Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:36, реферат
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология
молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы
воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других.
Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности.
Введение 3
I Система ценностей молодого поколения 4
II Виды ценностей 5
III Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей 7
1 Снижение в системе ценностных ориентаций молодежи
по отношению к образованию 7
2 Материальное благополучие – как доминанта
жизненных ценностей 8
3 Семейные и коммуникативные ценности 9
4 Пути решения по становлению ценностных
ориентаций молодежи 10
Заключение 12
Список литературы 14
Содержание
Введение 3
I Система ценностей молодого поколения 4
II Виды ценностей 5
III Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей 7
1 Снижение в системе ценностных ориентаций молодежи
по отношению к образованию 7
2 Материальное благополучие – как доминанта
жизненных ценностей 8
3 Семейные и коммуникативные ценности 9
4 Пути решения по становлению ценностных
ориентаций молодежи 10
Заключение 12
Список литературы 14
Введение
Одна из актуальных
отраслей современной
молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы
воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других.
Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой натяжкой захлестнувших Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. В последнее время средства массовой информации не умолкают сообщениями о мировом финансовом кризисе.
Однако уже общеизвестно, что экономический кризис общества чаще всего сопровождается кризисом ценностных ориентаций. Устойчивое экономическое, политическое, финансовое развитие страны зависит, прежде всего, от социального фактора, а именно от человеческого потенциала, активной части населения. Так каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего человеческого потенциала и, прежде всего, молодого поколения?
I Система ценностей молодого поколения
Молодое поколение – это особая социальная общность, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо “наследует” социальный статус семьи, либо характеризуется “будущим” социальным статусом.
Изучение динамики жизненных ориентаций и ценностей подростков – благодатная почва для анализа различных аспектов жизни общества и тенденций его развития. Изменения, происходящие в обществе, создают постоянную потребность в продолжении этих исследований, ведь сегодняшние подростки – завтрашние активные участники всех социальных процессов.
Специфическим объектом исследований является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой – их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием “взрослых” потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Именно эта группа – хороший “барометр” протекающих в обществе процессов идеологической, ценностной реконструкции. Интерес к данной когорте определяется и тем, что сегодняшнему подростку особенно трудно – в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование смысложизненных ориентаций и ценностей молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.
II Виды ценностей
Ценностями в нашем понимании являются любые материальные или идеальные явления, ради которых индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, чтобы их получить, сохранить и обладать ими, то есть ценности – это то, ради чего люди живут и что ценят.
К сквозным ценностям, которые являются стержневыми практически в любой сфере деятельности, можно отнести трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, милосердие и другие. Фундаментальными мы называем ценности, которые не зависят от сферы жизнедеятельности.
Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения – явления общественные, коллективные. Ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность. Человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей. Диапазон и количество социальных ролей личности определяется многообразием социальных групп, с которыми она себя идентифицирует, разнообразной структурой деятельности и отношений, в которые она включена. Каждая роль – совокупность общих значений, без освоения которых невозможна коммуникация, установление социальных связей человека с миром.
Проблема выбора побуждает рассмотреть вопрос о свободе и необходимости в ценностном отношении. Свобода тут проявляется не только как выбор возможностей, но и как возможность выбора, которая зависит от объективных социальных условий, а также от осознания этой возможности самим человеком и его желания совершить определенный выбор. Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их “индивидуальных эквивалентов” – ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов – преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.
В конечном счете, традиционные ценности – это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Здесь важно учесть ряд моментов. Первый связан с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне – конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный. Это не может не восприниматься родителями болезненно, с чувством горечи и обиды. Тем более, - и тут проявляется второй момент, - что они не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Наконец, сегодняшняя ситуация необычна тем, что “подростковый период” переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня “отцам” открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни.
Ориентация – это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. Ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Это то компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.
III Финансовый кризис на фоне кризиса ценностей.
В России уже давно назрел кризис
ценностной системы, выступающий в качестве
падения морально нравственных норм, отсутствия
четких правил, принципов и императивов,
характеризующих направленность в действиях
и поступках личности. Представления о
ценностных ориентациях размыты, нет грамотного
механизма формирования и способа воздействия
на сознание и поведение личности. Соответственно
изменилось отношение к образованию, труду,
близким, семье. Ломка ценностных ориентаций
привела к падению престижа общественно
значимого труда, росту девиантного поведения,
безразличия, социальной пассивности.
1. Снижение
в системе ценностных ориентации молодежи
по отношению к образованию
Современная система
образования в основном ориентирует на
самостоятельное обучение и самообучение,
развитие творческих способностей учащихся.
Это проявляется в обобщении, критическом
анализе, выработке знаний на основе предшествующего
опыта. Однако современная молодежь не
готова к таким индивидуальным шагам.
Большинство из них не умеет самостоятельно
вырабатывать суждения, устанавливать
причинно следственные связи, выявлять
закономерности, логически правильно
мыслить, стройно и убедительно формулировать
свои идеи, грамотно аргументировать выводы.
Несмотря на то, что современное
общество активно внедряет информационные
технологии, молодежь, особенно учащиеся,
в качестве пользователей интернета далеко
не всегда эффективно их используют. Образовательное
информационное поле наводнено готовыми
«шпаргалочными» продуктами довольно
низкого качества, написанными рефератами,
курсовыми, дипломными работами и даже
учебным материалом сомнительного содержания.
Современная молодежь не готова к использованию
первичных источников, будучи склонна
пользоваться сокращенными версиями,
непонятно кем интерпретируемыми. В своем
подавляющем большинстве молодежь ориентирована
на получение любого образования с минимальными
усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий
уровень притязаний к образованию носит
инструментальный характер, образование
рассматривается как средство перспективного
конкурентоспособного положения на рынке
труда и лишь затем как способ приобретения
знаний.
