Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:50, реферат
Программа социологического исследования - это документ, служащий руководством в течение всего исследовательского процесса. Этот документ включает в себя формулировку и обоснование научной проблемы, определение цели исследования, его объекта и предмета, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез исследования, задачи исследования, выборку объекта исследования, рабочий план исследования, методические и вспомогательные материалы. Поэтому просчеты на стадии планирования может поставить под угрозу достоверность или значимость результатов исследования.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Сущность программы социологического исследования……………………..5
1.1 Определение социологического исследования………………………5
1.2 Структура программы социологического исследования………..….8
1.3. Объект, предмет и гипотеза исследования ……………….………..10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………….. ………………..18
Социологические исследования могут носить поисковый характер, когда проблема не может быть сформулирована достаточно четко и нет возможности провести теоретический анализ проблемы, выделить предмет исследования. В этом случае поиск существенных свойств и отношений объекта осуществляется методом индуктивного обобщения. Цель поисковых исследований - уточнение проблемы и поиск предмета исследования.
Гипотезы исследования - набор приемов, методов, применяемых исследователем, общая направленность исследования задаются до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть8.
Выдвижение гипотез предопределяет логику всего процесса исследования. Социальное исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы
Гипотеза конкретизирует цель исследования и является главным методологическим инструментом в организации исследования. Она связывает теоретическую концепцию с эмпирической базой исследования. Гипотеза не должна противоречить методологическим принципам наук, истинность которых уже давно доказана, должна быть доступна проверке в ходе исследования, достаточно проста и не содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации.
Фазы построения социологических гипотез.
Первая фаза - сбор информации по исследуемой теме. Любое социологическое исследование начинается с изучения имеющейся по теме литературы и других источников информации: отчетов, статистических данных, материалов других исследований, часто сведений, полученных от экспертов. Здесь уместно использовать и свой собственный опыт, если таковой имеется. Главное, приступая к сбору информации, социолог должен иметь определенный, четкий план этой процедуры.
Вторая фаза - собственно формулирование гипотез. Это одна из труднейших процедур. На этой фазе социолог на основе собранной и критически осмысленной информации формулирует рабочие гипотезы.
Третья фаза - группировка гипотез. Здесь социолог должен определить основные и неосновные гипотезы, уметь их привести в определенную систему.
Рабочие гипотезы можно классифицировать по различным признакам. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы разделяют на описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательные гипотезы - это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные)9.
Объяснительные гипотезы, относятся к предположениям о причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее «сильные» гипотезы, они требуют экспериментальной проверки.
Прогнозные гипотезы - это такие гипотезы, которые содержат не только предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния, но и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта.
По степени разработанности и обоснованности гипотезы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы формулируются до сбора эмпирических данных. Если они опровергаются, то взамен выдвигаются вторичные гипотезы.
Пo степени общности предположений гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотезы-основания и гипотезы-следствия связаны между собой логически. С точки зрения задач исследования гипотезы подразделяют на основные и неосновные (общие и частные). Основные гипотезы следуют из основных задач, неосновные гипотезы - из неосновных задач.
Цели - чаще всего практическая, так как
призваны дать прежде всего информацию
для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений,
способных повысить их эффективность.
Задачи - формулируются в соответствии
с его целью и гипотезами и заключают в
себе поиск ответа на вопрос: каковы пути
и средства решения исследуемой проблемы.
Задачи исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и могут делиться на основные и дополнительные. Разделение задач на основные, и не основные позволяет рациональнее распределить время, сосредоточить внимание на решение главного. Основные задачи исследования должны отвечать на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Это может быть поиск факторов, анализ состояния дел в исследуемой области, изучение работы какого-либо функционального органа и др. Задачи входят в программу социологического исследования, ее методологическую часть и ориентируют исследователя в двух направлениях: теоретическом и прикладном. Если цель формулируется как теоретическая, то задачи носят теоретический характер. Главное в задачах - получение нового знания. Это может быть знание отдельных фактов, воспроизведение системы фактов, получение целостной картины изучаемого явления или процесса, теоретический вывод, практические решения.
В определении объекта исследования не ограничиваются только решением вопроса о количестве и характере той совокупности людей, которые будут охвачены исследованием. Здесь характеризуется выборка и ее принципы.
Логический анализ основных понятий
предусматривает осуществление ряда процедур,
суть которых заключается в логическом
структурировании основных понятий, фигурирующих
в определении предмета исследования.
Логический анализ этих понятий предполагает
точное, всестороннее объяснение их содержания
и структуры. Практически все понятия
полисемантичны, то есть включают в себя
не одно, а несколько значений, поэтому
важно определиться, что конкретно понимать
под тем или иным термином10.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:
− подготовка исследования;
− сбор первичной социологической информации;
− подготовка к обработке материалов исследования и обработка на ЭВМ;
− анализ информации,
Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса.
Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера. Далее следует формирование темы и задач исследования. Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы — сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования.
Программа включает также характеристику понятийных и эмпирических индикаторов, выявление объекта исследования, инструментарий.
Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности.
Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
Список использованных источников
1. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск:
Тетрасистемс, 2004. – 356с.
2. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие.
- Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс»,
2002. – 280с.
3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2001.- 187с.
4. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Владос, 2000. – 230с.
5. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2001. – 360с.
6. Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. – 153с.
7. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 254с.
1 Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: Тетрасистемс, 2004.- С. 23.
2 Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2002. – С.18.
3 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 31.
4 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 34.
5 Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - С. 112.
6 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 36.
7 Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. - С. 59.
8 Волков В.Г. и др. Социология. Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. - С. 25.
9 Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 48.
10 Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. — М.: Соц.- полит, журн., 2002. с. 27.