Психология народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

Проявляясь в духовном мире отдельных индивидов, дух народа определяющим образом формирует их эмоциональный настрой, образ мыслей и волю — таков вывод, вытекающий из концепции психологии народов, развиваемой Штейнталем и Лацарусом. Сама проблема влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир составляющих его людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, весьма актуальна в настоящее время. Ведь любой человек в своей деятельности и общении с другими людьми выступает как носитель духовности своего народа, выражает в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………….3-4
2. Психология народов…………………………………………………….……5-7
3. Вильгельм Вундт «Психология народов»………………………………….7-9
4. Теория психологии народов Г.Лебона…………………………..10-11
5. Заключение………………………………………………………………12
6. Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.34 Кб (Скачать файл)

Сургутский государственный педагогический университет

Кафедра философии и социологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии на тему: « Психология народов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Передерей Е., 
студентка группы Б-2241

Проверила: Власова О.В.,

аспирант кафедры ФиС.

 

 

 

 

 

Сургут, 2013

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………….3-4

2. Психология народов…………………………………………………….……5-7

3. Вильгельм Вундт «Психология народов»………………………………….7-9

4. Теория психологии народов Г.Лебона…………………………..10-11

5. Заключение………………………………………………………………12

6. Список литературы……………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одно из направлений в  рамках психологической социологии – психология народов. Оно возникло и оказалось наиболее развитым в Германии второй половины XIX. - начала XX в. Самые известные представители М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт. Психология народов - направление, возникшее на стыке социологии и социальной психологии. Суть его состоит в том, что основной движущей силой исторического процесса является народ, этнос, который характеризуется активным началом в виде "народного духа", проявляющегося в культуре, религии, языке, мифах, обычаях, нравах. Этот "народный дух" определяет индивидуальное сознание, психику людей, являющихся представителями данного народа (этноса). Он ("народный дух") имеет специфические общие моменты, присущие этносу, проявляется в сходных структурах национальной культуры, тех или иных совпадающих чертах характера. На основании анализа "народного духа" допустимо нарисовать определенный социально-психологический портрет данного этноса, который будет включать его мифологию, народные обычаи, национальную культуру и таким образом может подлежать конкретному исследованию. 

«Задача народной психологии» заключается в том, чтобы «познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуума», а также «открыть законы человеческого духа». Любой человек, отмечали они, испытывает влияние общества, в котором он живет, и в связи с этим влияние «опыта протекших столетий и тысячелетий», и «вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле».

При этом важно уяснить, «как соединяются простейшие первоначальные силы человеческого сознания со сложными силами и образами народного духа». Они обращали внимание на то, что  «наравне с языком, мифом и религией элементы народного духа заключаются  также в культе, народном творчестве, письме и искусствах». Особо отмечали, что «дух народа живет только в  индивидуумах и не имеет особого  от духа индивидуума бытия».

Проявляясь в духовном мире отдельных  индивидов, дух народа определяющим образом формирует их эмоциональный  настрой, образ мыслей и волю —  таков вывод, вытекающий из концепции  психологии народов, развиваемой Штейнталем и Лацарусом. Сама проблема влияния исторически сформировавшейся духовности народа на духовный мир составляющих его людей, как и в целом проблема взаимодействия духовной жизни личности и общества, весьма актуальна в настоящее время. Ведь любой человек в своей деятельности и общении с другими людьми выступает как носитель духовности своего народа, выражает в своем эмоциональном и интеллектуальном настрое его психический склад и национальное самосознание. Необходимость глубокого осмысления данной проблемы определяет актуальность работ этих мыслителей. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы донести всю важность  психологии народов.

Психология народов, пытается, опираясь на этнологию и сравнительное  изучение религий, выяснить общие условия  тех или иных форм веры и культа.

Основной задачей труда В.Вундта считается создание системы психологии народов, которая продолжит и  дополнит индивидуальную психологию. Лацарус и Штейнталь утверждали, что психология народов не выдерживает критики, потому что она неделима с понятием о природе души. А лингвист Герман Пауль говорил, что все психические процессы происходят только в душе у каждого человека.

