Психологическая социология конца XIX — начала XX века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 22:03, контрольная работа
Описание работы
В середине XIX века русское общество стояло перед необходимостью коренных изменений в политической и экономической сферах. Потребность в этом осталась и после реформ 60-х годов - отмены крепостного права, реформы земств и судебной реформы, так как все проведенные реформы, кроме последней, были непоследовательны, нерешительны и компромиссны. Россия по-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским государством.
Содержание работы
Введение…………………………………………………….………….…….….2 1 Позитивизм в русской социологии (П.Лавров, Н.К. Михайловский, М. Ковалевский, С. Южаков, П. Сорокин и др.)…………….……………......…..3 2 Развитие марксистской социологии в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)……………………………………………………………………..…….10 3 Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева …………..….12 Заключение……………………………………………………………….……..16 Список использованной литературы..…………………………………….…...17
Среди всех русских социологов
конца XIX - начала XX в. самую важную роль
в духовном объединении и взаимном понимании
Запада и России играл М.М.Ковалевский
(1851-1916): « Очерк развития социологических
учений», «Очерк происхождения и развития
семьи и собственности», «Современные
социологи», «Происхождение семьи, рода,
племени, собственности, государства и
религии».
Наряду с субъективной социологией,
заметное место в социальной науке того
периода занимают работыМаксима Максимовича
Ковалевского (1851-1916) . Он был последним
представителем классического позитивизма.
Ведущую роль в своей социологической
теории М.М. Ковалевский отводит учению
о социальном прогрессе.Ковалевский подходил
к социологии прежде всего как к науке,
а не как к концепции человеческих идеалов.
Поэтому в отличие от народников Лаврова
и Михайловского и некоторых других теоретиков
он отделяет правду-истину от правды-справедливости
и исходит из того, что для социологии
главное есть правда-истина. Он глубоко
воспринял учение Конта об обществе как
целостном социальном организме и о закономерном
характере его развития. Без учения о закономерности
общественных явлений, писал он, немыслимо
было бы возникновение самой науки об
обществе.В своих основных социологических
трудах «Современные социологи» и «Социология»
М. Ковалевский говорит о множественности
факторов общественного развития. В качестве
социально значимых факторов у него фигурирует
и биологический, и космический, и политический,
и многие другие. Он указывал на необходимость
обнаружения одновременного и параллельного
воздействия этих факторов на развитие
общественных явлений. В этом заключается
одно из основных методологических требований
его социологической концепции.М. Ковалевский
разрабатывал теорию общественного прогресса ,
которую иногда называют ядром его социологии.
Он писал, что основным законом социологии
является закон прогресса. Задача же социологии
состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены
в общественном и политическом укладе,
в которые вылился этот прогресс, и те
причины, которыми он обусловлен».[3] В своей теории общественного
прогресса Ковалевский исходил из того,
что все народы проходят одни и те же стадии
развития, но не одновременно. Это обстоятельство
делает необходимым использование историко-сравнительного
метода. С помощью этого метода можно получить
представление о прошлом народов, ознакомившись
с современной общественной жизнью отсталых
стран, а также о будущем последних, учитывая
достижения современных передовых стран.По
Ковалевскому, «все народы участвуют в
мировом прогрессе», который должен привести
к их объединению в единое «мировое солидарное
общество».[4] Обосновывая эволюционный характер
общественного прогресса, он отвергал
марксистскую теорию классовой борьбы
и социальной революции, считал, что при
нормальном течении общественной жизни
столкновения классовых и других социальных
интересов предотвращаются соглашением,
компромиссом, при котором руководящим
началом всегда является идея солидарности
всех членов общества. Второй период развития
социологической мысли в России характеризуется
нарастанием процесса институционализации,
приобретением социологической наукой
статуса социального института. В 1920 г.
в Петроградском университете при факультете
общественных наук было создано социологическое
отделение, во главе которого стал Питирим
Александрович Сорокин — крупный ученый
и общественный деятель, внесший существенный
вклад в развитие отечественной и мировой
социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников
теории социальной стратификации и социальной
мобильности.
Питирим Александрович Сорокин
(1889-1968) , один из виднейших представителей
неопозитивизма, оказал большое влияние
на развитие всей социологии XX века. По
его собственному признанию, в России
он стал исследовать сущность такого явления,
как социальные условия. В основном труде
– двухтомной "Системе социологии"
он формулирует теоретические основы
своей системы – теории "социальной
стратификации" и "социальной мобильности"
(им же эти термины были введены в научный
оборот).
