Пути активизации общественно-политического потенциала молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Молодёжь – это особая социально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством. Молодёжь представляет собой наиболее грамотную часть общества; по своим психологическим и возрастным характеристикам она больше предрасположена, решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать индикатором его социальной напряжённости или социального комфорта.

Файлы: 1 файл

Министерство здравоохранения Республики Беларусь.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный университет транспорта»

 

Кафедра «История, политология и философия»

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Пути активизации  общественно-политического потенциала молодёжи»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ПС-32

Косякова И. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2012

 

Молодежь является реально существующей политической силой, претендующей на субъективированное функционирование, институализированное взаимодействие с политической властью, легитимацию молодежных объединений и молодежной политики.

Молодёжь – это  особая социально-демографическая  группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством. Молодёжь представляет собой наиболее грамотную часть общества; по своим психологическим и возрастным характеристикам она больше предрасположена, решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать индикатором его социальной напряжённости или социального комфорта. Именно поэтому, государство заинтересовано в активной общественно-политической жизни молодёжи.

 В настоящее время  почти четверть населения Беларуси (23,7%) составляет молодежь. При этом  в городах проживает 79%, а в  сельской местности – 21%.

Молодежь как объективная  конкретно-историческая общность определяется рядом сущностных критериев: во-первых, представляет собой объект (генетически) и субъект (продукт социокультуры) предметно-практической и познавательной деятельности, выступает в качестве детерминирующего средства преобразования социальных связей и отношений; во-вторых, как субъектная социальная группа, интегрирует в себе взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия всех остальных социальных слоев и этнонациональных объединений и предопределяет своим участием (отчуждением) общественно значимые социально-политические процессы и перемены; в-третьих, является относительно самостоятельной возрастной и социально-демографической группой, обладающей в большей или меньшей степени включенностью в общественные, политические и экономические отношения на основе мировоззренческих установок, ценностей духовно-нравственных идеалов и предпочтений. 
Анализу проблем молодого поколения на всех этапах развития человечества было посвящено немало фундаментальных исследований, научных работ, монографий и публикаций. 
Существуют различные исследовательские подходы к понятию молодежи. 
Молодежь как носитель свойств молодости (психофизиологический аспект), в котором молодежь рассматривается с точки зрения возрастной антропологии и «молодость» как этап жизни человека.

Молодежь как носитель новых ценностей, образов бытия, общественных идеалов (аксиологический  аспект), в котором молодежь рассматривается  как носитель собственной культуры (субкультуры).

Молодежь как субъект и объект преемственности поколений и социального бытия (субъект-объектный аспект). Воспринимать молодое поколение как ресурс развития общества сам по себе без общественного влияния неправильно. Молодежь нужно готовить к общественной деятельности, адекватно отражая ее собственные запросы и запросы всего общества. Зависимость от конкретной социально-исторической обстановки - важнейшая особенность формирования молодежной субъектности. Включение молодежи в общественные отношения сопровождается процессами социализации и ювенизации, которые взаимно обуславливают друг друга. Таким образом, особенностью молодого поколения будет переходность от объектных (адаптация мировоззрения) к субъектным (интеграция и практика) стратегиям жизнеосуществле-ния. Признаком такого перехода становится появление социального интереса. 
Молодежь как актуализированное в настоящем социальное будущее (фу-турологический аспект). Рассматриваются научные модели будущего, разработанные различными учеными, чтобы обрисовать перспективы развития мировой цивилизации и понять насколько молодое поколение в своей жизнедеятельности готово к воплощению необходимых принципов. 
В белорусской науке молодежь характеризуется стремлением к самопознанию, самоопределению, самоутверждению, самореализации, самоусовершенствованию, самореализации. Причем, проблема самореализации рассматривается в онтологическом, гносеологическом, социологическом и аксиологическом аспектах [2; 6].

Как социально-демографическую  группу молодежь выделяют на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами. Возрастной предел состава молодежи определен в Законе Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 24 апреля 1992 года №1629-XII (с изменениями и дополнениями Законом от 9 июля 1997 года № 56-З) следующим образом: «Статья ^..Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 25 лет, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества» [3; 1]. Тем самым, условно возрастной предел молодежи следует обозначить 16 и 25 годами.

