Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:01, лекция
Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направления и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать коротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающейся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних событий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.
Глава 23 Психоанализ в социологии
Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направления и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать коротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающейся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних событий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.
Что касается социологов, то они стремятся рассматривать психоанализ, прежде всего как направление науки о повелении человека, в котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь между сознательным и бессознательным и др., т.е. те проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. Конечно, нужно также иметь в виду, что принципы психоанализа постепенно распространялись и использовались и в социальной философии, и в культурологии, и в истории, и в других общественных и социогуманитарных науках.
§ 1. З. Фрейд – создатель психоанализа
Создателем психоанализа,
является выдающийся австрийский психолог,
психиатр, социальный мыслитель Зигмунд
Фрейд (1856—1939). Строго говоря, Фрейд
никогда не был социологом. Говорим
же мы о нем в курсе истории
социологии потому, что его взгляды
на человека, личность, действие, поведение
позволяют интерпретировать их (а
для социологической науки
Отдельные социологические теории и направления испытали на себе сильное воздействие идей Фрейда, что позволяет ряду авторов утверждать о наличии особой социологической парадигмы психоанализа (впрочем, суждение это отнюдь не является бесспорным). Назовем его работы, имеющие значение для социологии: "Введение в психоанализ. Лекции", "По ту сторону принципа удовольствия", "Я" и "Оно", "Психопатология обыденной жизни", "О психоанализе". Все главные труды австрийского ученого переведены на русский язык. Особенно активно они издавались и пашей стране в последние 15 лет. Далее мы увидим не раз, что такая ситуация типична для всего неофрейдизма, чему не следует удивляться, памятуя об этом периоде как времени бурного развития демократии и свободомыслия в России.
Основные положения
Конфликт между личностью
и обществом в работах
В соответствии с учением психоанализа поведение людей определяют не только (а часто и не столько) внешние, но и внутренние силы. Последние могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. В этом положении отражена одна из важнейших составляющих учения Фрейда, сыгравшая в развитии социологии первой половины — середины XX в. весьма значимую роль. Заслуга австрийского ученого состоит в том, что он много внимания уделил изучению бессознательных влечений людей и обосновал возможность бессознательной мотивации действий.
Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера. Более того, по Фрейду проблема разрешения сексуальных противоречий имеет решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого человека, но и в историческом процессе также.
Ученый выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо). Бессознательное трактовалось им как сфера, насыщенная энергией либидо — слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Однако позиция Фрейда в социальном плане здесь была слишком жесткой и потому ограниченной. Он однозначно полагал, что социальные отношения людей определяются их сексуальными комплексами, не допуская возможности обратного влияния и иных зависимостей. На самом же деле, как было установлено в первую очередь его оппонентами из числа бывших последователей, не говоря уже о социологах, значительно более серьезное воздействие на повеление человека оказывают социальные отношения, а не сексуальные.
Что касается инстинкта самосохранения, то его исследование нашло свое выражение в учении Фрейда о противоборстве двух инстинктов — жизни (ЭРОС) и смерти (ТАНАТОС). Их борьба определяет природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.
Одна из значимых для социологии проблем творчества Фрейда — структура личности индивида. Он выделял в ней, а по существу расчленял структуру личности на три элемента: Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Это, Супер-Эго). В этой структуре нашла свое отражение противоречивая связь предсознательного, бессознательного и сознательного — тех понятий, которые более всего волновали австрийского ученого.
Говоря об идеях Фрейда, оказавших влияние на развитие социологии, нельзя не коснуться вопроса о связи между сознанием (скорее даже "бессознанием") человека и его речью. Ученый подчеркивал, что многие речевые ошибки, неправильное произношение или расположение слов являются не случайными, а вытекают из подсознания человека, из внутреннего конфликта между словами и поступками. Обмолвки могут быть смешными, грустными, тяжелыми, но, как правило, совершенно непредсказуемыми. При этом в них часто выражаются спрятанные глубоко в психике человека чувства. Вот один из примеров, им приводимых. Женщину-немку спрашивают: "В каком полку служит ваш сын?" В ответ она произносит: "В 42-м полку убийц", хотя хотела сказать: "В 42-м минометном полку" (по-немецки минометный — morser, убийца же — morder). Фрейд предлагал использовать этот метод (он получил название анализа свободных ассоциаций) для изучения некоторых сторон поведения человека, связанных с его подавленными желаниями. Не случайно мы часто говорим: фрейдовская оговорка отвориться по Фрейду. Подобные речевые ситуации стали впоследствии активно исследоваться соапологами в рамках символического интеракционизма, этнометодологии и других концепций (например, в книге Э. Гоффмана "Формы разговора").
У Фрейда было много последователей, которые, примыкая к психоанализу, оказали немалое влияние на развитие социологии. Это австрийский психолог А. Адлер, швейцарский психоаналитик и социолог К. Юнг, представительница немецкой (затем американской) науки врач и социолог К. Хорни, американский психолог Г. Салливен, немецко-американский философ, психоаналитик и социолог Э. Фромм и др.
В социологии возникла психоаналитическая
ориентация, имевшая два течения:
либерально-радикальное и
Психосоциологические взгляды К. Юнга
В рамках постфрейдистского психосоциологического учения значительных результатов добился швейцарский исследователь Карл Юнг (1875— 1961). Основные его работы переведены на русский язык и были изданы в нашей стране в 1990-е гг. [Юнг. 1995; 1997]. Как и Адлер, Юнг определенное время находился под влиянием Фрейда (другом и сотрудником которого ему довелось быть), но затем также отказался от идей пансексуализма и сексуального происхождения неврозов (что привело к разрыву с Фрейдом и отходу от его концепции психоанализа). Юнг предложил иную трактовку либидо, характеризуя его в качестве психической энергии человека, определяющей как интенсивность психической жизни личности, так и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.
По мнению ученого, в психике человека происходит искаженное "проигрывание" бессознательных мотивов. Однако ученый не отверг идею о решающей роли бессознательного в поведении человека. Более того, он усложнил структуру бессознательного, выдачи в нем личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эти два компонента, наряду с личным сознанием и коллективным сознанием, в единстве составляли своеобразную четырехэлементную структуру личности. Особое значение Юнг придавал коллективному бессознательному, характеризуя его как то, что транслируется от поколения к поколению и составляет определенные "архетипы" поведения человека
Проблема архетипов занимала
в его творчестве заметное место,
поскольку с их помощью он объяснял
не только мифы, религии, искусство, сновидения,
но и целый ряд проблем философии,
социологии, политики и других наук.
Напоминая "коллективные представления"
Дюркгейма, архетипы у Юнга выступали
основой многих форм мышления, коллективных
образов и символов, представляя
своеобразные закодированные программы
поведения человека. Центральное
место среди всех архетипов занимал
архетип "самость", выступавший
потенциальным центром
Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя, отметим, что многие исторические и культурные процессы Юнг объяснял его влиянием. При этом сама история и ее конкретные проявления рассматривались сквозь призму "бессознательной деятельности души человека". Что касается культуры, то ее развитие Юнг характеризовал как процесс подавления инстинктов людей. Именно на этой почве возникает конфликт между природой и культурой, приводящий к человеческим неврозам. В этом процессе существенную роль играет индустриальное, промышленное развитие общества, отдаляющее человека от его природы, усиливающее иррационализм и приводящее к нарастанию массовых психозов, составляющих основу тоталитаризма.
Юнг выделил два основных противоположных типа личности — экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии явилось отношение личности к социальной среде. Личность интровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь себя, тогда как Экстраверт — во внешнюю среду. Эта типология была важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды, она оказала большое влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.