Пути снижения утомляемости работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:18, реферат

Описание работы

В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………...………….........................2
1. Формы трудовой деятельности...................................................................3
1.1 Физический труд ............…………………………………...........................3
1.2 Умственный труд ..................................................………...........................3
2. Возможные нарушения состояния здоровья при умственном труде.......5
2.1 Утомление ……………………………......................................................5
2.2 Стресс ……………...................................................................................6
3. Методы предотвращения и преодоления нарушений в состоянии здоровья при умственном труде…………........................................................................8
3.1 Пути предотвращения и преодоления утомления.................................8
3.2. Пути предотвращения и преодоления стресса....................................11
4. Заключение.................................................................................................12
5. Список используемых источников………...................…………...............15

Файлы: 1 файл

реферат по охр.тр..docx

— 37.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

 

Кафедра: технологии важнейших отраслей 

                                    промышленности

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Охрана труда.

на тему: Пути снижения утомляемости работников умственного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнил:                                                                               Н.В.Яскуловская

 

 

проверил  преподаватель:                                                       Е.С.Какошко

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

                                      Минск 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………...………….........................2

1.  Формы  трудовой деятельности...................................................................3

   1.1 Физический труд ............…………………………………...........................3

   1.2 Умственный труд ..................................................………...........................3 

2.  Возможные нарушения состояния здоровья при умственном труде.......5

  2.1 Утомление ……………………………......................................................5

   2.2 Стресс ……………...................................................................................6

3. Методы предотвращения и преодоления нарушений в состоянии здоровья при умственном труде…………........................................................................8

   3.1 Пути предотвращения и преодоления утомления.................................8

   3.2. Пути  предотвращения и преодоления  стресса....................................11

4.  Заключение.................................................................................................12

5. Список используемых источников………...................…………...............15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

В условиях научно-технического прогресса, когда  наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда  существенно возрастают. Еще в  недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга  лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого — хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Многообразные формы трудовой деятельности делят на физический и умственный труд.

ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД:  характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.)» обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий, прежде всего социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его про- изводительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

УМСТВЕННЫЙ  ТРУД: объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма, повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В физиологическом отношении главной  особенностью умственного труда  является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но и основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.

Несмотря  на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются. Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни. Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, — творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ  СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ.

 

Умственный труд имеет  ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в  закрытом помещении и сидячим  образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока  крови к нему, что в свою очередь  связано с повышением тонуса сосудов  мозга. Это физиологическое повышение  тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти  в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального  давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.

 

 

УТОМЛЕНИЕ

Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с  утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать  на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к  невозможности продолжать работу. При  неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться  истощением нервной системы или  развитием сосудистого заболевания.

Первыми признаками хронического утомления  являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность  или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в  одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит                      

страх перед  очередной бессонной ночью.                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРЕСС

Одним из важнейших социально-психологических  аспектов управленческой деятельности является преодоление стрессов. В литературе данную проблему рассматривают как стрессовые состояния руководителей и подчиненных.

В любой, даже наиболее прогрессивной  и хорошо управляемой, организации, существуют ситуации, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают стресс. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для индивида, а следовательно, и для организации.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни.

Под организационными факторами понимают следующие:

  1. перегрузка, или напротив, слишком малая загруженность работника. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, т.е. беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации, и ощущает себя явно невознагражденным ;
  2. конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Этот конфликт может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия (когда разные руководители могут давать подчиненному противоречивые задания). В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой;
  3. непреодолимость ролей возникает, когда работник не знает, чего ожидать от руководства. В отличие от конфликта ролей требования не будут противоречивыми, но они будут уклончивыми и неопределенными. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства (что и как они должны делать и как после этого их будут оценивать);
  4. неинтересная работа. Однако взгляды людей на понятие "интересная работа" различаются. То, что кажется интересным для одного, совсем не обязательно будет интересным для другого.

       Необходимо отметить, что положительные события личной жизни человека в равной или даже большей степени могут вызвать стресс, как и отрицательные события.

       Специалисты в области психофизиологии отмечают, что трудовой стресс приводит к различным, а порой даже к противоположным результатам. Например, стресс проявляется в общем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение внешней нагрузки. Он состоит в росте биоэлектрической активности мозга, повышении частоты сердцебиения, росте артериального давления, расширении кровеносных сосудов, увеличении содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных задач (действий). Поэтому сам по себе стресс является не только эффективной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности и условиях помех, трудностей и опасностей. Однако стресс положительно влияет на результаты труда и способствует преодолению препятствий, возникших в процессе труда, до тех пор пока он не превысил определенный уровень, после которого в организме развивается процесс гипермобилизации (нарушение механизма саморегуляции, ухудшение результатов деятельности отдельных органов, в том числе нервной системы, вплоть до срыва). Стресс, превышающий критический уровень, иногда называют дистрессом. В ситуации дистресса понижается точность движений, неверно оцениваются сигналы, случайно включаются не те функции организма. В итоге это приводит к несчастным случаям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В  СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.

 

     Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Если при  тяжелом немеханизированном труде  они могут достигать 350—400 и более  ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150—200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

 

 

ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ УТОМЛЯЕМОСТИ:

 
Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать  сон. Для этого рекомендуется  ложиться спать всегда в одно и  то же время. За 1 ч до наступления  сна следует прекратить напряженную  работу и по возможности посвятить  это время прогулке на свежем воздухе. Взрослому человеку необходимо спать  не менее 7-8 ч в сутки. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к  своей физической подготовке.

Для наиболее интенсивной  и трудной умственной работы лучше  отводить утренние часы. Приступая  к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой  предстоит работать, в достаточной  степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в  помещении была в пределах 18- 20 С. Источник освещения рабочего места  должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать  утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно  исключить.

Время от времени нужно  снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых  следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут  расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать  несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в  тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.

Информация о работе Пути снижения утомляемости работников умственного труда