Основой социологического анализа
Сорокин считал социальное поведение,
социальное взаимодействие. Взаимодействие
индивидов он определяет в качестве родовой
модели и социальной группы, и общества
в целом. Сами социальные группы делятся
им на неорганизованные и организованные.
Особое его внимание сосредоточено на
анализе иерархической структуры организованной
социальной группы. Внутри групп существуют
страты (слои), выделяемые по экономическому,
политическому и профессиональному признакам.
Стратификация существует и в недемократическом
обществе, и в обществе с "процветающей
демократией". В любой неорганизованной
группе можно менять формы стратификации
– смягчать или ужесточать её, но нельзя
её "отменить", уничтожить.
Меняя профессию или вид деятельности,
свое экономическое положение или политические
взгляды, человек переходит из одного
социального слоя в другой. Этот процесс
получил название социальной мобильности.
Социальная мобильность означает переход
из одной социальной позиции в другую,
своеобразный "лифт" для перемещения
как внутри социальной группы, так и между
ними.
Сорокин подразделяет социальную
мобильность на горизонтальную и вертикальную.Горизонтальная
мобильность означает переход человека
из одной социальной группы в другую, находящуюся
в целом на том же уровне социальной стратификации,
скажем, когда сельский житель становится
городским, однако профессия и уровень
доходов у него остаются прежними. Вертикальная
мобильность – это переход людей из одного
социального слоя в другой в иерархическом
порядке, например, из низшего слоя общества
в более высокий или же обратно – из высшего
слоя в низший.
П.А. Сорокин был глубоко убежден
в том, что все возникающие в обществе
проблемы следует решать на основе разумного
управления, сознательного разрешения
социальных противоречий и предоставления
каждому человеку возможностей для творческого
самовыражения. Он был противником всяких
социальных потрясений, в том числе революций,
и выступал за нормальный, как он писал,
эволюционный путь развития.
2. Развитие марксистской
социологии.
Довольно раннюю и также весьма
глубокую и оригинальную разработку получила
в России марксистская социология, которая,
как и позитивизм, зародилась в западной
Европе. Она представлена трудами первого
русского теоретика марксизма Н.И. Зибера,
затем Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А Богданова
(Малиновского) и многих других. Параллельно
с субъективной социологией и позитивизмом
М. Ковалевского, в борьбе с ними в России
развивалась социология марксизма.В марксизме
предметом социологического исследования
является научное изучение общества как
социальной системы и составляющих его
структурных элементов — личностей, социальных
общностей, социальных институтовЗаметной
фигурой социальной мысли является Г.В.
Плеханов (вместе с В. И. Лениным. Георгий
Валентинович Плеханов (1856 – 1918) – революционер
и мыслитель, основатель социал – демократического
движения в России. В его работах «К вопросу
о развитии монистического взгляда на
историю» (1895), «Очерки по истории материализма»
(1896), «К вопросу о роли личности в истории»
(1898) и многих др. блестяще изложена марксистская
теория общества. С точки зрения марксизма
Плеханов излагает в своих работах важныефилософские
и социологические вопросы - о роли личности
в истории, одиалектике свободы и необходимости,
и другие проблемы, ставшие предметом
идейной борьбы марксизма. Большой вклад
Плеханова в развитие социологической
мысли выражается, в частности, в критике
субъективной социологии народничества,
которая исходила из того, что главным
двигателем истории являются не народные
массы, не трудящиеся классы, а герои, революционеры-интеллигенты,
"критически мыслящие личности".
Плеханов, в свою очередь, являясь противником
субъективизма, утверждал, что ценен не
отдельный индивид, а объективная общность
людей в целом, которая «двигает историческим
прогрессом в обществе». Исходя из этого,
свобода, является познанной необходимостью,
она -осознание объективных закономерностей
общественного развития. "Мыубеждены,
- писал Плеханов, - что, когда общество
ступило на след естественного закона
своего движения, оно не может ни перескочить
естественные фазы своего развития, ни
устранить их декретами. Но оно может сократить
и облегчить мучения родов". Социалисты,
ставшие на позиции научной теории марксизма
и овладевшие их философским методом -
диалектикой, убедились в "исторической
закономерности" капитализма в России,
в том, что "никакие исторические особенности
данной страны не избавляют ее от действия
общих социологических законов". Таким
образом, Плеханов отрицал возможность
индивидуального развития общности людей,
обусловленной субъективными предпосылками,
и настаивал на объективизации исторического
процесса в целом.Владимир Ильич Ленин
(1870 – 1924) – революционер и социальный
мыслитель. В 90-х гг. Ленин в ряде работ
исследовал общественный строй России
и роль различных классов в надвигавшейся
революции. Исключительное значение имела
его книга «Что такое «друзья народа»
и как они воюют против социал-демократов?»
