Проституция как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1) Анализ истоков проституции;
2) Рассмотреть общественную мысль в России о социальной сущности проституции;
3) Проанализировать проституция в истории России;
4) Раскрыть особенности детской проституции;
5) Прояснить характерные черты мужской проституции;
6) Раскрыть особенности женской проституции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Исторические аспекты проституции……………………………
1.1 Истоки проституции………………………………………………….6
1.2 Общественная мысль в России о социальной сущности проституции………………………………………………………………10
1.3 Проституция в истории России………………………………………15
Глава 2. Виды проституции………………………………………………..
2.1. Детская проституция…………………………………………………20
2.2. Мужская проституция………………………………………………..23
2.3. Женская проституция………………………………………………...29
Глава 3. Действия социальных служб направленных на профилактику проституции……………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………...42
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)


43

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

          

 

 

  Курсовая работа по дисциплине Теория социальной работы

              «Проституция как социальная проблема»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Улан-Удэ, 2011

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

                                             Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Исторические аспекты проституции……………………………

1.1 Истоки проституции………………………………………………….6

1.2 Общественная мысль в России о социальной сущности проституции………………………………………………………………10

1.3 Проституция в истории России………………………………………15

Глава 2. Виды проституции………………………………………………..

2.1. Детская проституция…………………………………………………20

2.2. Мужская проституция………………………………………………..23

2.3. Женская проституция………………………………………………...29

Глава 3. Действия социальных служб направленных на профилактику проституции……………………………………………………………….37

Заключение………………………………………………………………...42

Список литературы………………………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

Актуальность проблемы. Проституция существовала, существует, и, скорее всего, будет существовать во всех странах, независимо от их культурного развития и принимаемых против этого мер. На протяжении многих веков это явление привлекало внимание общественности. Сегодня, во времена, когда практически весь мир находится в плену эпидемии ВИЧ-инфекций и венерических болезней, а проституция способствует их распространению, эта проблема становится как никогда актуальной. К этому добавляются также проблемы, связанные с генофондом, с воспроизводством здорового населения, так как проститутка утрачивает возможность произвести на свет нормального, здорового ребёнка. Происходит нравственное падение женщины: постоянно подвергаясь унижениям, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость. Очень часто проституция связана с криминалом, наркобизнесом. В последнее время возросло число детей, занимающихся проституцией, что приводит к деградации молодого поколения. Практически во всех странах мира сегодня возникают споры о легализации или запрете проституции. Все эти проблемы требуют решения и глубокого изучения.

Степень разработанности проблемы. Проституция вызывала интерес представителей гуманитарных и естественных наук. Медицина, история, различные виды искусства, социология, юриспруденция обращали своё внимание на данное явление. Первые описания проституток можно встретить в античных мифах, в «Искусстве любви» римского поэта Овудия Назона, в работах древнегреческого писателя и историка Ксенофонта, в трудах философов античности: Сенеки, Аристотеля, Лукиана и многих других[1]. Фома Аквинский сравнивал проституцию с канализацией во дворце, исчезновение которой приведёт к тому, что дворец заполнится грязью. Августин Аврелий считал, что изгнание проститутки из общества приведёт к нарушению всего общественного порядка из-за вторжения похоти. О. Вейнингер в своей работе «Пол и характер» пытался определить психологические характеристики личности проститутки. Карл Маркс проводил параллели между экономической проституцией рабочего и поведением проститутки. Но при этом он забывал рассматривать специфическую сексуальную эксплуатацию и угнетение, испытываемое женщинами. Значительный вклад в изучение проституции внес немецкий учёный Иоган Блох. Его книга «История проституции» даёт полную картину процессу исторического развития этого явления. Большой вклад в исследование проституции как социального явления внесли также русские и советские ученые Чарыхов Х.М., Сабинин А.Х., Такновский В.М., И.С. Кон, Ч.А. Голосенко, СИ. Голод, Гилинский Я.И., Ю.М. Антонян[2].

Традиционное социологическое изучение проституции проводилось в контексте социологии преступности и девиации. Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что проституцию стали рассматривать как профессию. Но, несмотря на то, что проблема проституции освещается ещё с давних времён, постоянно открываются всё новые и новые особенности и формы этого явления, не разработано эффективных мер борьбы с его негативными последствиями.

Целью данной работы является анализ социального портрета проституции. В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:

                  1) Анализ истоков проституции;

                  2) Рассмотреть общественную мысль в России о социальной сущности проституции;

                  3) Проанализировать проституция в истории России;

                  4) Раскрыть особенности детской проституции;

                  5) Прояснить характерные черты мужской проституции;

                  6) Раскрыть особенности женской проституции.

Объектом исследования является проституция как социальная проблема.

Предметом же в свою очередь являются особенности проституции как социальной проблемы.

          В работе использованы следующие общенаучные методы исследования: метод объективности и метод системности. Характерными чертами общенаучных методов исследования являются, во-первых, соединение в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

Указанные цели и задачи курсовой работы формируют ее структуру, которая состоит из введения, основной части, которая состоит из трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические аспекты проституции

1.1. Истоки проституции

Секс за деньги давно и широко известен, как древнейшая профессия. В течение многих столетий это занятие приносило прибыль содержателям притонов, и нередко приводило самих проституток к самым вершинам власти. За "легкий" труд они платили тяжелыми болезнями, ранним старением и, нередко, бездетностью. В настоящее время проституция все еще запрещена во многих странах мира. По разным данным, только в США насчитывается от 2 до 5 миллионов проституток[3].

Однако, легализация проституции - вопрос, можно сказать политический.