"Психология народов" может  служить отличным введением в  изучение основного труда Вундта  по психологии языка, а также  дает возможность читателю впервые  ориентироваться в трудных и  спорных вопросах новой и интереснейшей  отрасли психологии.

Вундт выделял в науке о национальном духе две дисциплины: историческую психологию народов и психологическую  этнологию. Первая является объяснительной дисциплиной, а вторая описательной.

Психология народов включает в  себя психические явления, представляющие продукты совместного существования  и взаимодействия людей. Она не может  захватывать такие области как, например, литературу, так как в  них сказывается преобладающее  влияние личностей. Следовательно, объектом психологии народов являются язык, мифы и обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Психология народов

Существенной чертой эволюционизма  как метода изучения культур было увлечение психологическим объяснением  культур. Уже в середине XIX в. предпринимались  попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М. Лацарус (1824-1903) и X. Штейнталь (1823-1899). Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом"'. Народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу).  
 
Основными задачами "Психологии народов" является:  
а) психологически познать сущность народного духа и его действия;  
б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке и  
в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.  
 
В "Психологии народов" можно выделить два аспекта. Во-первых, анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятельности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа народа. Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы народного духа и их развитие. Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа, в процессе исследования которых раскрывается содержание народного духа, являются мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур.  
 
Подводя итог изложению идей, выдвинутых М. Лацарусом и X. Штейнталем в 1859 г., дадим краткое определение "Психологии народов". Они предлагали строить этническую психологию как объяснительную науку о народном духе, как учение об элементах и законах духовной жизни народов и исследование духовной природы всего человеческого рода.  
 
Общее направление исследований культур, сформулированное М. Лацарусом и X. Штейнталем, проблемы, поставленные ими, развиваются и поныне. Анализ "Психологии народов" (в виде этнопсихологии или ментальности как типа культуры, или проблемы "первобытного мышления") стал неотъемлемой частью исследования культур в XX в. Эти же аспекты изучения культур являются обязательной частью практически любого курса культурологии.  
 
Поэтому хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что направление "Психология народов" не сводится только к анализу психического склада ума или культурно-обусловленному типу мышления. Ее предмет и задачи значительно шире, они не состоят только в личностно-психологических характеристиках (восприятие, память, темперамент, характер) людей, принадлежащих к различным культурам.  
 
Хотя Штейнталь и Лацарус не смогли выполнить своей грандиозной программы, но их идеи были подхвачены и развиты рядом психологов, антропологов и социологов. Впоследствии в XX в. их программу дополнили и успешно выполнили сторонники американской этнопсихологической школы (психологическая антропология).  
 
 
Под несколько другим углом зрения рассматривал культурно-исторический процесс американский ученый Л.Ф. Уорд (1843—1913), автор книг "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы цивилизации" (1893). Происхождение культур он считал высшей ступенью эволюционной лестницы, синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. Качественное отличие новой социально-культурной реальности он видел в наличии в ней чувства и цели. Таким образом, человек в культурной истории действует сообразно с сознательными целями. Первичными желаниями (потребностями) человека являются жажда, голод и половые потребности. На их основе складываются более сложные интеллектуальные, моральные, эстетические желания, служащие основой для совершенствования общества, его улучшения ("мелиоризма", по терминологии Л. Уорда). В концепции Уорда привлекает внимание анализ происхождения и роли удовольствия и страдания в жизни человека, исследование такого феномена, как счастье (свобода от страданий) и психология изобретений. Наряду с индивидуальными целями он признавал существование коллективных целей, носителем которых была отдельная культура.  
 
Определенный вклад в психологическое изучение культур внес профессор Йельского университета социолог У. Самнер (1840—1910). Основной его труд, посвященный этой теме, — "Народные обычаи" (1906). В понятие "обычай" он включает все культурно-обусловленные, стандартизованные формы поведения. В качестве причин появления и существования обычаев он выделяет группы взаимодействий или факторов. Первая связана с борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. Обычаи в этом случае представляют собой определенные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование. Кроме этого, обычаи есть продукты четырех мотивов человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх). Большую известность приобрели понятия У. Самнера "мы — группа" и "они — группа". Отношения в "мы — группа" — отношения солидарности, тогда как между группами преобладает враждебность. У. Самнер дал одно из первых определений этноцентризма как "взгляда, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные оцениваются по отношению к ней". 

