Профилактика вредных привычек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в нашей стране наблюдается рост числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности, преступности и количества детей, подверженных вредным привычкам.

Файлы: 1 файл

Проект «Профилактика вредных привычек» (2).doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

В коррекционной школе есть учащиеся с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение – это одна из основных форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления  различными веществами (табакокурение, алкоголь, токсические вещества, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций.

 

 

 

 

Учитывая злободневность проблемы в обществе, в МОУ СОШ №37 3класса, мною был разработан проект «Профилактика вредных привычек», и внедрен в практику.

 

Цель дипломного проекта: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также воспитание здорового образа жизни и активной жизненной позиции учащихся.

Исходя из цели, формулируем  следующие задачи:

  1. Приобщать детей к здоровому образу жизни, делать выбор и принимать решения, связанные с сохранением  своего здоровья.
  2. Предоставить  детям объективную, соответствующую возрасту информацию о вредных привычках; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
  3. Сформировать у обучающихся отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
  4. Способствовать стремлению учащихся понимать окружающих, анализировать поступки и действия других людей.
  5. Обучение ребят отстаивать свое  мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников;
  6. Ознакомление с причинами злоупотребления токсических веществ, наркотиков, никотина, алкоголя;
  7. Формирование у обучающихся осознанно – отрицательное отношение к наркотикам, токсическим веществам, сигаретам, алкоголю, киберзависимости.

Участники проекта: учащиеся 3 класса, классный руководитель, родители, педагог – психолог.

Подготовительная работа: анкетирование, составление плана проекта, подбор литературы по теме, консультации по подготовительной работе со специалистами, согласование вопросов с психологом, разработка мероприятий.

Длительность проекта: два месяца

Предполагаемый результат дипломного проекта:

  • Приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • Получение детьми  доступной по возрасту информации о вредных привычках;
  • Формирование навыков социальной компетентности у учащихся;
  • Расширение возможностей сотрудничества образовательного учреждения и родителей или лиц их заменяющих в профилактике вредных привычек у детей младшего школьного возраста.

Этапы деятельности классного руководителя в данном проекте:

I. Диагностико – аналитический этап (анкетирование).

II. Планирование воспитательного процесса по проекту.

III. Организация воспитательной работы с учащимися и родителями по профилактике вредных привычек.

IV. Выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Первый этап проекта. В декабре 2015 года были проведены диагностика и анкетирование (приложение 1) классного коллектива.

Критерии диагностики:

1. изучение личности каждого  учащегося (оценка уровня воспитанности  личности).

2. изучение характера классного коллектива (оценка уровня воспитанности коллектива).

3. анализ семейного воспитания каждого ребенка.

Анкетирование проводится с целью получения информации о вредных привычках школьников, а именно о формировании привычек курить, употреблять наркотические, токсические вещества,  алкоголь, злоупотреблении компьютером; выявления роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию о владении теоретическими сведениями по данному вопросу; дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников; помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей; дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.

Второй этап проекта – составление плана (приложение 2). План составляется, опираясь на результаты анкетирования и диагностики каждого ученика и всего классного коллектива. В плане проекта акцентировалось внимание на воспитание здорового образа жизни учащихся и профилактики «старых» и «новых» вредных привычек.

Третий этап проекта – организация учебно – воспитательной работы с учащимися и родителями по проекту «Профилактика вредных привычек».

Все мероприятия проходили в разнообразных методических формах. Это классный час, урок – игра, сюжетно – ролевая игра, викторина, беседа, индивидуальная беседа, конкурс, встреча, ситуативный практикум.

Велась просветительская работа  среди родителей о пагубном влиянии вредных привычек на детский организм с целью привлечь родителей к профилактической работе по предупреждению вредных привычек (приложение 3). Особое внимание уделялось «новым» зависимостям: игромании, Интернет-зависимости. С целью выявления игровой и компьютерной зависимости среди детей было проведено анкетирование родителей (приложение 4).

На внеклассных занятиях выполнялись поставленные цели и задачи: образовательные, воспитательные, коррекционно – развивающие.

Хотя в классе не выявлено детей, употребляющих наркотики, ученики стали осуждающе относиться к случаям наркомании среди старшеклассников.

Четвертый этап проекта – выводы по результатам проделанной работы по реализации проекта.

Критерии эффективности проекта:

1. Самооценка деятельности классного  руководителя.

2. Самооценка деятельности педагога  – психолога.

3. Количественное сравнение учащихся (отношение к вредным привычкам) до осуществления данного проекта и после реализации проекта:

  • по анкетированию,
  • по заключениям и рекомендациям специалистов,
  • по наблюдениям за поведением учащихся.

