Психоанализ в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 23:01, лекция

Описание работы

Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направления и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать коротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающейся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних событий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.

Файлы: 1 файл

Глава 23 Психоанализ в социологии.docx

— 20.86 Кб (Скачать файл)

Глава 23 Психоанализ в  социологии

Процесс развития мировой  социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направления и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать коротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающейся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних событий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.

Что касается социологов, то они стремятся рассматривать  психоанализ, прежде всего как направление  науки о повелении человека, в  котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь между  сознательным и бессознательным и др., т.е. те проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. Конечно, нужно также иметь в виду, что принципы психоанализа постепенно распространялись и использовались и в социальной философии, и в культурологии, и в истории, и в других общественных и социогуманитарных науках.

§ 1. З. Фрейд – создатель  психоанализа

Создателем психоанализа, является выдающийся австрийский психолог, психиатр, социальный мыслитель Зигмунд  Фрейд (1856—1939). Строго говоря, Фрейд  никогда не был социологом. Говорим  же мы о нем в курсе истории  социологии потому, что его взгляды  на человека, личность, действие, поведение  позволяют интерпретировать их (а  для социологической науки первой половины XX в. это одна из важнейших  проблем) с учетом целого ряда факторов, включая сознательное и бессознательное. Последнее приобретает у Фрейда особое значение, поскольку, по его  мнению, поведение человека во многом зависит от бессознательных влечений, формирующихся на ранних этапах его  жизни. При этом значительная часть  опыта детства теряется в памяти индивида, однако сам этот опыт составляет ту основу, на которой формируется  сознание и самосознание личности.

Отдельные социологические  теории и направления испытали на себе сильное воздействие идей Фрейда, что позволяет ряду авторов утверждать о наличии особой социологической  парадигмы психоанализа (впрочем, суждение это отнюдь не является бесспорным). Назовем его работы, имеющие значение для социологии: "Введение в психоанализ. Лекции", "По ту сторону принципа удовольствия", "Я" и "Оно", "Психопатология обыденной жизни", "О психоанализе". Все главные  труды австрийского ученого переведены на русский язык. Особенно активно они издавались и пашей стране в последние 15 лет. Далее мы увидим не раз, что такая ситуация типична для всего неофрейдизма, чему не следует удивляться, памятуя об этом периоде как времени бурного развития демократии и свободомыслия в России.

Основные положения социального  плана, присущие теориям Фрейда, состоят  в следующем. Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии — наличие  противоречия, конфликта между личностью  и обществом. Она имеет место  потому, считал он, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу  личности. Сам он и его сторонники полагали, что современная цивилизация, ее моральные нормы, санкции, запреты, репрессивность, жесткий контроль подавляют влечения человека, в первую очередь сексуальные, и ведут к отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, неврозам и т.д. Но отрицать полностью необходимость такого контроля Фрейд не мог, понимая его целесообразность и значение в борьбе с обузданием человеческих инстинктов. Лучшим выходом в таких "двойственных" условиях он признавал психотерапию — средство адаптации к существующей ситуации.

Конфликт между личностью  и обществом в работах австрийского ученого обладает поистине драматическим  содержанием и связан с природой человека, которая имеет явно выраженный консервативный характер и вряд ли может быть подвержена серьезным  изменениям Правда, в отдельных ситуациях, полагал Фрейд, благодаря применению психоаналитического метода и хорошо организованному процессу социализации личности, трансформация человека происходить  может. Но такого рода перспективы не имеют сколько-нибудь устойчивого характера, и сексуальные и агрессивные инстинкты человека вряд ли будут удовлетворены и сублимированы настолько, чтобы разум сумел ими управлять. А это значит, что опасность реализации таких инстинктов и для человека, и для общества в целом сохраняется постоянно.

В соответствии с учением  психоанализа поведение людей определяют не только (а часто и не столько) внешние, но и внутренние силы. Последние могут иметь как сознательный, так и бессознательный характер. В этом положении отражена одна из важнейших составляющих учения Фрейда, сыгравшая в развитии социологии первой половины — середины XX в. весьма значимую роль. Заслуга австрийского ученого состоит в том, что он много внимания уделил изучению бессознательных влечений людей и обосновал возможность бессознательной мотивации действий.

Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных  импульсов, в основном сексуального характера. Более того, по Фрейду проблема разрешения сексуальных противоречий имеет решающее значение не только в индивидуальном развитии каждого  человека, но и в историческом процессе также.

Ученый выделял два  инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный  инстинкт (либидо). Бессознательное  трактовалось им как сфера, насыщенная энергией либидо — слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Однако позиция Фрейда в социальном плане здесь была слишком жесткой  и потому ограниченной. Он однозначно полагал, что социальные отношения  людей определяются их сексуальными комплексами, не допуская возможности  обратного влияния и иных зависимостей. На самом же деле, как было установлено  в первую очередь его оппонентами  из числа бывших последователей, не говоря уже о социологах, значительно  более серьезное воздействие  на повеление человека оказывают  социальные отношения, а не сексуальные.

Что касается инстинкта  самосохранения, то его исследование нашло свое выражение в учении Фрейда о противоборстве двух инстинктов — жизни (ЭРОС) и смерти (ТАНАТОС). Их борьба определяет природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.