Некоторые социологи устанавливают  верхний предел в 29-30 лет. Молодежные организации и общественные объединения, к примеру Белорусский республиканский  союз молодежи, принимают в свои ряды молодежь в возрасте от 14 до 31 года. На наш взгляд, целесообразным можно считать определение возрастных границ с момента получения базового образования и распространения трудового законодательства в отношении молодежи, т. е. с 14 лет, до момента становления молодого человека как личности и как гражданина -получения им среднего образования, службы в армии, получения профессиональных навыков (среднего специального или высшего образования, стажа работы в качестве молодого специалиста) - т. е. до 28 лет включительно. В результате будут достигнуты единые подходы в составлении и реализации молодежных программ, тем более, что они связаны с финансированием.

В  республике сформулированы и определены  основы государственной  молодежной политики, изложенные  в  Законе «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятом 24 апреля 1992 года. В нем установлены основные принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

1. Сочетание государственных,  общественных интересов с интересами и правами молодых граждан.

2. Последовательность и комплексность.

3. Научная обоснованность.

4. Учет интересов и потребностей  молодых граждан.

5. Гласность и открытость.

6. Гарантированность защиты прав  и интересов молодых граждан.

7. Участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики.

 Президент Республики Беларусь 4 апреля 2006 г. Указом № 200 утвердил  республиканскую программу «Молодежь  Беларуси» на 2006–2010 годы.

Программа разработана в целях  дальнейшей реализации государственной молодежной политики. Ее основные направления — повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина–патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально–экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

Ожидается, что в результате реализации республиканской программы повысится  качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.

Воплощение в жизнь положений  программы также позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует подчеркнуть, что именно молодежь является потенциалом  позитивных перемен в обществе. Социологические исследования показывают, что в Беларуси почти 70% молодых людей в той или иной мере поддерживают существующий политический курс. Из существующих социальных институтов наибольшим доверием белорусской молодежи пользуются Президент страны (63,3%), армия (21,8%), православная церковь (19,6%).

О том, что молодежь готова принять в свои руки эстафету управления страной, красноречиво говорят ее успехи в образовании (на ежегодных международных предметных олимпиадах), спорте, искусстве.

В материальном производстве значительную по количеству и роли часть молодежи составляют молодые  рабочие. В условиях модернизации производства, внедрения наукоемких технологий труд квалифицированного рабочего все больше усложняется, а на некоторых производствах приближен к инженерному.

Инновационная политика государства, создание белорусской  «силиконовой долины» требуют от рабочей молодежи постоянного повышения  квалификации, заинтересованного участия  в жизни своего предприятия

Не малая роль в  активизации общественно политической жизни республики отводиться молодёжным организациям, и в первую очередь БРСМ. У молодёжного движения Беларуси сегодня два варианта дальнейшего развития—элитарный и массовый. При элитарном варианте проекты молодёжных организаций будут доступны исключительно для узкого круга молодых людей, преимущественно Минска и областных центров. Но возможен и другой путь, когда молодёжные организации будут идти в регионы, области и даже районы, организовывать программы, рассчитанные на широкий круг молодых людей. Среди основных направлений деятельности молодёжных организаций Беларуси можно выделить три наиболее развитых.

Наибольшее количество организаций (20,8%) называют основным направлением своей деятельности просвещение, воспитание, 16,8% занимаются социальной защитой и реабилитацией молодёжи, и 13,3%- это организации, занимающиеся спортом, туризмом и отдыхом. Все эти направления - области, приоритетные для молодёжи, а потому вполне объяснимо, что большинство организаций избрали их в качестве основных. В Беларуси осуществляют деятельность 13 международных молодежных общественных объединений и 1 международный молодежный союз общественных объединений; 62 республиканских молодежных общественных объединения и 2 молодежных союза общественных объединений.

Руководящий орган большинства  международных и республиканских  организаций находится в г. Минске. На периферии международные и  республиканские молодежные общественные объединения создаются реже. Выделяется Витебский регион, где молодёжная активность несколько выше, чем в остальных. В настоящее время основные руководящие органы 2 международных и 4 республиканских организаций находятся в г. Витебске, 1 республиканской в г. Полоцке, что связано со значительной долей молодежи в данных городах.

