Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:02, курсовая работа
Целью данной работы является изучение психологических факторов, способствующих возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде.
Из принятой цели вытекают следующие задачи:
1. дать определение понятию молодежного экстремизма;
2. анализировать литературу по интересующему нас вопросу;
3. исследовать факторы способствующие распространению экстремизма в молодежной среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
Глава1. СУЩНОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА………………….
1.1 Определение экстремизма………………………………………………...........6
1.2История возникновения экстремизма в России……………………...........6-10
1.3 Общая характеристика содержания экстремизма в молодежной среде..10-14
Глава2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………………….
2.1Категории молодёжи, наиболее склонных к экстремистской деятельности……………………………………………………………………15-16
2.2Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде ……………………………………………......................16-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..........................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...25-26
1.3 Общая характеристика содержания экстремизма в молодежной среде
По идейно-политической направленности субъекты экстремизма в молодежной среде могут характеризоваться соответственно характеру экстремистской идеологии. В современных условиях к основным группам экстремизма в молодежной среде по указанному выше критерию относятся: т.н. крайне левые экстремистские структуры (троцкистские, анархистские и т.д.); крайне правые (прежде всего неонацистские, националистические и т.п.); экстремистские структуры, созданные на этнонациональной основе; а также организации религиозно-политической экстремистской направленности.
По мнению ряда исследователей, в основе экстремизма, прежде всего молодежного, лежит так называемый этноцентризм – совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеологии вражды между своей и другими группами.
Субъектами - носителя (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по-этнически, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других – как «они».
Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулируют неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами.
По содержанию экстремистской деятельности субъекты экстремизма в молодежной среде подразделяются на экстремистские организации, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с упомянутыми выше видами экстремизма, то есть применяют формы и методы терроризма, силового давления на противника и т.д. Ко второй группе можно отнести организации, которые специализируются преимущественно на одном из них (то есть на ведении террористической деятельности, осуществлении экстремистской пропаганды и т.п.).
По степени организованности могут быть выделены, во-первых, высокоорганизованные, относительно долговременные по времени их существования организации; во-вторых, организационные структуры экстремистской направленности, имеющие сравнительно низкий уровень организации и, как правило, незначительный период существования.
Кроме того, могут быть выделены по указанному критерию стихийно возникшие группирования, существующие на ситуативной основе и возникающие обычно по тому или иному конкретному поводу.
Цели и задачи наряду с субъектами экстремизма в молодежной среде имеют базовое значение для характеристики этого явления. Они играют важную роль, как в формировании, так и развитии экстремизма в молодежной среде. Цели и задачи отражают интересы различных субъектов общественных отношений, использующих для реализации этих целей и задач экстремистские методы, моделируют результаты экстремистской деятельности и пути их достижения, определяют выбор объектов экстремистского воздействия, способы их реализации и необходимые для этого силы и средства.
Цели экстремистской деятельности определяют тот конечный или промежуточный результат, на достижение которого ориентируются силы и средства экстремистов, присущие данной деятельности формы и методы. Данный элемент содержания экстремизма в молодежной среде обусловлен той идеологической платформой, которая присуща тому или иному субъекту экстремизма, а также условиями политической и оперативной обстановки.
Задачи экстремистской деятельности определяются целями субъектов экстремизма и содержат установки (положения), являющиеся ориентирами для текущей деятельности экстремистских структур. Они направлены на реализацию вышеуказанных целей в определенной последовательности ведения экстремистской деятельности, с учетом конкретных условий обстановки.
По своей значимости цели и задачи экстремизма в молодежной среде подразделяются на стратегические и тактические.
Первые-связаны с достижением субъектами экстремизма таких результатов, которые носят, как правило, крупномасштабный характер, нередко реализуют основные интересы соответствующих субъектов экстремистской деятельности.
Вторые, то есть тактические цели и задачи, сопряжены с достижением менее значительного результата, обычно связаны с более ограниченным по месту и времени использованием сил и средств экстремистов. В качестве примера тактических целей экстремистов можно рассматривать попытки освобождения ими из заключения единомышленников (участников) определенных экстремистских организаций. Для решения этой тактической цели экстремисты решают такие задачи, как обвинение властей в неправомерной деятельности правоохранительных органов, проведение тех или иных кратковременных акций протеста, силового давления на органы власти и др.
Важным элементом содержания экстремизма в молодежной среде являются его объекты. Многоаспектность экстремизма в молодежной среде обусловливает и большое разнообразие этих объектов. В наиболее общем виде могут быть выделены две основные группы объектов экстремистской деятельности.
Первую образуют общественные отношения и институты, на которые с целью их ослабления, дезорганизации, устранения (и т.п.) посягают субъекты экстремистской деятельности. К ним относятся конституционный строй, территориальная целостность государства, его внешняя и внутренняя политика, нормальное функционирование государственных органов и легальных общественных организаций, общественно-политическая стабильность и др. Это –объекты подрыва, ослабления. Цели экстремистов в отношении к данной группе объектов достигаются посредством либо прямого, либо опосредованного нелегитимного воздействия.