4. Отзывы родителей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акатова Н.С. Проблемы устойчивости личности в негативной среде. В сб.: Психология личности в трудной ситуации. М.: МГУС СТИ, 2002.
  2. Альтшулер В.Б. Наркомания:дорога в бездну. М., 2000.
  3. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Белинская Е.П., Тихомандицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
  5. Воробцова Т.Н. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни. Волгоград: Корифей, 2010
  6. Григорьева М.Ю., Топоркова Е.В. Чем же закончится завтра? Тебе выбирать! М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  7. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2004.
  9. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. М.: ВАКО, 2008.
  10. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Алкоголь – шаг в пропасть. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  12. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  13. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  14. Шилова Т.А. Психолого – педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. В сб.: Психология и педагогика в образовательной и социальной сферах. М.: МГУС СТИ, 2002.

 

 

Приложение 1.

АНКЕТА

учащегося по теме: «Твое отношение к вредным привычкам»

 

I. Отношение к курению

Нужное отметь галочкой

 

1. Куришь ли ты?

  • Да, сейчас курю,
  • Курю, но хочу бросить,
  • Не курю,
  • Не пробовал.

 

2. Как твои родители относятся  к курению?

  • Сами курят,
  • Курит один из родителей,
  • Запрещают, категорически против,
  • Безразлично.

 

3. Как ты относишься к ребятам, которые курят?

  • Завидую,
  • Осуждаю,
  • Безразлично.

 

4. С какого возраста, по твоему, человеку можно курить?

    • С 5 лет,
    • После достижения совершеннолетия,
    • Как все друзья, так и я,
    • Лучше вообще не курить.

 

 

II. Отношение к алкоголю

 

5. Употребляешь ли ты алкоголь?

  • Употребляю,
  • Не употребляю,

 

6. Как твои родители относятся  к употреблению алкоголя?

  • Приветствуют, употребляют сами,
  • Запрещают, категорически против,
  • Безразлично.

 

7. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют алкоголь?

  • Завидую, они такие взрослые,
  • Осуждаю, они портят свое здоровье,
  • Безразлично.

 

8. С какого возраста, по твоему, человеку можно употреблять алкоголь?

    • Когда захочется
    • Как все друзья, так и я,
    • Лучше вообще не употреблять.

 

III. Отношение к токсическим веществам

 

9. Нюхаешь ли ты токсические вещества (клей, аэрозоли)?

  • Да,
  • Нет,
  • Не считаю нужным пробовать.

 

 

10. Как твои родители относятся  к употреблению токсических веществ?

  • Приветствуют,
  • Категорически против,
  • Безразлично.

 

11. Как ты относишься к ребятам, которые нюхают токсические вещества?

  • Восхищаюсь,
  • Осуждаю,
  • Безразлично.

 

IV. Отношение к наркотикам

 

12. Употребляешь ли ты наркотики?

  • Употребляю,
  • Не употребляю,
  • Не считаю нужным пробовать.

 

13. Как твои родители относятся к употреблению наркотиков?

  • Приветствуют,
  • Категорически против,
  • Безразлично.

 

14. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют наркотики?

  • Восхищаюсь,
  • Осуждаю,
  • Безразлично.

 

15. Если бы ты употреблял наркотики, ты бы предлагал другим попробовать?

    • Обязательно предлагал,
    • Не предлагал бы.

 

V. Отношение к компьютерной зависимости

 

16. С какой целью ты используют  компьютер?

  • Для учебы,
  • Для игры,
  • Читаю и смотрю все подряд.

 

17. Как твои родители относятся  к твоей работе на компьютере?

  • Приветствуют, разрешают пользоваться неограниченное количество времени,
  • Приветствуют, но всегда контролируют время,
  • Категорически против,
  • Они не знают, что я сижу за компьютером,
  • Им все равно.

 

18. Готов ли ты променять игру  с друзьями на игру в компьютер?

  • Конечно, виртуальные игры интереснее,
  • Нет, мне с друзьями интереснее.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Родительское собрание

«Уберечь детей от киберзависимости и игромании»

 

Цели: популяризация сведений по вопросам новых зависимостей; повышение уровня культуры семейного воспитания.

Задачи:

  • ознакомить с новыми зависимостями и возникшими в связи с этим проблемами;
  • обозначить причины появления новых зависимостей;
  • провести анкетирование, дать полезные советы;
  • показать взаимосвязь ошибок семейного воспитания и возникновения зависимостей;
  • обсудить новые задачи родителей в вопросах семейного воспитания в связи с появлением новых заболеваний эмоционального плана;
  • дать рекомендации по выявлению игровой и компьютерной зависимости;
  • ознакомить с существующими методами лечения.

Информация о работе Профилактика вредных привычек