 

2.Вильгельм Вундт «Психология народов»

Наиболее предметно психологию народов проанализировал Вильгельм Вундт (1832-1920), посвятивший этому главный (десятитомный) труд своей жизни - "Психологию народов" (1900-1920). Сокращенное изложение основных идей этой работы было опубликовано на русском языке*29. Десятитомник содержит богатейший не только и даже не столько теоретический, сколько эмпирический материал об особенностях психологии разных народов и этносов, о специфических проявлениях их "народного духа" в культуре, искусстве, языке, мифах, обычаях, нравах, привычках и др. Вундт был известей, как своими научными трудами, так и тем, что создал в Лейпциге в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию, превратившуюся в международный центр экспериментальной психологии. За заслуги перед мировой, в том числе российской, наукой в 1902 г. он был избран в Петербурге почетным членом Академии наук. В мире за ученым закрепилась слава основателя эмпирической этнопсихологии.  
 
Вундт рассматривал психические процессы в тесной связи с физическими, полагая, что они составляют две стороны одного реального бытия, которое извне проявляется как тело, а изнутри - как душа. Изучая сознание путем самонаблюдения его явлений и фактов, он пришел к выводу, что многие психические процессы, прежде всего мышление, речь, воля, недоступны эксперименту. Их следует изучать с помощью культурно-исторического метода, тем более что они относятся к сфере не индивидуальной психологии, а психологии народов.  
 
Он полагал, что "психология народов - самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь". Он не согласился с предложенным Лацарусом и Штейнталем противопоставлением индивидуальной психологии, психологии народов, полагая, что они взаимосвязаны между собой, последняя же в этой взаимосвязи выступает как сложный творческий синтез индивидуальных сознаний.  
 
По мнению Вундта, психология народов охватывает три большие области и три основные проблемы, требующие специального психологического исследования: язык, мифы, обычаи. Они "представляют собой общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого". Исследование их взаимодействия составляет важную задачу психологии народов. Другой ее важной задачей является стремление психологически познать сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает его духовная деятельность.  
 
Язык, мифы и обычаи, как пишет Вундт, есть непосредственный продукт творчества духа народа, причем они являются не какими-то фрагментами этого творчества, а представляют собой "сам этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов исторического развития виде". Вундт стремится доказать, что язык, мифы и обычаи не зависят от индивидуального сознания и индивидуальных волевых актов. Более того, это сознание и эта воля испытывают на себе влияние духа народа как содержания его психологии. Поэтому психология народов - первична, а психология индивидов - вторична по отношению к ней.  
 
Вундт рассматривает язык, мифы и обычаи не только в совокупности, в "компании", во взаимосвязи, но и порознь, давая характеристику каждому из этих трех основных компонентов "духа народа". Он пишет:  
 
"Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли". Как видно, и язык, и мифы, и обычаи толкуются в сугубо психологическом духе, как элементы сознания, духовной жизни людей, связывающие индивидов определенным образом между собой. Поэтому не случайно Вундт утверждает, что между психологией и тремя вышеуказанными областями исследования взаимоотношения осуществляются в полном объеме.  
 
Рассматривая психологию народов как часть общей психологии, ученый полагает, что ее развитие дает достаточно много для индивидуальной психологии, потому что язык, мифы и обычаи предоставляют материал о душевной жизни индивидов. "Так, например, - пишет Вундт, - строй языка, который, взятый сам по себе, является продуктом духа народа, проливает свет на психологическую закономерность индивидуального мышления. Эволюция мифологических представлений дает образец для анализа созданий индивидуальной фантазии, и история обычаев освещает развитие индивидуальных мотивов воли".  
 