Вторая группа объектов экстремистской деятельности –это физические лица, определенные группы населения (по этнонациональной, политической, религиозной и др. принадлежности), а также различные материальные объекты (промышленности, транспорта, связи, жизнеобеспечения населения и др.).
Нелегитимное воздействие субъектов экстремистской деятельности на объекты данной группы либо связано с решением задач по опосредованному воздействию на первую группу объектов (например, проведение террористических актов в отношении населения, чтобы побудить правительство изменить его политику), либо непосредственно обеспечивает решение тех или иных стратегических или тактических задач субъектов политического экстремизма (например, действия определенных групп вооруженных сепаратистов по свержению законной власти).
Методы экстремизма выражают нелегитимную принудительную сущность данного явления и представляют собой необходимый элемент его содержания и обусловлены его целями и задачами, а также характером, природой объектов экстремистского воздействия.
Необходимым элементом содержания экстремизма в молодежной среде являются его силы и средства. В качестве основных сил экстремизма в молодежной среде, как правило, фигурируют сами участники соответствующих общественных объединений экстремистского толка. Вместе с тем в рамках некоторых политических партий, крупных общественно-политических движений и организаций рассматриваемой направленности создаются специализированные группы для осуществления экстремистских акций, требующих особой (специальной) подготовки исполнителей.
В качестве средств экстремизма в молодежной среде выступают различные предметы и устройства, с применением которых используются соответствующие методы экстремизма, реализуются его задачи. К ним, в частности, относятся средства вооруженной борьбы (в частности, холодное оружие), средства пропаганды и др. Активное развитие науки и техники обусловливают усиление деструктивного потенциала используемых средств.
В настоящее время на содержание экстремизма в молодежной среде серьезное влияние оказывает формирование новых политических стратегий и технологий т.н. гуманитарного вмешательства, «бархатных» (цветных) революций и др.
Глава2. АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В ПОВЕДЕНИИ МОЛОДЕЖИ
2.1Категории молодёжи наиболее склонных к экстремистской деятельности
Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет. Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
- выходцы из
неблагополучных, социально-
- «золотая молодежь»,
склонная к безнаказанности и
вседозволенности, экстремальному
досугу и рассматривающая участ
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и само регуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений склонных к поведению.
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, тоталитарных сект.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»— «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
Молодые
люди, продолжая образование,
2.2 Факторы, способствующие возникновению и распространению экстремизма в молодежной среде
Формулируя подходы к исследованию проблемы экстремизма в молодежной среде, следует учитывать, во-первых, социальный контекст, т.е. роль среды, социальных условий, определяющих формы экстремистского поведения. Во-вторых, следует исходить из специфики формирования и развития личности молодого человека. Именно во взаимосвязи внешних и внутренних факторов, их отражения на каждом из этапов развития личности (социализации), подчиненных жесткой закономерности, проявляется стремление к радикализму. При этом следует обратить внимание, как на общие, так и на специфические условия развития личности молодого человека в современных условиях.
Наиболее важной особенностью, отражающей специфику условий формирования молодого поколения новой России, является в основном негативный социально-экономический фон.
В динамике изменений положения молодежи и ее жизнедеятельности, можно выделить следующие основные факторы.
Демографическая ситуация и состояние здоровья. Продолжает снижаться общая численность молодого поколения. Резко ухудшаются показатели не только соматического, но и психического здоровья молодежи. Влияние негативных социально-экономических факторов, резкое ухудшение условий жизни, а также недостаточность услуг в области здравоохранения в регионах отрицательно сказываются на вступлении в брак, рождаемости, продолжительности жизни. Типичной для нынешнего поколения является городская молодежь, выросшая в «малодетной» и зачастую неполной семье, где старшее поколение не уделяет ей достаточного внимания. Именно поэтому можно ожидать не только девиантного, но и делинквентного поведения среди молодой части общества.
Образование и воспитание. На современном этапе развития российского общества реальными стали тенденции утраты равенства граждан в получении образовательных услуг из-за низкого уровня доходов значительной части населения. Вследствие недофинансирования материально-технической базы образования под вопрос поставлено качество подготовки специалистов разного уровня. Серьезно ухудшаются параметры труда и отдыха учащихся и студентов. Сокращается база исследований в высшей школе, при явно неоднозначной роли различных зарубежных фондов. Не прекращается отток кадров из образования и науки. В итоге в этих сферах быстро снижается доля молодежи. Уже долгое время блокирован в системе образования институт воспитания. Внедрение западных параметров и схем в большинстве случаев не дает желаемых позитивных результатов, но разрушает действующую национальную систему образования, которая доказала свою эффективность в подготовке высококвалифицированных специалистов.
Информация о работе Психологические факторы экстремизма в молодежной среде