

Составление доклада по исследованию. Подготовка наглядного материала для последующей презентации.

Рекомендации ученику по написанию тезисов, раскрывая тему.

Помощь в составлении наглядного материала для последующей презентации.

Организация предзащиты.

Его анализ и обобщение

   

Презентация исследования.

Прослушивание или прочтение доклада.

Задача целесообразных вопросов по исследованию.

Доклад

   

Оценка индивидуального вклада участников в исследование. Анализ успешности презентации исследования и собственно завершенности, либо незавершенности исследования.

Оценка включенности обучающихся в деятельность.

Оценка полезности проведенного исследования.

Оценка качества источников, использованных в ходе выполнения исследования.

Оценка качества работы педагогов – помощников в исследовании

Рефлексия по исследованию


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из реферата, я рискну предположить, что педагог руководитель должен изначально познакомить детей с видами деятельности, которые незнакомы школьникам. Дальнейшей задачей будет замотивировать детей на эту деятельность.  И на этом инициативность педагога, относительно проекта, должна закончиться. Так как дети должны сами быть заинтересованы в работе и в её результате, а педагог с этого времени занимается лишь некоторой помощью и рекомендациями в деятельности, которая может проявляться в:

- приглашении специалистов области исследования (проекта);

- помощи в составлении  плана;

- помощи в спорных, или  трудных ситуациях и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыслительной деятельности и их содержания [Статья].
  2. Думенко Т. Г.  Педагог как организатор проектной деятельности учащихся [Статья].
  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
  4. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Электронный ресурс]

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.

  1. Портал исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] www.researcher.ru.
  2. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства [Электронный учебник] http://bg-prestige.narod.ru/proekt.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профессиональные задачи руководителя проектной и исследовательской деятельности