Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:57, контрольная работа
На сегодняшний день очень актуален вопрос изучения национальных направлений научных исследований стран мира и уровня их развития. уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Данная статья показывает важность и перспективы изучения данной темы, уровень развития различных стран мира и возможные перспективы и направления мировых научных исследований.
Аннотация
На сегодняшний день очень актуален вопрос изучения национальных направлений научных исследований стран мира и уровня их развития. уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии как отдельных стран, так и всего мирового сообщества. Данная статья показывает важность и перспективы изучения данной темы, уровень развития различных стран мира и возможные перспективы и направления мировых научных исследований.
Введение
Уровень развития национальных систем "науки и техники" стал на рубеже веков одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их место в системе мирового хозяйства.
Расчеты исследователей показывают, что именно он и связанные с ним технические инновации стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населения. Уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии как отдельных стран, так и всего мирового сообщества[1].
Однако для определения типа страны необходима особая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей. В отличие от других сфер деятельности общества, отраслей экономики, научный продукт — "идея" — невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую взаимосвязь с социально-экономическими факторами. На сегодняшний день анализ выполним только на уровне их числовых характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль хозяйства, а не как совокупность знаний[4].
Рассматривая науку в этом ключе как систему с "входом" и "выходом", каждый из которых характеризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно разделить на две группы
Цель данной работы состоит в изучении и анализе основных направлений научных исследований в различных странах мира, а также в оценке их уровня развития.
Объектом исследования являются различные области научных исследований.
Предметом исследования – различные страны мира в развитии основных направлений научных исследований.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, анализ, синтез.
Типы стран по уровню развития науки
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований.
Рассматривая детальные отличия, можно отметить, что их столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее, страны со сходными чертами возможно объединить и группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько определенных типов. Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научной отрасли государства, способствует объективной оценке места страны в мировой научной системе.
Для определения типа страны необходима особая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей.
В данной курсовой работе использованы показатели, которые относятся к двум следующим группам:
1. Ресурсные показатели науки:
2. Показатели эффективности науки:
Страны с высоким уровнем развития науки (I группа)
В данную группу входят 20 государств, наиболее крупные из них: США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция (с показателями 1—0,5100). Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований,- лидерство в научно-технических достижениях и открытиях.
Страны со средним уровнем разили науки (II группа)
В данную группу входят развитые страны Западной Европы - Италия, Испания, Португалия, Греции, Восточной Европы, большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки (с показателями от 0,5100 до 0,11ОО). Большинство из них имеют относительно молодую систему организации научных исследований, находящихся в стадии формирования национальных научных школ. Недостаток финансовых средств ограничивает возможности научного поиска, сдерживает развитие науки. Финансирование со стороны государства полностью превалирует над частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития НИОКР в этих странах, а также общей структурой экономики — низкой долей наукоемких производств. Основные органы выполнения НИОКР — государственные научные центры и лаборатории, университеты[2].
Страны с низким уровнем развития науки (III группа)
К данному типу относятся те 12 стран, по которым оказался возможен анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин (с показателями менее 0,1100). Подавляющее их большинство - наиболее бедные страны мира.
Однако, можно сделать вывод, что представленная типология не может рассматриваться как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень динамична. Ей свойственны периоды прогресса и регресса, отряжающиеся на изменении научного статуса страны в мире. В странах Центральной и Восточной Европы, СНГ происходит свертывание некоторых научных направлений, сокращается научно-технический потенциал. В других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое повышение уровня развития науки в Республике Корея, Сингапуре, на о. Тайвань — яркое тому подтверждение.
Особенности российской науки
В России на данный момент для экономического развития наиболее актуальны информационные технологии и биотехнологии, для социального развития - экологические и медицинские, для повышения обороноспособности - информационные технологии и электроника, авиакосмические и навигационные системы, для улучшения экологической обстановки - природоохранные технологии и повышение безопасности атомной энергетики.