(1894). Субъективной социологии Ленин противопоставил
марксистскую диалектику, в частности
учение о конкретности истины, и материалистическое
понимание закономерностей развития общества,
роли народных масс, классов и личности
в истории. В книге рассмотрены такие категории
марксисткой теории общества, как «общественная
формация», «способ производства» и др.В
его трудах можно выделить три уровня
развития марксистской социологической
мысли: во-первых, дальнейшая разработка
марксистской теории общества (прежде
всего российского); во-вторых, применение
этой теории для анализа различных сфер
жизни общества; в-третьих, систематическое
проведение исследований прикладного
характера, в ходе которых он использовал
разнообразные приемы сбора социальной
информации. Замечательным примером последнего
уровня может служить работа Ленина «Развитие
капитализма в России» (1896-1899).
Идеи Ленина в социологии связаны
с развитием учения К. Маркса о классах,
классовой борьбе, роли народных масс
в истории, а также с решением вопросов
о соотношении демократии и диктатуры,
роли государства в создании и функционировании
нового социалистического государства.
3. Социологические
идеи в трудах В. Соловьева, Н.
Бердяева
Владимир Сергеевич Соловьев
(1853-1900) был сыном выдающегося русского
историка С.М. Соловьева. Вл. С. Соловьев
считается одним из наиболее способных
русских мыслителей и создателем первой
завершенной системы русской философии.
Его работы содержатся в девяти томах.
Философская система обобщается в докторской
диссертации Узнадзе " Die Metaphysishe Weltanchauung
Wladimir Ssolowiows mit orientirendem Uberic seiner Erkenntnistheorie".
Halle-Wittenberg, 1909).
Соловьев не такой сторонник,
какими были его предшественники. Он, однако,
склонен к религии.
В его системе социология появляется
в виде социальной этики. Он говорит: "Существующая
этическая проблема неизбежно ведет нас
в сферу, которая определяет ход исторического
бытия общества или коллективного человека".
Проблема, которую он пытается
решить – это взаимоотношения общества
и индивида, проблема индивидуальности
и социального контроля. С одной стороны,
он не принимает идеи моральных субъективистов
или индивидуалистов, рассматривающих
каждое индивидуальное как самоопределяющееся
и независимое от общества; с другой стороны,
он думает, что человек – нечто большее,
чем социальное животное, существующее
только ради группы. Согласно Соловьеву,
индивидуальность человека – потенциал
для реализации неограниченных способностей.
Он – уникальная форма бесконечного содержания.
Возможностями человека, отделяющими
его от других животных, являются три специфические
психические характеристики, религия,
чувство жалости и чувство стыда. Это посылки,
на которых строится этическая и социологическая
система Соловьева.
Общество – это ничто иное,
как объективно реализованное содержание
индивидуального. Согласно этой действительной
цели, общество – не внешняя граница индивидуума,
а его завершение; объединение многообразия
индивидов в общество – не арифметическая
сумма или механическая конструкция. Это
неделимый союз жизни, который частично
уже реализован и сохранен в прочных социальных
традициях, а частично реализующийся в
настоящем в способах социальной деятельности,
и, наконец, переходящий через лучшее знание
общественного идеала к будущему завершенному
пониманию.
В процессе исторического развития
эти три прежние принципиальные характеристики
общественно-индивидуальной жизни – религия,
политика и пророчество – соотносятся
со следующими стадиями человеческого
сознания и социальной структуры: "1
Племенная, принадлежащая к прошлому и
сохраненная в семье, изменив только внешнюю
форму, 2 национально-правительственный
порядок, который доминирует сейчас, 3
универсальной общество как идеал будущего".
Такое общество – добавленное,
или расширенное, индивидуальное, а индивидуальное
– сжатое, или концентрированное, общество.
Моральная историческая проблема состоит
не в создании общественно-индивидуальной
общности (так как это потенциально существует),
а возвышении его в сознании, превращении
его из невольной в добровольную организацию,
которую каждый мог бы понять и принять,
выполнял бы общее задание, как личное.
Сначала человек появился, чтобы быть
общественно- индивидуальным существом,
на протяжении всей истории был углублением,
подъемом и расширением двусторонней
жизни. Вне этого два неделимых и связанных
понятия: индивидуальное – движение, динамическая
сила и общество – косвенно контролируемый
статический базис истории. Между индивидуальностью
и обществом нет необходимой борьбы; существует
конфликт между новыми и предыдущими стадиями
социо-индивидуального развития, возникающий
по индивидуальной инициативе.