В стороне остается устойчивая
мировоззренческая и нравственная позиции,
проявляющиеся в социальной ответственности,
порядочности, искренности. Молодежи,
как в прочем и всему обществу, присуща
растерянность, непонимание происходящего.
Ей нередко приписывают жесткий прагматизм,
социальную незрелость, инфантилизм, агрессивность,
зависть.
2. Материальное
благополучие - как доминанта жизненных
ценностей
Доминантой жизненных
ценностей и поведенческих приоритетов
остается материальное благополучие. За
последнее время наблюдается следующая
тенденция: молодежь в основном отдает
предпочтение не столько духовным и нравственным
ценностям, сколько большим деньгам. Например,
у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное
благополучие является стимулом их жизненной
активности. Умение сколачивать состояние
для большинства является мерилом человеческого
счастья. Полезность труда для большинства
молодых людей определяется достижениями
собственного экономического достатка.
Причем ставится в основном цель зарабатывания
денег, причем любым доступным путем, лишь
бы этот путь приносил доход и чем больше,
тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается
с предприимчивостью и деньгами, а не с
талантом, знаниями и трудолюбием.
Такая ломка ценностных ориентиров
у молодых людей отчетливо вырисовывается
среди еще невыработанной устойчивой системы
своих нравственных социокультурных установок.
Тем более что и изменившаяся жизнь (переход
от административно-плановых к рыночным
механизмам) требует новых моделей поведения.
Такие жизненные принципы, как «лучше
быть честным, но бедным» и «чистая совесть
важнее благополучия», ушли в прошлое
и на первый план выдвинулось такие, как
«ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».
Прослеживается четкая ориентация экономических
ценностей, связанных со скорейшим обогащением,
а успешность определяется наличием дорогостоящих
благ, славы, известности. В сознании нынешней
молодежи четко выражена мотивационная
установка на собственные силы в реализации
жизненных целей и интересов в духе новых
условий рыночного хозяйствования, ну
а тут, как известно, возможны любые пути.
3. Семейные
и коммуникативные ценности
В отношении семейных
ценностей молодежь превыше всего ставит
независимость и карьеру, достижение высокого
статуса. Семью же планируют в далекой
перспективе, после создания успешной,
на их взгляд, карьеры.
Коммуникативные ценности отодвигаются
по мере взросления. Вектор изменения
ценностных норм и правил, характеризующих
поведение, обусловлен рыночными отношениями.
Верные друзья, надежные товарищи остаются
в детстве. Отношение к близким носит все
более устойчиво корыстный, коммерческий
характер. В молодежной среде эгоистичный
индивидуалистический настрой («сам за
себя») выше гуманных отношений, взаимопонимания,
взаимоподдержки и взаимопомощи. Высокую
коммуникативность проявляют с нужными,
влиятельными людьми, отражающими определенный
желаемый статус.
4. Пути
решения по становлению
Хотелось бы подчеркнуть,
что молодежь сегодня имеет разные ценностные
ориентации, которые довольно подвижны.
Динамика ценностных ориентаций зависит
от социально–демографических характеристик
людей, их уровня социализации, внешних
факторов (политических, культурных, экономических
и т.д.). И в этой неоднозначности реализуются
разноплановые жизненные позиции. Некоторые
довольно успешно адаптировались к рыночной
экономике, благодаря чему оказались в
частном секторе, а кто-то строит карьеру
и в государственном секторе. Другие не
могут самоопределиться, выбрать правильный
жизненный путь. Наряду с такими качествами
как предприимчивость, креативность, деловитость,
оперативность, жизненный оптимизм тесно
уживаются грубость, равнодушие, леность,
самоуверенность.
Особенности экономики в рыночных
условиях хозяйствования таковы, что коренным
образом необходимо пересматривать:
- систему ценностей, позволяющих выработать
перспективные жизненные позиции, стратегию
в своей профессиональной, познавательной,
социальной деятельности;
- культуру мышления, представляющую
собой духовное образование и
характеризующую меру
- интегративность ценностных
установок, проникновение
Внимание к формированию ценностей
и ценностных ориентаций должно стать
первоосновой любого общества. Они определяют
сферу человеческой жизнедеятельности,
интересы, потребности, социальные отношения,
критерии оценки значимости, выраженные
в нравственных идеалах, установках, что
придает для каждого особый жизненный
смысл. Ценности являются не только ориентиром
жизни человека, определяющим его цель
и стремления, но и выступают в качестве
механизма социального контроля для поддержания
порядка, демонстрации здорового образа
жизни.
Целенаправленная работа должна
вестись и со средствами массовой информации
с целью освещения позитивных моментов
образа жизни. Молодежь ежедневно сталкивается
с огромным потоком массовой пропаганды,
впитывая далеко не гуманную информацию.
По большей части эта негативная информация
зомбируют личность, вырабатывают конкретные
отрицательные установки и не развивает
у нее позитивного мышления, что впоследствии
влияет на комплекс действий и поступков
отдельных индивидов.
На формирование ценностей
влияют и происходящие в обществе экономические,
социальные деформации. Сложные общественные
явления, неоднородность политических
и экономических процессов влияет на изменения
социальных идеалов и ценностей. Те приоритеты,
которые ранее казались незыблемыми, сменяются
другими, определяющими сегодняшние жизненные
реалии. Появляется новый спектр ценностных
ориентаций, значит, разрушаются старые
идеалы, традиции и формируется иной тип
личности.
Новые приоритеты в системе ценностей,
интересов и социальных норм у молодежи
найдут в дальнейшем отражение в их сознании,
а затем и в поведении, активности и, в
конечном счете, в социальном самочувствии.
Информация о работе Пути решения по становлению ценностных ориентаций молодежи