Из действующего перечня КТФУ, Россия по мнению экспертов, имеет “сильные” позиции по 19 технологиям, по 2 лидирует, а по 17 не уступает лучшим зарубежным разработкам.
Однако “сильные” технологические позиции страны далеко не всегда преобразуются в конкурентные преимущества на стадии промышленного применения технологий. Лишь по 10 из 70 критических технологий более 40% экспертов отметили потенциальные возможности выхода России на мировой рынок. Результаты исследований показали слабую корреляционную связь между уровнем отечественных разработок отдельных технологий, их актуальностью и практической значимостью[3].
Технологии, по которым российские разработки превосходят лучшие зарубежные аналоги.
1. Системы жизнеобеспечения
и защиты человека в
2. Трубопроводы для транспортировки угольной суспензии.
Технологии, по которым уровень российских разработок соответствует лучшим зарубежным аналогам.
1. Системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений.
2. Системы математического моделирования.
3. Лазерные технологии.
4. Электронно-ионно-плазменные технологии .
5. Технологии ускоренной оценки и комплексного освоения стратегически важного горнорудного (алмазы, золото, платина) и техногенного сырья.
6. Композиты.
7. Авиационная и космическая
техника с использованием
8. Технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов полезных ископаемых и урана.
9. Технологии разрушения горных пород, проходки горных выработок и бурения нефтяных и газовых скважин.
10. Технологии воздействия на нефтегазовые пласты.
11. Нетрадиционные технологии добычи и переработки твердых видов топлива и урана.
12. Технологии углубленной
переработки нефти, газа и
13. Атомная энергетика.
14. Технологии регенерации
отработавшего ядерного
15. Технологии электронного переноса энергии.
16. Водородная энергетика.
17. Технологии прогнозирования
развития климатических,
Анализ ведущих научных держав
В первую десятку ведущих научных держав по количеству публикаций к концу 1990-х входили США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Италия и Нидерланды: во вторую десятку вошли такие западноевропейские страны, как Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия и Дания. Каждая из стран, принадлежащих к пятерке лидеров, производит более 5 процентов мировой научной продукции. Первая десятка объединяет страны, производящие более чем по 2 процента мировых научных публикаций; более 1 процента дает каждая из стран второй десятки. Свыше половины мест в третьей десятке также принадлежит европейским странам: Финляндии, Австралии, Норвегии, Греции; в четвертой десятке — Ирландия и Португалия, в пятой (42-е место) — Исландия.
Помимо индивидуального вклада стран в европейскую науку, нельзя не видеть и коллективного вклада Европейского Союза в мировую науку. Весьма высоки показатели внутриевропейского сотрудничества у таких малых стран ЕС, как Люксембург, Португалия, Бельгия, Ирландия и Испания. Их наука не столь развита, чтобы конкурировать на внешних рынках, и пока нуждается в значительной поддержке со стороны ЕС.
Заключение
Таким образом, качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Для определения уровня развития науки в стране необходима особая методика оценки, определенная система показателей.
К началу третьего тысячелетия сформировалось три мировых центра научного притяжения: Северная Америка, Европа и Азия. В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы, бросить им вызов. Но в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты - лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом. В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону “массовизации усредненности”, а напротив, реализации принципа “повышения уровня средних до уровня высших”.
К числу самых приоритетных
направлений развития науки и
техники, Российской Федерации наряду
с фундаментальными исследованиями
отнесены семь направлений, в целом
соответствующих мировым
Список использованной литературы
1. Артамонов М. В. Финансирование научных исследований. Высшее образование в России. 2001. - №2. – с35-40.
2. Варшавский А. Социально-
3. Водопьянова Е. Наука Западной Европы. Свободная мысль – ХХI. 2002. - №3. – с74-81.
4. Комаров Е. НИОКР в Японии. Управление персоналом. 1999. - №11. – с 45-49.
5. Ковалев Ю. Ю. Типы стран по уровню развития. Вестник московского университета. Серия 5. География. 2001. - №2. – с27-31.
Информация о работе Различные страны мира в развитии основных направлений научных исследований