Профилактика ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Анализ проблемы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), говорит о том, что эта проблема приобретает массовое распространение во всем мире и создает не только угрозу личной, общественной, государственной безопасности, но и угрозу существованию человечества. Коварство этой болезни состоит, прежде всего, в том, что она поражает людей в репродуктивном и наиболее трудоспособном возрасте, имеет пожизненный характер и протекает с потерей трудоспособности в течение нескольких лет. Отсутствие эффективных лекарственных препаратов и вакцин обрекает ВИЧ-инфицированных на неизбежный летальный исход. Семьи, общины и целые страны уже сегодня несут невосполнимые потери, которые во многих странах мира уже в ближайшее время могут привести к упадку экономики и социальной нестабильности.

Содержание работы

Введение…..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
1.1. ВИЧ-инфицированные люди как объект социальной работы.....................7
1.2. Особенности профилактики ВИЧ-инфекции как технология социальной работы …………………….…………………………………………………......12
Выводы по I главе……………………………………………………..……….36
Глава II. Практические аспекты профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
2.1. Анализ деятельности Центра профилактического сопровождения «Компас» по реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения (г. Челябинск)………………………………………………………..39
2.2. Комплексная программа деятельности социального работника с ВИЧ-инфицированными людьми в условиях центра профилактического сопровождения ………………………………………………….……………..
Выводы по II главе…………………………………….....................................64
Заключение……………………………………………………………………...68
Библиографический список…………………………………………………..73
Приложение…........................................................................................

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

   Таким образом, мы считаем, что профилактика ВИЧ-инфекции в первую очередь должна быть направлена на школьников, вступивших в возраст полового созревания, т.е. в подростковый возраст. Это, в силу возрастных особенностей подростков, приведет к наиболее высоким результатам профилактики ВИЧ-инфекции.

   2. Педагогический блок.

   Цель: предупредить употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у старшеклассников.

Задачи:

  1. дать учащимся необходимые по возрасту знания о ВИЧ;
  2. способствовать формированию отрицательного отношения к способам заражения ВИЧ-инфекцией;
  3. способствовать формированию навыков ответственного поведения.

     В рамках этого блока мы  рассмотрим мероприятия, предназначенные для подростков, учащихся в общеобразовательных школах, направленные на предупреждение заражения ВИЧ-инфекцией.

  1. Лекции

Лекции  содержат наиболее полную информацию о вирусе, о способах заражения, о способах предохранения от ВИЧ-инфекции.

  1. Конкурс макетов

     Ученики создают макеты на тему ВИЧ-инфекции и предотвращении заражения данным вирусом.

   Требования  к макету:

  • Макет должен нести информацию о ВИЧ/СПИДе и способах предотвращения данного заболевания;
  • Макет должен быть представлен в устной форме перед другими участниками конкурса.
 
  1. Повторное проведение анкетирования
 

   Повторное проведение анкетирования среди  школьников должно быть проведено с  целью сбора данных об эффективности проведенных мероприятий.

   3.Нормативно-правовой  блок

      Ознакомление  учеников с нормативно-правовыми  документами в области ВИЧ-инфекции, действующими в России.

  1. Приказ Министерства Здравоохранения РФ «О действующих нормативно-правовых и ведомственных документах по ВИЧ-инфекции у матерей и детей»;
  2. Постановление Министерства Здравоохранения РФ «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению вич-инфекции в Российской Федерации»;
  3. Приказ Министерства Здравоохранения РФ «Об утверждении учетных форм для регистрации детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями»;
  4. Приказ Министерства Здравоохранения РФ «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией»;
  5. ФЗ РФ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

     Отметим достоинства программы «Береги себя». С нашей точки зрения, данная программа охватывает основные аспекты профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков, учащихся в общеобразовательных школах. Это можно отнести к ее достоинствам. Кроме того, данная программа показательна разнообразием организационных форм работы со школьниками – от лекций до кокурсов. Значимым в реализации программы является то, что включенные в ее содержание мероприятия  позволят глубже осознать проблему, раскрыться участвующим, проявить творческий потенциал, пообщаться , провести время совместно с другими ребятами.  Также в рамках данной программы школьники получают знания о правовом статусе ВИЧ-инфицированных, и  предоставляемых им гарантиях со стороны государства.

