Филиал Российского государственного
социального университета
в г. Каменске-Шахтинском
ДОКЛАД
По дисциплине: СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
На тему: Путь России к информационному обществу
Выполнила студентка:
Шмарко Екатерина
Специальность: психология
Отделение: очное
Курс:2
2011 г. |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время осознаны
предпосылки и реальные пути формирования
информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный
характер, неизбежно вхождение нашей страны
в мировое информационное сообщество.
Использование материальных и духовных
благ информационной цивилизации может
обеспечить населению России достойную
жизнь, экономическое процветание и необходимые
условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически
и экономически развитых стран на правах
полноценного участника мирового цивилизационного
развития с сохранением политической
независимости, национальной cамобытности
и культурных традиций, с развитым гражданским
обществом и правовым государством. Можно
ожидать, что основные черты и признаки
информационного общества будут сформированы
в России при стабильных социально-политических
условиях и глубоких экономических преобразованиях
в первой четверти ХХI столетия.
ПРЕДПОСЫЛКИ
ПЕРЕХОДА РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
В России за последние 7-10 лет
сформировались такие факторы социально-экономического,
научно-технического и культурного
развития, которые можно рассматривать
как предпосылки перехода к информационному
обществу. В целом в стране, несмотря
на экономический спад, растет парк
ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие
систем и средств телекоммуникации.
Растет количество корпоративных информационных
сетей и непрерывно увеличивается
число абонентов мировых открытых
сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно
расширяется национальная сеть связи,
использующая спутниковые каналы. Успешно
осуществляется телефонизация страны
и стремительно растет рынок средств мобильной
связи. Сегодня Россия является частью
мирового политического и экономического
сообщества в такой степени, в какой она
никогда не была в прошлом. В прямом и переносном
смысле Россия подсоединена к остальному
миру кабельными и спутниковыми каналами
связи, активно используемыми сотнями
тысяч сотовых и простых телефонов, факсов,
компьютеров и т.д.
ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ
Целью настоящей Концепции
является определение российского
пути перехода (или построения) информационного
общества, основных условий, положений
и приоритетов государственной
информационной политики, обеспечивающих
его реализацию. В Концепции формулируются
политические, социально-экономические,
культурные и технико-технологические
предпосылки и условия этого
перехода и обосновывается специфика
российского пути к информационному
обществу.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ
- Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
- В ближайшей перспективе переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода страны из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания вокруг непреходящих гуманистических ценностей и национально-исторических традиций народов России, наконец, как инструмент укрепления федеративного государства и социально-экономического выравнивания уровня жизни в регионах страны.
- Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития -формированию экономики, основанной на знаниях, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
- На начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка, При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.
- Государство обеспечивает доступ к общественной информации. Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. Основная, первичная информация предоставляется населению бесплатно. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, включающая стоимость подготовки и передачи информации и небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчет характер ее использования потребителем.
- Процесс перехода России к информационному обществу должен быть тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.
- Нельзя не отвечать на новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля за распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральной здоровье людей.
- Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации должны иметь интегрирующий характер, объединять различные ведомственные и коммерческих проекты. Стратегия должна иметь надведомственный общегосударственный статус, обеспечивающий возможность координации усилий всех участников процесса перехода.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОБЩЕСТВУ
- Основные направления реализации предлагаемого пути перехода, должны охватывать две главные составляющие информационной среды общества: cоздание и развитие технико-технологической базы реализации выбранного пути;
разработку и реализацию
политических, социальных, экономических,
правовых, организационных и культурных
решений, обеспечивающих движение по выбранному
пути.
- Оба эти направления следует рассматривать в качестве основных объектов государственной информационной политики обеспечения перехода к информационному обществу. Эти направления выбираются на основе определения приоритетов и временных горизонтов развития входящих в них элементов, учета тенденций их эволюции в развитых странах, оценки исходного уровня (существующего положения). Основное внимание следует уделять складывающимся в России к настоящему времени реальным экономическим, организационным и правовым предпосылкам и условиям движения к информационному обществу.
