Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 12:53, курсовая работа
Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения - изучению теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семь и брака в связи с их неблагополучием. В данной работе раскрывается сущность некоторых социальных проблем неблагополучной семьи и указывается путь их разрешения, апеллируя к социологическим, психологическим, правовым и социальным знаниям и умениям.
Аннотация
Определения, обозначения, сокращения
Введение
1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
1.2 Классификация неблагополучных семей
1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
1.2.2 Конфликтные семьи
1.2.3 "Недоверчивая" семья
1.2.4 "Легкомысленная" семья
1.2.5 "Хитрая" семья
1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
2. Социальные проблемы семьи
2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
2.2 Сущность социальных проблем современных семей
3. Социальная работа с неблагополучными семьями
3.1 Социальная защита семьи
3.2 Социальные службы семьи
3.3 Социальное обслуживание семьи
3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Заключение
Библиографический список
Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России. Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г. Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.
3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Цель такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:
подлежат государственному социальному страхованию, т.е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);
обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;
проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;
принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Заключение
Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Выполняет ли сегодня семья эти и подобные ресоциализирующие функции в обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.
Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Библиографический
список
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.
6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999
7. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.
8. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
10. Психология семейных
отношений с основами
11. Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия "Психология семейных отношений"). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002. - 752 с.
12 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.
13 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.
14 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.
15 Социальная педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб,
заведений / С69Под ред.В.А. Никитина.
- М.: Гуманитарный издательский
16 Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7
17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.
18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.
19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
Информация о работе Работа социального работника с неблагополучной семьей