Программа социологического исследования: Выбор будущей профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем вам быть. Кто-то в детстве мечтал стать космонавтом, а кто-то строителем или летчиков. В редких случаях люди становятся действительно теми, кем хотели быть ранее. Причиной тому может быть множество фактов. Например, многие могут не поступить в интересующий их вуз, а кто-то за время учебы в школе поменяет свои вкусы и приоритеты. И поэтому, очень часто на вопрос, почему вы выбираете ту или иную профессию и какие навыки вам потребуются для дальнейшей специальности большинство студентов не могут дать вразумительный ответ.
Стоит обратить внимание, что данная проблема является актуальной во все времена. Ведь правильный выбор профессии – залог дальнейшего успеха в карьере

Содержание работы

Введение
Программа социологического исследования
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

сарайкин.docx

— 369.24 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ 

образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Мордовский государственный университет

им. Н.П.ОгарЁва»

 

Историко-социологический  институт

 

Кафедра социологии

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Выбор будущей  профессии

 

 

           Выполнили:

            Кузина Ю.В.

               Федотова Ю.Г.

                           студентки 203 группы

                                                          направления   040100.62   «Социология»

 

 

                                                          Проверил:

                                                          к.э.н., доцент

                                                          Сарайкин Ю.В.

                                                                                      

                                                                                     

                                                                                                   Оценка________

                    

                                              

 

                                                Саранск  2012

 

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                              

Программа социологического исследования                                                       

Выводы                                                                                                                   

Заключение                                                                                                            

Список использованных источников                                                                  

Приложение 1                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем вам быть. Кто-то в детстве мечтал стать космонавтом, а кто-то строителем или летчиков. В редких случаях люди становятся действительно теми, кем хотели быть ранее. Причиной тому может быть множество фактов. Например, многие могут не поступить в интересующий их вуз, а кто-то за время учебы в школе поменяет свои вкусы и приоритеты. И поэтому, очень часто на вопрос, почему вы выбираете ту или иную профессию и какие навыки вам потребуются для дальнейшей специальности большинство студентов не могут дать вразумительный ответ.

Стоит обратить внимание, что данная проблема является актуальной во все времена. Ведь правильный выбор профессии – залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность оптимального использования человеком

личностного потенциала в профессиональной деятельности. А это становится возможным только при соответствии характеристик личности выбранной профессии.

Большинство людей выбирает профессии  по принципу оплачиваемости. Это

совершенно не правильно. Ты можешь быть отличным специалистом в горном деле и получать отличную зарплату, и ты можешь быть никудышным программистом, на которого совершенно не будет спрос на рынке труда. Например, Ценность топ-менеджера не в том, что у него зарплата 100 000 рублей, а в том, что он в месяц может делать оборот в 5 миллионов рублей.

На данный момент велика доля людей  работающих не по своей специальности.

Конечно, отчасти на это влияет экономическая нестабильность в  России, но также возможно, что именно неправильный выбор образования повлек за собой нежелание или же отсутствие возможности в дальнейшем работать по специальности. Ведь для достижения высоких результатов, в какой либо сфере необходимы так же и некоторые личностные качества. В данном случае справедливо было бы акцентировать внимание на том, что теоретические знания в какой либо сфере накапливаются в результате обучения, а выработка черт характера, необходимых в практической деятельности - задача порой невыполнимая. Ведь сформировавшейся личности, которой в большинстве случаев уже является человек при выпуске из ВУЗА, не совсем легко изменить себя. Но не стоит бояться, ведь освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности.

Программа социологического исследования

 

Объект- студенты первого курса МГУ им.Н.П.Огарева

Предмет- выбор будущей профессии студентов первокурсников.

Цель- выявить планы и критерии выбора будущей профессии студентов первого курса ИСИ и ИМЭ.

Задачи:

  1. Выявить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии
  2. Изучить профессиональную мотивацию студентов
  3. Определить, каковы основные причины выбора профессии (будущей)
  4. Выяснить, будут ли студенты работать по полученной специальности

Метод сбора информации: опрос по формализованной анкете.

Респонденты: студенты первокурсники ИСИ и ИМЭ.

Выборка: случайная и серийная.

Период проведения полевого этапа исследования: с 21 по 23 ноября 2012 года.

Интерпретация понятий: профессия, профессиональная ориентация, студенческая молодежь.

Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию.

Профессиональная ориентация, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Студенческая молодёжь – это молодёжь, которая обучается в высших учебных заведениях.

 

Выводы

Возраст опрошенных респондентов:

Направление обучения респондентов:

 

 

 

Осознанный или не осознанный выбор  Вашей будущей профессии:

Основные причины выбора профессии (будущей):

 

 

Связываете ли Вы свою будущую профессию  с родным городом\селом:

 

 

Важен ли Вам подъем по карьерной  лестнице:

 

Выбор будущей профессии зависит  от ваших навыков и умений?