- В технико-технологическое направление входят следующие компоненты: формирование и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры страны, обеспечивающей реализацию процессов создания, хранения, распространения и использования информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем, российских звеньев мировых открытых сетей, сетей связи; центров обработки информации различного назначения и т.д.);
совершенствование и развитие
системы национальных информационных
ресурсов и технологий доступа к
ним (баз и банков данных, архивов,
библиотек и музейных хранений и
т.п.); совершенствование и развитие
вычислительных ресурсов (модернизация
парка СВТ в целом и по типам
ЭВМ, домашние компьютеры, системное
и прикладное программное обеспечение,
система сервисного обслуживания и
т.п.); совершенствование и развитие телекоммуникационных
ресурсов (линии и каналы связи всех видов,
коммутационная техника, комплексы приемо-передающих
систем и устройств, компьютерная телефония
и т.п.); создание и развитие новых информационных,
компьютерных и телекоммуникационных
технологий, обеспечивающих реализацию
процессов сбора, накопления, хранения,
передачи и доставки информации, ее целостность,
доступность и конфиденциальность; совершенствование
и развитие технической базы и технологий
средств массовой информации (компьютерная
техника для электронных и печатных изданий,
радио- и ТВ-студий, приемо-передающие
устройства и т.п.).
- Программные решения и мероприятия в обоих направлениях тесно взаимосвязаны. Совместная их реализация (политические и правовые меры, экономические и технологические решения) требует задания межведомственных комплексных программ, подпрограмм и проектов, а также коммерческих проектов, например, по обеспечению безопасности, развитию российской части Интернета, информационно-технологической поддержке системы образования, коммуникационных систем и сетей для населения и т.п.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
- Для всех трех основных направлений перехода к информационному обществу важным является решение следующих первоочередных задач государственной политики: Формирование общегосударственной Программы перехода России к информационному обществу высокого статуса и приоритета. Программа должна иметь “рамочный” характер и интегрировать в себе все другие программы и проекты информатизации.
Разработка Концепции
нормативно-правового обеспечения
процесса перехода, являющейся основой
государственного воздействия на этот
процесс. Концепция должна определять
основные направления и задачи совершенствования
существующей системы информационного
законодательства, в том числе
в области авторского и смежных
прав и охраны интеллектуальной собственности.
Приоритетное развитие существующих и
создание новых специализированных
сетевых структур и технологий, построенных
на основе международных стандартов.
Организация и развертывание
широкой общественно-политической
пропагандистской поддержки процесса
перехода.
- В области образования должны быть решены следующие задачи: Выбор адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.).
Создание специализированных
общедоступных информационных ресурсов
(базы и банки данных, электронные
библиотеки и т.д.), ориентированных
на решение образовательных задач,
в том числе как бесприбыльных.
Создание сети специализированных образовательных
центров регионального и городского
подчинения, а также центров подготовки
и переподготовки преподавателей и
учителей, оснащенных современными средствами
информатизации.
- В области формирования и развития индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя должны быть решены следующие задачи: Разработка дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами, общедоступных терминалов информационно-справочных и консультативных систем социального назначения.
Разработка систем программно-содержательной
и сервисной поддержки домашней
компьютеризации. Создание экономических
условий, облегчающих интеграцию государственных
и негосударственных структур в
освоении и развитии рынка информационных
и коммуникационных услуг для населения.
- В области обеспечения сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, должны решаться следующие задачи: Разработка дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработка и широкое внедрение средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати.
Создание общедоступных
баз и банков данных в области
гуманитарных и социальных наук. Создание
широкой сети культурно-информационных
и информационно-развлекательных
центров в регионах, в больших
и малых городах, в том числе
и в странах ближнего зарубежья.
Создание и развитие мощного русскоязычного
сектора в Интернете, технологическая
поддержка сайтов культурно-информационных
центров.