Вундт стремился придать психологии народов более конкретный, реалистический вид за счет предложенной им программы эмпирических исследований языка, мифов, обычаев ряда этносов. Этим самым он создавал своего рода социологию обыденного сознания. Подобное предложение впоследствии оказалось как нельзя, кстати, при возникновении феноменологической социологии и этнометодологии и провозглашении в качестве объекта их исследовательских интересов повседневной, обыденной жизни людей и этносов. Реализация программы эмпирических исследований должна была превратить психологию народов в описательную научную дисциплину, изучающую внутренние, глубинные особенности их духовной жизни.  

3.Теория психологии народов Г.Лебона


 

  Гюстав Лебон (1841-1931)- французский социальный психолог. Главным направлением его социологии и психологии можно считать исследования в области психологии народов и масс. По мнению Лебона каждый народ обладает устойчивым душевным строем, и от него происходят чувства, разум, искусства данного народа. Нравственные и интеллектуальные признаки, ассоциация которых образует душу народа, представляют синтез прошлого опыта. 

 Важное место в научном  творчестве Лебона занимали проблемы “толпы” и “расы”. В конце 19 – начале 20 века в жизни европейского общества наступил новый этап – “эра толпы”. Ее суть – замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы”. 

 Толпа – это группа  людей, охваченных общими настроениями, стремлениями и чувствами. ЕЕ  характерные черты:

  • Зараженность общей идеей;
  • Сознание непреодолимости собственной силы;
  • Утрата чувства ответственности;
  • Нетерпимость;
  • Догматизм;
  • Внушаемость;
  • Бездумное следование за лидером.

 

  Лебон считал что толпа обладает коллективной душой. Поэтому каждый индивид толпы мыслит. Действует и чувствует совершенно иначе, нежели сам по себе. Поведение людей в толпе бессознательно и сверх эмоционально, оно обусловлено законом “духовного единства толпы”. Индивид в толпе теряет свои индивидуальные качества, рациональное мышление, он становится неким безвольным автоматом. Это приводит к превращению человека в иррациональное существо, которое стремится к немедленным действиям, внушенным лидером. 

 Два типа толпы:

  • Разнородная толпа (уличные группы, парламентские собрания)
  • Однородная толпа ( секта, каста, класс)

 

  Среди трудов Лебона особый интерес представляет книга “Психология социализма” (1908), в которой автор пытается предостеречь человечество от 2-х "гибельных увлечений” социализмом. Он пишет: “…большая часть социалистических теорий находится в явном противоречии с законами, управляющими современным миром.” Социалистический строй, по мнению ученого, это “коллективная трагедия”. И не смотря на всю свою нелепость, он может быть установлен в одной из европейских стран. Захват власти социалистами, по Лебону, породит эпоху разрушений, анархии и террора. Произойдет уничтожение свободной конкуренции и уравнивание заработка, что повлечет за собой разорение того государства, где воцарится социализм. Социалистический путь ведет в пропасть рабства, нищеты и цезаризма. Лебон полагал, что социализм неизбежен в качестве эксперимента хотя бы для одной из стран, отмечая при этом, что такой эксперимент возможен при условии предварительного разрушения общества. 

 В целом, социологическая  концепция Лебона отразила как достижения, так и просчеты консервативных версий западных социологических теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
        Следует отметить, что в целом психология народов сыграла положительную роль, поставив ряд социологических проблем духовной жизни этносов и сумев привлечь к их изучению лингвистов, историков, этнографов, филологов, а главное - психологов и социологов. Это была одна из первых попыток изучения взаимодействия культуры и индивидуального сознания. Но теоретической концепции этого взаимодействия создано не было. Что же касается большого описательного материала, использованного психологами, то он был далек от того, чтобы его можно было употребить при создании объяснительных концепций. Исследования, выполненные в рамках психологии народов, имели немалое значение для процесса возникновения и сближения таких отраслей знания как историческая психология, этнопсихология, культурная антропология, психолингвистика. Однако социология получила от психологии народов гораздо меньше, чем названные выше научные дисциплины. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Зборовский Г.Е. История социологии: классический и современный этапы. Учебник для вузов. – Екатеринбург, 2002.
  2. http://socio.rin.ru
  3. http://www.countries.ru
  4. http://www.magister.msk.ru
  5. http://sociologs.ru

Информация о работе Психология народов