Психологическая помощь людям пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Работа по профилактике дезадаптации после выхода на пенсию. Многочисленные исследования и результаты наблюдений свидетельствуют о необходимости психологической работы с пожилыми людьми в посттрудовой период. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека. После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

Файлы: 1 файл

Реферат психологическое обеспечение в социальной работе.docx

— 18.49 Кб (Скачать файл)

               Психологическая помощь людям пожилого возраста                        

       Работа по профилактике дезадаптации после выхода на пенсию. Многочисленные исследования и результаты наблюдений свидетельствуют о необходимости психологической работы с пожилыми людьми в посттрудовой период. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.   После выхода на пенсию у пожилых людей возникает необходимость в овладении новыми ценностями, ролями, навыками с тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.                                                                                Психопрофилактическая работа может быть организованна в два этапа:

I. Подготовка к выходу на пенсию

II. Работа с пожилыми людьми  в посттрудовой период. На каждом этапе существуют свои цели и способы их реализации.

I этап. Подготовительный этап начинается  задолго до выхода на пенсию.

Цель: подготовить людей к выходу на пенсию для того, чтобы они  могли без ущерба, с сохранением  физического и психического здоровья перейти этот важный жизненный момент.

Психологический смысл этого этапа в том, что  человек переживает неизбежный процесс  изменения статуса и образа жизни  в начале умозрительно, до того как реально с ним встретится, а значит успевать привыкнуть, адаптироваться и избежать стрессовых ситуаций.

Основные формы психологической  работы:

1) Психологическое просвещение

Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях пожилого возраста, об основных трудностях, с которыми может столкнуться пожилой человек при выходе на пенсию. Эта форма наиболее доступна, но невозможность индивидуального подхода снижает ее эффективность.

2) Консультирование

Организация индивидуальных консультаций по различным  вопросам подготовке к выходу на пенсию; Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления пожилых людей об образе жизни на пенсии, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации к пенсии.

3) Групповая работа

Создание  подготовительных групп по специально разработанным правилам.

Принципы  комплектования подготовительных групп:

- Производственный т.е. подготовка к пенсионному периоду осуществляется на фирмах и предприятиях. Этот принцип создания обеспечивает организацию мероприятий и облегчает первый этап обучения, связанный со знакомством членов группы друг с другом. Но у него есть и слабые стороны, т.к. пожилым людям предоставляется возможность расширить круг общения, завязать новые социальные связи.

- Территориальный принцип (с учетом  места жительства). Основное достоинство  этого принципа - возможность поддержания  постоянных контактов между людьми, живущими в непосредственной  близости друг от друга.

Формирование  подготовительных групп может проводится по любому их этих принципов.

В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. Это могут быть коммуникативные  тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.

Эта форма работы создает предпосылки  интеграции будущих пенсионеров  в коллективе, благотворно влияющие на процесс адаптации.

II этап. Работа с пожилыми людьми  в посттрудовой период.

Цель: создание психологических условий  для адаптации пенсионеров в  посттрудовой период.

1) Основные направления работы:

- Работа с дезадаптированными пожилыми людьми после выхода на пенсию.

- Работа с родственниками пожилых  людей.

Процесс взаимодействия с дезадаптированными пожилыми людьми может быть организован как в индивидуальной, так и групповой форме. При построении программы работы важно учитывать личностные особенности пожилых людей, обеспечивающие успешную адаптацию после выхода на пенсию.                                                                                                                           

      На основе анализа этих особенностей можно выделить следующие блоки работы:

· Работа по формированию адекватной самооценки, т.к. пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой.

· Работа по формированию интернального контроля, т.к. люди с низким уровнем адаптации полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Важно чтобы пожилые люди приняли на себя долю ответственности за то, что происходит в их жизни, поняли, что очень многое зависит от них. На этом уровне возможно эффективной будет групповая работа.

· Работа по повышению социальной активности неработающих пенсионеров, т.к. с завершением трудовой деятельности у некоторых пожилых людей  появляется ощущение ненужности обществу, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни.

Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным  фактором социальной адаптации к  пенсионному периоду.