Одна из значимых для  социологии проблем творчества Фрейда — структура личности индивида. Он выделял в ней, а по существу расчленял структуру личности на три элемента: Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Это, Супер-Эго). В этой структуре нашла свое отражение противоречивая связь предсознательного, бессознательного и сознательного — тех понятий, которые более всего волновали австрийского ученого.

Говоря об идеях Фрейда, оказавших влияние на развитие социологии, нельзя не коснуться вопроса о  связи между сознанием (скорее даже "бессознанием") человека и его речью. Ученый подчеркивал, что многие речевые ошибки, неправильное произношение или расположение слов являются не случайными, а вытекают из подсознания человека, из внутреннего конфликта между словами и поступками. Обмолвки могут быть смешными, грустными, тяжелыми, но, как правило, совершенно непредсказуемыми. При этом в них часто выражаются спрятанные глубоко в психике человека чувства. Вот один из примеров, им приводимых. Женщину-немку спрашивают: "В каком полку служит ваш сын?" В ответ она произносит: "В 42-м полку убийц", хотя хотела сказать: "В 42-м минометном полку" (по-немецки минометный — morser, убийца же — morder). Фрейд предлагал использовать этот метод (он получил название анализа свободных ассоциаций) для изучения некоторых сторон поведения человека, связанных с его подавленными желаниями. Не случайно мы часто говорим: фрейдовская оговорка отвориться по Фрейду. Подобные речевые ситуации стали впоследствии активно исследоваться соапологами в рамках символического интеракционизма, этнометодологии и других концепций (например, в книге Э. Гоффмана "Формы разговора").

У Фрейда было много последователей, которые, примыкая к психоанализу, оказали  немалое влияние на развитие социологии. Это австрийский психолог А. Адлер, швейцарский психоаналитик и  социолог К. Юнг, представительница  немецкой (затем американской) науки  врач и социолог К. Хорни, американский психолог Г. Салливен, немецко-американский философ, психоаналитик и социолог Э. Фромм и др.

В социологии возникла психоаналитическая ориентация, имевшая два течения: либерально-радикальное и консервативное. В основе первого лежит идея полного  уничтожения существующих социальных, моральных, политических норм и институтов для высвобождения витальных  человеческих влечений, осуществления  двуединой революции – социальной и сексуальной. Об этом направлении  будет сказано позднее и подробнее  в главе, посвященной Франкфуртской социологической школе. Что касается данной главы, то в ней в качестве предмета рассмотрения предстанут либерально-радикальные и критические взгляды Э. Фромма и Д. Рисмена. Сейчас же речь пойдет о консервативном течении.

Психосоциологические взгляды К. Юнга

В рамках постфрейдистского психосоциологического учения значительных результатов добился швейцарский исследователь Карл Юнг (1875— 1961). Основные его работы переведены на русский язык и были изданы в нашей стране в 1990-е гг. [Юнг. 1995; 1997]. Как и Адлер, Юнг определенное время находился под влиянием Фрейда (другом и сотрудником которого ему довелось быть), но затем также отказался от идей пансексуализма и сексуального происхождения неврозов (что привело к разрыву с Фрейдом и отходу от его концепции психоанализа). Юнг предложил иную трактовку либидо, характеризуя его в качестве психической энергии человека, определяющей как интенсивность психической жизни личности, так и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

По мнению ученого, в  психике человека происходит искаженное "проигрывание" бессознательных  мотивов. Однако ученый не отверг идею о решающей роли бессознательного в  поведении человека. Более того, он усложнил структуру бессознательного, выдачи в нем личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эти два компонента, наряду с личным сознанием и коллективным сознанием, в единстве составляли своеобразную четырехэлементную структуру личности. Особое значение Юнг придавал коллективному бессознательному, характеризуя его как то, что транслируется от поколения к поколению и составляет определенные "архетипы" поведения человека

Проблема архетипов занимала в его творчестве заметное место, поскольку с их помощью он объяснял не только мифы, религии, искусство, сновидения, но и целый ряд проблем философии, социологии, политики и других наук. Напоминая "коллективные представления" Дюркгейма, архетипы у Юнга выступали  основой многих форм мышления, коллективных образов и символов, представляя  своеобразные закодированные программы  поведения человека. Центральное  место среди всех архетипов занимал  архетип "самость", выступавший  потенциальным центром личности.

Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя, отметим, что многие исторические и  культурные процессы Юнг объяснял его  влиянием. При этом сама история  и ее конкретные проявления рассматривались  сквозь призму "бессознательной  деятельности души человека". Что  касается культуры, то ее развитие Юнг  характеризовал как процесс подавления инстинктов людей. Именно на этой почве  возникает конфликт между природой и культурой, приводящий к человеческим неврозам. В этом процессе существенную роль играет индустриальное, промышленное развитие общества, отдаляющее человека от его природы, усиливающее иррационализм  и приводящее к нарастанию массовых психозов, составляющих основу тоталитаризма.

Юнг выделил два основных противоположных типа личности —  экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии явилось отношение личности к социальной среде. Личность интровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь себя, тогда как Экстраверт — во внешнюю среду. Эта типология была важной для изучения взаимоотношений личности и социальной среды, она оказала большое влияние на развитие, как социологии, так и социальной психологии.


Информация о работе Психоанализ в социологии