Направленность на целевую группу «дети» выявлена для половины международных и ¼ республиканских общественных объединений. Направленность на другие целевые группы для международных организаций выявлена в одном случае — на группы «пожилые» и «инвалиды». Среди молодежных республиканских организаций следует отметить организации инвалидов (не менее 3), женские организации (не менее 2) и организация национальных меньшинств (в ходе анализа выявлена 1). Половина молодежных международных организаций осуществляют благотворительную деятельность и деятельность по социальной защите детей и молодежи. В международном молодежном общественном секторе Беларуси работают просветительские организации, а также организации, для которых основной является функция международной интеграции. ¼ молодежных республиканских объединений представляют собой организации, в основу которых заложена определенная политическая и/или культурная идеология: это организации пионеров, скаутов, гайдов, объединения на основе либерально-демократической, социал-демократической, коммунистической и т.п. идеологий, христианской морали или догм, традиционных для отдельных конфессий. Республиканские молодежные общественные объединения в большей мере также направлены на выполнение просветительской функции (наиболее очевидна для 14 организаций) и осуществлении социальной защиты некоторых категорий молодежи (выявлена для 8 организаций). Среди республиканских организаций 8 являются объединениями, в основе которых лежит принадлежность к определенной профессии (выполняемой или получаемой), 9 объединений по интересам, в основном в сфере искусства, культуры и спорта, 5 организации специализирующихся на благотворительной деятельности. В сферу интересов молодежи, получившей проявление через деятельность молодежных республиканских общественных объединений определенной направленности, входят также вопросы молодежного туризма, возрождения белорусской культуры и жилищного строительства.

В общественной сфере  Беларуси все молодежные организации, которые могут претендовать на идейное  либо другие виды лидерства среди молодежи, находятся под контролем государства (административного аппарата, власти). По отношению к остальным применяется политика репрессий (показательный процесс над “Молодым фронтом”, где по уголовному делу “за участие в незарегистрированной организации” подозревают пять человек, в т.ч., несовершеннолетнюю Анастасию Положанку), юридического уничтожения (отказ в регистрации по формальным причинам, ликвидация зарегистрированных организаций, лишение юридического адреса), маргинализации (недопущение проведения санкционированных молодежных акций, игнорирование представителей альтернативных молодежных организаций государственными СМИ, вынужденное превращение молодежных организаций в политические).

Основным реализатором государственной молодежной политики является БРСМ (Белорусский Республиканский Союз Молодежи). Членом ОО "БРСМ" может быть любой гражданин Республики Беларусь, лица без гражданства, а также иностранные граждане, постоянно поживающие в Республике Беларусь, в возрасте от 14 до 31 года, признающие Устав и программные документы ОО "БРСМ".   Номинально (по спискам) насчитывается более 300000 членов по всей республике.

А сейчас немного истории.

БРСМ, несмотря на несколько  переименований и слияний с другими  молодежными организациями, является правопреемником (причем юридическим) комсомола Беларуси, Союза молодежи Беларуси, Белорусского патриотического союза молодежи, Белорусского союза молодежи.

24 сентября 1920 года —  1 Всебелорусский съезд комсомола  организационно оформил создание Коммунистического Союза Молодежи Белоруссии (КСМБ). Резолюция съезда подчеркивала, что КСМБ является неразрывной частью Российского Коммунистического Союза Молодежи.

Декабрь 1991 года — XXX съезд  ЛКСМБ принял решение об уставных изменениях организации и переименовании ее на основании юридического правопреемника в Союз молодежи Беларуси (СМБ).

6 сентября 2002 года —  на XXXVIII объединительном съезде ОО  «БПСМ» и ОО «БСМ» было принято  решение об объединении путем  слияния двух крупнейших молодежных  организаций Республики Беларусь в единую — Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (ОО «БРСМ»).

Гродненская областная  организация общественного объединения  ОО «БРСМ» зарегистрирована в Управлении юстиции Гродненского облисполкома 19 ноября 2002 года.

Согласно информации на официальном сайте, целью ОО "БРСМ" является создание условий для всестороннего  развития молодежи, раскрытия его  творческого потенциала, содействия развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях.

Информация о работе Пути активизации общественно-политического потенциала молодёжи