С выходом на пенсию у человека появляется больше свободного времени, и это может сказать на него благотворное влияние. Интересное проведение досуга может принести пожилому человеку чувство удовлетворения, по этому  необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье пожилого человека, приводя к преждевременному старению, то существует необходимость:

1). Формировать в общественном  мнении представления о пенсионном  периоде как об активном этапе  жизни.

2). Ориентировать пожилых людей  на всесторонний поиск полезных  и значимых занятий, соответствующих  их индивидуальным склонностям,  интересам, способностям.

При этом важно, чтобы пожилой человек  имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами.

Здесь возможна организация различных  кружков и курсов по интересам(вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.). Организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему пожилого возраста - наладить процесс взаимодействия пожилых, общение.

У пожилых людей с низким уровнем  адаптации существуют проблемы в  общении с другими людьми. Они  не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне  сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке  близких, ожидают от них заботы, у  них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом. Уверенность в своей  социальной никчемности и пессимизм  по отношению к другим препятствуют им наладить общение.

Во время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что  оставляет негативные впечатления. Поэтому важно создать условия  для оптимизации процесса общения.

Таким образом, психологическая работа с пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими  и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.

                   Работа с родственниками пожилых людей

Данный  вид работы может быть организован  в консультативной форме.Важно объяснить родственникам пожилых людей, что социальная поддержка позволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств пожилым, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают. Это является важным фактором, содействующим адаптации в позднем возрасте.

Таким образом, работа по профилактике дезадаптации в пожилом возрасте включает в себя занятия с психологами, направленные на укрепление психологического здоровья, более рациональное отношение к проблемам, возникающим в пожилом возрасте.

                     Трудности в работе с пожилыми людьми

Сложность психологической работы состоит, в  первую очередь, в том, что пожилые  люди в основном ведут себя как "жалобщики" - они не признают своей ответственности за настоящую ситуацию и/или проблему, ищут причины в окружающих людях или обстоятельствах, а себя считают неспособными участвовать в их разрешении больше, чем они это уже делают. При этом жесткость (ригидность) мышления пожилых клиентов делает их мнение и высказывания категоричными, безаппеляционными. Их мир - это сформированные нормы, идеи, концепции, которые они, с одной стороны, не готовы пересматривать, и которые, с другой стороны, являются для них опорой и поддержкой в изменяющемся с возрастом соотношении их активности и отстраненности в процессе преобразования окружающей действительности. Поэтому они сопротивляются и/или не способны изменить или даже скорректировать свои твердые убеждения. Это отсутствие гибкости мышления, невосприимчивость к новым веяниям усугубляются по мере старения человека.

Поэтому традиционные направления психотерапии, ориентированные на достижение кардинальных изменений в поведении, мышлении, восприятии себя и окружающей действительности наталкиваются на жесткое сопротивление  изменениям, нежелание пожилых клиентов работать над своим участием (ответственностью) в неустраивающей их ситуации, часто это проявляется и в обесцениевании действий и профессионализма психолога.

Еще одним очень сложным моментом в работе с пожилыми клиентами  является то, что они склонны больше жить воспоминаниями, сравнением нынешней ситуации с эпизодами или периодами  прошлого. В этом самом прошлом  они вспоминают себя во взаимодействии с какими-то конкретными лицами, поэтому легко и гораздо быстрее, чем в работе с лицами среднего возраста, возникает перенос на психолога. При этом они часто не скрывают этого ни от себя, ни от собеседника, проговаривая, кого он напоминает. Таким  образом, пожилой человек определяет (диктует и навязывает) конкретные ролевые отношения с психологом, которые достаточно трудно преодолеть или изменить в процессе психотерапии, опять-таки вследствие значительной жесткости  их мышления и суждений.

Поэтому в работе психолога с пожилыми людьми необходимо смещение фокуса внимания с тем о неизбежности, бессмысленности, безнадежности, невозможности изменений, обвинений в адрес внешнего мира, на темы опыта, компетентности, достижений, мудрости, сохранности и стабильности, непрерывности процесса развития.

 


Информация о работе Психологическая помощь людям пожилого возраста