 

Пригодится ли диплом по вашей специальности  в будущей профессии?

 

Стоит ли выбирать профессию по настоянию  родителей или же искать работу и  принимать решение самостоятельно?

 

 

Быстро ли вы находите контакт с  новыми людьми?

 

 

Быстро ли вы вливаетесь в новый  коллектив?

 

 

Для определения профессиональной ориентации студентов было опрошено 30% студентов технической специальности, 70% студентов гуманитарной специальности. Осознанно выбор профессии делают 84% студентов первокурсников, не осознанно 16%. 

Основными причинами выбора будущей  профессии являются: 1) спрос на рынке  труда – 26%, интерес к профессии  – 25%, высокий доход – 21%, доступность  обучения – 17%, совет родителей – 8%.

Связывают будущую работу с родным городом – 32%, не хотят работать в  родном городе – 36%, не задумывались над  этим – 32%.

92% первокурсников хотят в будущем  подниматься по карьерной лестнице, 8% студентов считают это не  важным.

На вопрос : « Пригодятся ли вам ваши навыки и умения в будущей профессии» 82% первокурсников ответили что пригодятся, 18% считают не так важно.

На вопрос «Пригодится ли вам  ваш диплом» 34% ответили да, 58% нет и 8% не знают.

82% делали выбор самостоятельно  в выборе будущей профессии, 18% процентов по настоянию родителей.

Больше половины студентов первокурсников легко вливаются в коллектив  и находят общий язык с новыми людьми.

 

Заключение

 

Полученные данные позволяют нам  сделать вывод: в процессе профессионального  развития личности большое значение имеют мотивация к овладению  профессией, профессиональные притязания студентов, именно они являются залогом  и индикатором успешности профессионализации будущих специалистов.

Итак, в ходе исследования были обнаружены следующие проблемы, затрудняющие профессиональное становление студентов: неосознанное профессиональное самоопределение  и, как следствие, отказ от работы по специальности.

Результаты исследования являются подтверждением необходимости психологического сопровождения профессионализации будущих специалистов.

Со школьной скамьи необходимо проводить  работу по воспитанию сознательного  выбора профессии. Профессиональное самоопределение  молодежи должно осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности - профориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Бондаренко А.Г. Социологическое исследование: методика опроса. Учеб. Пособие . ВолгГТУ, Волгоград, 2006.

2.Организационное поведение: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова – М.: Экономистъ,

2006.

3. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., перераб. И доп. –

М.: Экономистъ, 2006.

4. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодёжь: десять главных проблем. - М.: Изд-во «Социум», 1999. - 89с.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189

6. Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280

7. Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, .2001.-С.90-101

8. Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98

9. Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. -С.46

10. Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. -С.69

 

 

 

 

Приложение 1

Уважаемый респондент!

Просим Вас ответить на ряд вопросов касающихся ваших  планов в выборе будущей профессии  после окончания ВУЗа. Для ответа на вопрос Вам нужно поставить  любой значок напротив ответа, соответствующего вашему мнению. Опрос анонимный.

  1. Сколько Вам полных лет:

          __________

       2. Направление Вашего обучения:

           1)гуманитарное

           2)техническое

       3. Знали ли Вы в школе, какую профессию хотите иметь в будущем?

            1) да

            2)нет

      4. Выбор будущей профессии должен быть осознанным?

            1)да

            2)нет

       5. Каковы основные причины выбора прфессии (будущей)? (укажите не более двух вариантов ответа)

            1)интерес к профессии

            2)высокий доход

            3)совет родителей

            4)доступность обучения

            5) спрос профессии на рынке  труда

       6. Связываете ли вы свою будущую профессию с родным городом/селом?

            1)да

            2)нет

            3) не задумывался

       7. Для вас в будущей профессии очень важен подъем по карьерной лестнице?

            1)да

            2)нет

       8. Будет ли ваш выбор будущей профессии зависеть от того, какими навыками вы владеете?

            1)да

            2)нет

       9. Пригодится ли диплом по вашей специальности в будущей профессии?

            1)да

            2)нет

            3) не знаю

       10. Стоит ли выбирать профессию по настоянию родителей или же искать работу и принимать решение самостоятельно?

            1)по настоянию родителей

            2) собственный поиск и выбор

     11. Быстро ли вы находите контакт с новыми людьми?

           1)да, быстро

           2) нет

     12. Быстро ли вы вливаетесь в новый коллектив?

            1) да, легко вливаюсь в коллектив

            2)нет

 

Благодарим  за ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Программа социологического исследования: Выбор будущей профессии