Проституция как вид девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Файлы: 1 файл

КР Социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку. Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом. В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация? Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [6,с.208]. Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. 

 К величайшему  сожалению, не существует такого  счастливого общества, в котором  все его члены вели бы себя  в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. У истоков социологии девиантного  (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”. Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”[3,c.520], а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”[7,c.98], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства. Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”[1,c.257], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые. Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а)человека, которому свойственно определенное поведение; б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение. Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ НЕГАТИВНАЯ ДЕВИАЦИЯ

Девиация –  это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать что она внутренне  присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различных социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности или нежелательности того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные или отрицательные последствия для тех, кто следует или не следует подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Позитивная  девиация – это такое отклонение, которое и воспринимается многими как необычное, но не вызывает неодобрения. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, и т.д.

Негативная  девиация напротив представляет те поведенческие  отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. Сюда можно отнести терроризм, вандализм, воровство и т.д. Причины негативной девиации социологи ищут в различных направлениях: в несовершенстве человеческой природы и различных пороках людей (эгоизм, зависть гедонизм и т.д.); в их биологических и биологических особенностях (умственные дефекты, психопатия); в социальных условиях жизни (воспитание, человеческое окружение, бедность).

Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по выступающей нижней челюсти, реденькой бородке и пониженной чувствительности к боли.

У. Шелдон, американский психолог и врач, важность строения тела, что означало присутствие характерных  личностных черт. Эндоморфу – человеку умеренной полноты с мягким несколько  округлым телом – свойственны  общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф – тело отличается силой и стройностью – проявляет беспокойство, активен, и не слишком чувствителен. Этоморф – тонкое хрупкое тело – отличается склонностью к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. По Шелдону наиболее склонны к девиации мезоморфы.

Э. Дюркгейм предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социально-культурных факторов. Основной причиной девиации является аномия – «отсутствие регуляции», «безнормность». Это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся не устойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, миграция), порождает нарушение общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются виды девиации. Дюргейм считает девиацию столь же естественной что и конформизм. Отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующих положений, ведет к совершенствованию социальных норм.

Теория аномии получила дальнейшее развитие у Мертона. Главной причиной девиации он считает  разрыв между целями общества и социально  одобряемыми средствами осуществления этих целей. Он выделил типы поведения, которые являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Первый тип – конформность – соответствия культурным целям и средствам. Второй тип – инновация – согласие с целями, но отрицания социально одобряемых средств их достижения (рекит, шантаж, спекуляция). Третий тип ретуализм – отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается у представителей низшего слоя среднего класса. Четвертый тип – ретритизм (бегство от действительности) – отрицание цели и средств. Характерно для лиц, оказавшихся вне общества (бродяги, наркоманы). Пятый тип – бунт- отчуждение от господствующих целей и стандартов в формировании новых целей и средств.

Р. Линтон ввел понятие модальной и нормативной  личности. Нормативная - та черты которой  лучше всего выражают данную культуру. Это как бы идеал личности данной культуры. Модальная – более распространенный тип отклоняющийся от идеала вариаций. И чем более не стабильно общество, тем больше людей, социальный тип которой не совпадает с нормативной личностью.

Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в  результате конфликтов между нормами  культуры. В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Их интересы не соответствуют нормам большинства (уличные банды, группы заключенных).

Миллер утверждал, что существует ярко выраженная субкультура  низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. То есть индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Таким субкультурам присущи готовность к риску, выносливость, стремление к «острым ощущениям» и «везение».

В настоящее время сформировались определенные подходы к профилактике девиантного поведения:

1. Прежде всего  это информационный подход, т.е.  информирование людей о нормативных  требованиях, предъявляемых к  ним государством и обществом,  активное использование в этих целях средств массовой информации (печать , радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу;

2. необходимо  проводить профилактическую беседу  с будущими родителями (о вреде  пьянства и наркомании);

3. среди профилактики  девиантного поведения существует медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными методами лечебного профилактического характера.

В зависимости от совокупности причин, условий, личностных свойств, люди достигают различного рода развития или степени девиантности. Таким образом модель отклоняющегося поведения состоит из трех составляющих: 1. установленные образцы, нормы поведения; 2. определение условий социальной среды, особенности конкретной проблемной ситуации; 3. свойства и особенности личности, предрасположенной к отклоняющемуся поведению.

Чем длительнее влияют негативные условия среды, тем устойчивее становится предрасположенность к девиантному  поведению. Чем менее способность  личности к преодолению конфликта, тем большая вероятность девиантного поведения.

По мнению многих ученых и практиков, социальная девиация –  процесс обратимый, поэтому можно  не только предупреждать отклонения, но и управлять ими. Решение проблем  девиации и девиантного поведения  должно способствовать минимизации и пресечении негативной девиации, созданию условия для проявления оптимального сочетания интересов отдельного человека, социальной группы с социальной направленностью общественного развития. Эти обстоятельства требуют радикального изменения отношения общества к проблемам социализации, созданию системы выращивания жизнестойкого поколения, способного развивать общество на началах гуманизма, социального равенства и справедливости.

 

2. ПРОСТИТУЦИЯ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сам термин “проституция”  происходит от латинского слова “выставлять  публично” (prostituere).

Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

  1. род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
  2. характер занятий – систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;
  3. мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

     Причинами  проституции равно как многих  других социальных отклонений  являются социально-экономические  и морально-этические факторы.  Однако существуют и специфические  причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции  в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Подавляющее большинство  экспертов считает, что проституция  неизбежна, так как потребность  к размножению – сильнейшая физиологическая  потребность. Проституция – это  такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения  за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция  не тождественна ни корыстным супружеским  отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существования проституции.

Уровень проституции резко  вырос с развитием капиталистических  отношений, что вызвало серьезное  общественное беспокойство. В последней  трети ХIХ в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов ХХ в. происходит заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее нравственная эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп.

В нашем обществе проституция  считалась “отсутствующей”, длительное замалчивание реальной ситуации привело  к тому, что обнародование факта  существования проституции вызвало  у многих “шоковый” эффект. Отсюда и нездоровый интерес, и гневные требования, и некоторая растерянность. Проституция активно изучалась в первые годы Советской власти, однако позже исследования были прекращены и возобновились лишь в 60-е годы, а первые результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно. Они показали, что по сравнению с 20-ми годами существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основная масса проституток рекрутировалась из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы. В числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и  половых дисгармоний неизбежно  ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1.

Информация о работе Проституция как вид девиантного поведения