     После  реализации программы, направленной на повышение уровня информированности  подростков о проблемах ВИЧ-инфекции "Береги себя" необходимо достичь  следующих результатов:

  1. повысить уровень знаний подростков о проблеме ВИЧ;
  2. актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде;
  3. присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;
  4. улучшить отношения в классах;
  5. овладеть знаниями и навыками эффективного проведения профилактики;
  6. повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;
  7. проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы со школьниками.

     Представленная  программа, включающая 3 блока –  социальной, педагогической и нормативно-правовой направленности, позволит, с нашей  точки зрения, создать систему  полноценной и разносторонней  работы с подростками, позволяющей  проводить эффективную профилактику ВИЧ-инфекции среди данной категории населения, ее членам включиться в разнообразные виды деятельности, проявить активность, самореализоваться, а также сформировать стремление к ведению здорового образа жизни. 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по II главе 

     В практической части нашей работы мы рассмотрели деятельность центра профилактического сопровождения «Компас». Эта организация готова предоставлять услуги по профилактике ВИЧ, а также сопровождению инфицированных людей и их ближнего окружения в Челябинске. Муниципальное учреждение «Центр профилактического сопровождения «Компас» создано по инициативе Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска в 2007 году. Организация действует в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании.

   Мы  выявили, что основными  видами деятельности Центра являются:

  • Санитарно-просветительская работа (семинары и тренинги по вопросам сохранения здоровья; информационные кампании; развитие добровольчества; «горячая линия»; консультации психолога).
  • Профилактическая работа с уязвимыми группами (уличная работа с потребителями психоактивных веществ; социальное сопровождение наркопотребителей).
  • Социально-психологическая помощь и поддержка людей, затронутых проблемой наркомании и ВИЧ-инфекции (консультации психолога, социального работника, юриста, активистов из числа молодых людей, затронутых проблемой и имеющих положительный опыт реабилитации; группы поддержки и взаимопомощи для ВИЧ-инфицированных; кризисная помощь).

   Услуги, которые предоставляются в Центре, условно можно разделить на две группы – это:

  1. профилактика ВИЧ-инфекции и наркомании;
  2. социально-психологическая помощь людям, затронутым указанными проблемами.

   Методами работы с клиентами в центре профилактического сопровождения «Компас» являются:

  1. Тренинги по вопросам сохранения здоровья;
  2. Театральный проект;
  3. Проект «Танцуй ради жизни»;
  4. Публичные акции;
  5. Информационные материалы.

Важно отметить, что все услуги, предоставляемые  в «Компасе», бесплатны.

     Так же, в этой части нашей  работы мы провели исследование, определяющее уровень информированности студентов о ВИЧ-инфекции и проблемах, связанных с ней. В нашем исследовании мы выяснили, что данная категория опрашиваемых людей, а именно студенты, довольно хорошо информирована о том, что такое ВИЧ-инфекция. Опрошенные знают различные способы и пути заражения вирусом, представляют, какие категории населения более всего подвержены риску заражения ВИЧ-инфекцией. Так же можно сказать о том, что, по оценкам респондентов, не только молодежь хорошо информирована о данной проблеме общества, но и старшее поколение на достаточном уровне имеет представление о данном заболевании.

          Респонденты из наиболее эффективных  на их взгляд способов профилактики  ВИЧ-инфекции выделяют пропаганду  среди школьников и студентов,  пропаганду против наркомании, широкое использование СМИ.

      Выявлено  отношение респондентов к ВИЧ-инфицированным в обществе, и важно то, что  изоляцию больных никто не рассматривает  как способ защиты от ВИЧ/СПИДа.

      Основываясь на результатах исследования, мы разработали  собственную программу профилактики ВИЧ-инфекции «Береги себя», рассчитанную на учеников старших классов общеобразовательных школ.