Только вот люди, как были, так и остались - так же мужчины любят женщин, женщины любят мужчин. И те, и другие любят деньги. Видимо, именно с появлением денег, - этого чуда цивилизации, и возникла проституция, как прибыльная профессия.

С давних времен люди пытаются дать точное и исчерпывающее определение проституции. Но уже тот факт, что все определения медиков, юристов, социологов, философов и других специалистов нередко сильно расходятся между собой, доказывает, что точное ограничение содержания слов "проституция" и "проститутка" весьма затруднительно.

Прежде всего, понятие о проституции должно быть ограничено человеком.

Проституция существует только у человека, "творца культуры и общественного порядка". Среди животных такого явления практически не наблюдается[4].

Но если законодательство Солона дало, таким образом, первую и самую ценную основу для точного определения проституции и проститутки, то у римлян мы находим для этого гораздо более богатый материал. Здесь продажная женщина получила различные весьма характерные названия. Это можно видеть уже в комедиях Плавта (сер. III в.до н.э. - ок. 184 до н.э.), написанных еще по греческим образцам. Он упоминает "guaestuosa": одна из тех, которые охотно зарабатывают - "тело свое питают при помощи тела"[5].

Кроме этих слов у Плавта существует еще несколько терминов, которыми он называет женщин, зарабатывающих своим телом.

Кроме "guaestuosa", Плавт употребляет еще для проституток названия "meretrix" (от слова "merere" - зарабатывать, именно непотребством), "prostibulum" (от "prostare" - стоять перед публичным домом), "proseda" (от "prosedere" - сидеть перед публичным домом).

Грамматик Ноний Марцелл (IV в н.э.) определяет разницу между "meretrix", или "menetrix", и "prostibulum": первая занимается своим ремеслом в более приличных местах и в более приличной форме - она остается дома и отдается только в темноте ночной, между тем как prostibulum день и ночь стоит перед борделем.

Здесь мы имеем первое определение свободной, или тайной проституции и проституции публичных домов, определение же Солона относилось только к последней. Тем самым понятие о проституции в отношении к низшей форме ее - гетеры не причислялись сюда - расширилось. Одни смотрели с презрением на других, клиенты которых рекрутировались из низших слоев народа и из рабов.

Коротко, но вполне исчерпывающе определяет характер проститутки одна надпись на стене Помпеи: "Люцилла извлекала выгоду из своего тела"[6].

Величайшее значение для более точного определения проституции и отличия ее от других форм внебрачных половых сношений имеют знаменитые определения и исследования римского права, прежде всего - Ульпиана. Выводы его находятся в Дигестах Юстиниана. Они гласят: "Публичным непотребством как ремеслом занимается не только та, которая проституируется в доме терпимости, но и та, которая бесстыдно продает себя - как это обыкновенно бывает - в увеселительном кабачке или в другом месте". Но под словом "публично" мы разумеем "всем и каждому, то есть без выбора" - следовательно, не такую женщину, которая отдалась, нарушив супружескую верность, или благодаря насилию, а такую, которая живет наподобие девки из публичного дома. А потому о женщине, которая имела половые сношения за денежное вознаграждение с одним или двумя мужчинами, нельзя еще сказать, что она публично занимается непотребством как ремеслом". С другой стороны, существует мнение, что и та женщина должна быть причислена к проституткам, которая публично отдается многим и без вознаграждения[7].

Из всех фактов, которые остались нам с древних времен, можно сделать один общий вывод:

"Женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продает себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка."

То, что приведено выше, и есть классическое понятие о проституции по римскому праву, признанное, в общем, и позднейшими юристами.

Наконец, нужно еще заметить, что римское право строго отличает проститутку от других представительниц свободных половых сношений: от "concubina", "pellex", "amica" или "delicata".

"Concubina" - женщина, которая живет с неженатым мужчиной и во всех отношениях занимает положение жены, так что недостает только узаконения юридическим брачным договором[8].

"Pellex", "paelex" (от греческого - "наложница")- возлюбленная женатого человека и в качестве таковой пользуется гораздо меньшим уважением, чем конкубинатка[9].

Согласно тексту изданного царем Нумой закона, женщину называли "pellex" и считали бесчестной, если она жила в интимной связи с мужчиной, в собственной власти которого уже находится, для правомерного брачного союза, другая женщина. (Нума Помпилий - второй из семи римских царей, с именем которого связывались правовые и религиозные реформы)[10].

Наконец, от проститутки отличали также галантную женщину, "amica" или "delicata", которая имела половые сношения лишь с немногими мужчинами по выбору и потому исключалась из определения Ульпиана. Это то же, что наш "полусвет" или та категория продажных женщин, которым Овидий посвятил свое произведение "Наука любви". Как объясняет поэт, оно не относится к проституткам. Последних он строго отличает от галантных женщин, половая жизнь которых, по его мнению, носит безусловную печать индивидуальных отношений и выбора, хотя они и отдаются почти исключительно за вознаграждение[11].

Данный параграф раскрывает основные аспекты древнейшего ремесла, а именно проституции. Также в параграфе сказано, что из всех фактов, которые остались нам с древних времен, напрашивается один общий вывод что женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продает себя или других женщин многим мужчинам без разбора, и есть проститутка. Это является классическим понятием о проституции по римскому праву и не только.

         1.2. Общественная мысль России о социальной сущности проституции

Проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований[12].

В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос об определении сущности и содержания категории "проституция" в современной историографии разработан весьма слабо. Из немногочисленных работ, затрагивающих этот вопрос, можно выделить статьи С.И. Голода и И.С. Кона. Большинство современных исследователей к данной проблеме подходят к социально-экономической, а не культурологической точки зрения.

Информация о работе Проституция как социальная проблема