Прогресс в моральном или историческом
смысле состоит в "органическом и неделимом
объединении высоко индивидуального человека
и социального контроля", то есть прогресс
– отождествление человека индивидуализированного
и человека социализированного. Это продолжающееся
и улучшающееся выполнение обязанностей,
которое вырастает из прошлого, но продолжает
служить как новая сила, движущая к высшей
цели.
"Организация в общем
смысле – соотнесение многих
средств и орудий низшего порядка
для достижения одной общей
цели – высшего порядка". Моральная
организация человечества – неделимая
триединая задача. Ее абсолютная
цель определяется церковью как
благочестие, коллективно принимаемое
божественное влияние; ее формальные
средства и орудия даны исключительно
человеческим добровольным началом
сострадания или симпатии, коллективно
организованных в государстве; и только
конечное основание, или материал божественного
человеческого организма, заложено в сфере
экономической жизни, которая контролируется
принципом ограничения.
Следует отметить, что Соловьев
начал с посылки о существовании трех
главных психических характеристик, присущих
человеческим видам. Чувства набожности,
жалости, стыда отвечают трем логически
возможным стадиям: высшей, средней и низшей.
Благодаря этим особенностям человек
– больше, чем социальное животное. Он
социо-индивидуальное существо. Его прогресс
через различные исторические стадии
от примитивной этической группы к цивилизованному
обществу состоит в одновременном развитии
и объединении индивидуальных интересов
и стремлений с групповыми. Его высшее
развитие – Католическая церковь, как
часть Христианского братства, которая
представляет организованное объединение.
Государство, защищающее общество, – организованное
сострадание и, наконец, человеческая
экономическая поддержка, гарантированная
организованным ограничением – третья
особенная психическая характеристика
человека.
Николай Александрович Бердяев
(1874-1948) , с одной стороны, утверждает, что
единственный путь спасения, преодоления
социологической раздробленности, частичности
человека, ухода от бед, которые нас преследуют
в истории, это возвращение к Богу, мистическое
с ним соединение в любви и интеллигентности.
Здесь вроде бы утверждается, что по природе
всякий человек, если его как следует поскрести,
поставить на край бытия, религиозен и
в состоянии сделать шаг к Богу, преобразиться
и обужиться, как говорят исихасты.
Но, с другой стороны, Бердяев
утверждает, что наш мир оставлен Богом,
и что истинная Вера и религиозность на
земле так же редки, как ангелы и херувимы.
В чем же тут дело? Религиозен и интеллигентен
человек по своей природе, или нет, с Богом
он или без Бога?
Думаем, в онтологической плоскости
на этот вопрос нельзя ответить. Дело в
том, что первое утверждение Бердяева
это замысел, мечта о грядущем человеке,
так сказать, его гениальный проект, а
второе социологическая констатация,
а, как известно, реальные наблюдения и
мечты часто довольно далеки друг от друга.
Однако оба свои утверждения о человеке
Бердяев делает как бы в констатирующей,
познавательной позиции отсюда и парадокс.
Сходный замысел, проект будущего человека,
который однако трактуется как извечное
свойство человека ("Тогда принял Бог
человека как творение неопределенного
образа и, поставив его в центре мира, сказал:
"Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного
места, ни собственного образа, ни особой
обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность
ты имел по собственному желанию, согласно
твоей воле и твоему решению... чтобы ты
сам, свободный и славный мастер, сформировал
себя в образе, который ты предпочитаешь"),
мы встречаем у известного гуманиста эпохи
Возрождения Пико делла Мирандолы.
Правда, в данном случае проект
был реализован (усилиями всей новоевропейской
культуры) и получилась так хорошо нам
известная новоевропейская личность со
всеми ее достоинствами и недостатками.
А вот реализуем ли замысел Бердяева это
большой вопрос; кстати, сам русский философ
иногда понимал, что речь идет не столько
о выявлении того, что есть в человеке
и Мире, сколько о выборе, о пути, который
можно пройти.
Очевидно, рассуждая на подобные
темы, нужно различать, где мы говорим
о том, что есть, а где, говоря о том, "что
есть", мы на самом деле имеем в виду
свой замысел, проект человека или Мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы, которые происходили
в первую очередь в экономической сфере
и потребовавшие в связи с этим знаний
об обществе как целостной взаимосвязанной
системе, стали основной причиной возникновения
социологии в России. Социология этого
периода выражала в различной форме требования
буржуазного изменения, реформирования
в России порядков. Поэтому её появление
в России после реформы 1861 г. является
не случайным, а вполне закономерным, так
как в это время начался интенсивный переход
от феодального общества к капиталистическому,
с его процессами индустриализации и урбанизации,
изменением структуры общества, и устаревшие
идеи и идеалы дореформенного общества.