Путь России к информационному обществу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Цель и базовые положения данной концепции. Основные направления реализации перехода к информационному обществу. Первоочередные задачи государственной политики обеспечения перехода к информационному обществу.

Файлы: 1 файл

ПУТЬ РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ.docx

— 26.88 Кб (Скачать файл)

 

 

Филиал Российского государственного социального университета

в г. Каменске-Шахтинском

 

 

ДОКЛАД

 

По дисциплине: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

  На тему: Путь России к информационному обществу

 

       

 

 

                                                    Выполнила студентка:

                                                                        Шмарко Екатерина                                                            

                                                                        Специальность: психология

                                                                        Отделение: очное

                                                                        Курс:2

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной cамобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРЕДПОСЫЛКИ  ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

В России за последние 7-10 лет  сформировались такие факторы социально-экономического, научно-технического и культурного  развития, которые можно рассматривать  как предпосылки перехода к информационному  обществу. В целом в стране, несмотря на экономический спад, растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации. Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается  число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д.

 ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ

Целью настоящей Концепции  является определение российского  пути перехода (или построения) информационного  общества, основных условий, положений  и приоритетов государственной  информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулируются  политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические  предпосылки и условия этого  перехода и обосновывается специфика  российского пути к информационному  обществу.

 

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  КОНЦЕПЦИИ

  • Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
  • В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России, наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.
  • Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития -формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
  • На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка, При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.
  • Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.
  • Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.
  • Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.
  • Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации должны иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческих проекты. Стратегия должна иметь надведомственный общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации усилий всех участников процесса перехода.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ  ОБЩЕСТВУ

  • Основные направления реализации предлагаемого пути перехода, должны охватывать две главные составляющие информационной среды общества: cоздание и развитие технико-технологической базы реализации выбранного пути;

разработку и реализацию политических, социальных, экономических, правовых, организационных и культурных решений, обеспечивающих движение по выбранному пути.

  • Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной информационной политики обеспечения перехода к информационному обществу. Эти направления выбираются на основе определения приоритетов и временных горизонтов развития входящих в них элементов, учета тенденций их эволюции в развитых странах, оценки исходного уровня (существующего положения). Основное внимание следует уделять складывающимся в России к настоящему времени реальным экономическим, организационным и правовым предпосылкам и условиям движения к информационному обществу.
  • В технико-технологическое направление входят следующие компоненты: формирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, обеспечивающей реализацию процессов создания, хранения, распространения и использования информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем, российских звеньев мировых открытых сетей, сетей связи; центров обработки информации различного назначения и т.д.);

совершенствование и развитие системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к  ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных хранений и  т.п.); совершенствование и развитие вычислительных ресурсов (модернизация парка СВТ в целом и по типам  ЭВМ, домашние компьютеры, системное  и прикладное программное обеспечение, система сервисного обслуживания и  т.п.); совершенствование и развитие телекоммуникационных ресурсов (линии и каналы связи всех видов, коммутационная техника, комплексы приемо-передающих систем и устройств, компьютерная телефония и т.п.); создание и развитие новых информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность; совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и ТВ-студий, приемо-передающие устройства и т.п.).

  • Программные решения и мероприятия в обоих направлениях тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация (политические и правовые меры, экономические и технологические решения) требует задания межведомственных комплексных программ, подпрограмм и проектов, а также коммерческих проектов, например, по обеспечению безопасности, развитию российской части Интернета, информационно-технологической поддержке системы образования, коммуникационных систем и сетей для населения и т.п.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ  ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

  • Для всех трех основных направлений перехода к информационному обществу важным является решение следующих первоочередных задач государственной политики: Формирование общегосударственной Программы перехода России к информационному обществу высокого статуса и приоритета. Программа должна иметь “рамочный” характер и интегрировать в себе все другие программы и проекты информатизации.

Разработка Концепции  нормативно-правового обеспечения  процесса перехода, являющейся основой  государственного воздействия на этот процесс. Концепция должна определять основные направления и задачи совершенствования  существующей системы информационного  законодательства, в том числе  в области авторского и смежных  прав и охраны интеллектуальной собственности. Приоритетное развитие существующих и  создание новых специализированных сетевых структур и технологий, построенных  на основе международных стандартов. Организация и развертывание  широкой общественно-политической пропагандистской поддержки процесса перехода.

  • В области образования должны быть решены следующие задачи: Выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.).

Создание специализированных общедоступных информационных ресурсов (базы и банки данных, электронные  библиотеки и т.д.), ориентированных  на решение образовательных задач, в том числе как бесприбыльных. Создание сети специализированных образовательных  центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и  учителей, оснащенных современными средствами информатизации.

  • В области формирования и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя должны быть решены следующие задачи: Разработка дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами, общедоступных терминалов информационно-справочных и консультативных систем социального назначения.

Разработка систем программно-содержательной и сервисной поддержки домашней компьютеризации. Создание экономических  условий, облегчающих интеграцию государственных  и негосударственных структур в  освоении и развитии рынка информационных и коммуникационных услуг для населения.

  • В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, должны решаться следующие задачи: Разработка дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработка и широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати.

Создание общедоступных  баз и банков данных в области  гуманитарных и социальных наук. Создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных  центров в регионах, в больших  и малых городах, в том числе  и в странах ближнего зарубежья. Создание и развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете, технологическая  поддержка сайтов культурно-информационных центров.


Информация о работе Путь России к информационному обществу