     Целью данной программы является  снижение уровня  инфицированности ВИЧ, увеличение  продолжительности жизни и снижение  летальности больных ВИЧ/СПИД  путем  проведения  комплекса  различных профилактических мероприятий среди школьников.

     Задачи программы:

  1. проведение эпидемического надзора за ВИЧ-инфекцией;
  2. мониторинг и оценка эффективности проводимых мероприятий;
  3. проведение   постоянной   информационной   деятельности   среди населения по профилактике ВИЧ/СПИД.

   Основная  часть программы состоит из трех блоков, каждый блок  имеет свою цель, задачи, формы и способы реализации.

  1. Социальный блок рассматривает актуальность проведения данной программы среди подростков, основываясь на возростоспецифических поведенческих реакциях;
  2. Педагогический блок включает в себя мероприятия, предназначенные для подростков, учащихся в  общеобразовательных школах, направленные на предупреждение заражения ВИЧ-инфекцией.
  3. Нормативно-правовой блок несет в себе информацию для ознакомления учеников с нормативно-правовыми документами в области ВИЧ-инфекции, действующими в России.

     Представленная  программа, включающая 3 блока –  социальной, педагогической и нормативно-правовой направленности, позволит, с нашей точки зрения, создать систему полноценной и разносторонней  работы с подростками, позволяющей проводить эффективную профилактику ВИЧ-инфекции среди данной категории населения, ее членам включиться в разнообразные виды деятельности, проявить активность, самореализоваться, а также сформировать стремление к ведению здорового образа жизни. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Актуальность  нашего исследования подчеркивается тем, что появление ВИЧ-инфекции изменило мировое сообщество. Этого уже  никто не отрицает. Так или иначе, затрагивается здоровье людей, выходят на поверхностность существующие социальные проблемы, растет дискриминация. Сейчас в каждом регионе России есть люди, живущие с ВИЧ. На сегодняшний день наиболее уязвимой к ВИЧ группой населения являются юноши и девушки моложе 30 лет. Хотя большинство россиян считает ВИЧ серьезной проблемой для России, есть люди, которые не думают, что эта проблема может затронуть их лично.

     Таким образом, проблема профилактики распространения  ВИЧ-инфекции в стране является актуальной и требует теоретической и практической разработки.

     В ходе проведения теоретического анализа  научной литературы в первой главе  курсовой работы нами были определена сущность следующих понятий: «ВИЧ-инфекция», «СПИД».

     ВИЧ-инфекция – это неизлечимое, смертельное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, одной из последних стадий которой является СПИД, характеризующийся снижением функций иммунной системы организма человека.

     СПИД представляет собой тяжелое инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), которое проявляется глубоким поражением системы клеточного иммунитета человека, развитием прогрессирующих инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.

     В результате изучения исторического аспекта проблемы было выявлено, что вирус иммунодефицита человека независимо друг от друга открыли в 1983 году в двух лабораториях: в институте Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и в Национальном институте рака в США под руководством Роберта Гало, а в 2008 году Люк Монтанье и Франсуаза Барре-Синусси были удостоены Нобелевской премии в области физиологии и медицины «за открытие вируса иммунодефицита человека».

     Теоретический анализ проблемы позволил выявить, что  исследователи выделяют:

     а) группы риска, являющие собой группы людей, которые имеют наибольшую возможность стать инфицированными  ВИЧ – это наркоманы, проститутки  и люди, ведущие беспорядочный  образ жизни,  гомосексуалисты; люди, которым перелита кровь инфицированного человека; жители стран, где масштабно распространено это заболевание;

     б) существует несколько путей передачи ВИЧ-инфекции:

     - половой – при  половых контактах,  особенно гомосексуальных; 

     - вертикальный – от матери к ребенку, реализуемый в процессе грудного вскармливания; с другой стороны существует и угроза инфицирования здоровой матери при грудном вскармливании от зараженного в лечебном учреждении ВИЧ-инфекцией ребенка;

     - бытовое инфицирование – через  бритвенные приборы и другие  колюще-режущие предметы, зубные щетки и т. п.

Информация о работе Профилактика ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника