Содержание
Введение 3 Глава 1.
Теоретико - методологические аспекты
изучения навыков об-щения глухих детей
5 1.1. Особенности общения у глухих детей
5 1.2. Речь как средство общения глухих
детей. 7 1.3. Ситуативная основа формирования
речевого общения 13 1.4. Устная речь как
основа развития навыков общения глухих
детей 16 Глава 2. Некоторые практические
методики развития навыков общения глухих
детей 20 Заключение 24 Список использованной
литературы 26
Введение
Актуальность исследования.
Через всю историю сурдопедагогики,
специальной психологии крас-ной нитью
проходит стремление развивать навыки
общения у глухих детей. Формировать даже
у полностью лишенного слуха ребенка словесную
речь не только в более доступном ему письменном
или пальцевом виде, но непре-менно в виде
устного слова. Поэтому, в многогранном
воспитательном про-цессе, осуществляемом
в специальных дошкольных учреждениях
для детей с нарушением слуха особое внимание,
помимо общего развития ребенка, кор-рекции
недостатков, вызванных дефектом слуха,
подготовки детей к школе, уделяется формированию
у дошкольников устной речи, так как овладение
речью является предпосылкой успешного
развития детей в дальнейшем, наи-более
полной интеграции их в общество слышащих.
В настоящее время система обучения детей
с нарушением слуха стано-вится актуальной
проблемой. Дети с нарушением слуха испытывают
труд-ности в общении с окружающими людьми
и овладении речью, что отражает-ся на
формировании не только познавательной
деятельности, но и качеств личности. Это,
в свою очередь, замедляет процесс формирования
у глухих социально-эмоциональной зрелости,
осознания детьми своего отношения к другим
и к самим себе. Специальное корректирующее
обучение детей, частично или полно-стью
лишенных слуха, является одной из самых
сложных и своеобразных об-ластей изучения.
Его наилучшее обоснование с неизбежностью
должно опи-раться на углубленный психологический
и физиологический анализ особен-ностей
развития этих детей. Развитием речи слабослышащих
детей занимался А. Г. Зикеев. В вы-боре
направлений научных поисков при разработке
эффективной системы обучения языку неслышащих
важную роль сыграли исследования психоло-гов
Ж. И. Шиф, А. Ф. Лурия, И. М. Соловьева и другие,
работы по слуховос-приятию Е. П. Кузьмичева
и др. Целью нашего исследования является
изучение развития устной речи глухих
детей как основе развития навыков общения.
Для достижения постав-ленной цели нам
необходимо решить следующие задачи: 1.
Проанализировать специальную психолог
- педагогическую лите-ратуру по данной
проблеме. 2. Определить задачи работы
по формированию устной речи 3. Дать понятие
о речевом общении учащихся с нарушением
слуха 4. Проанализировать развитие речи
учащихся с нарушением слуха. Объектом
исследования выступает развитие навыков
общения у детей с нарушением слуха. Предметом
исследования является содержание и процесс
формирова-ния устной речи как основы
развития навыков общения у детей с нарушени-ем
слуха. Гипотеза исследования. В качестве
гипотезы нами было выдвинуто следующее
утверждение: формирование устной речи
является первостепен-ной задачей развития
навыков общения детей с нарушением слуха.
Степень изученности. Проблемой изучения
особенностей глухих де-тей, развития
у них навыков общения, в том числе и речевого
отечественные ученые занимаются более
полувека. В разные годы данной проблеме
были посвящены работ таких ученых как:
Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, А.А. Вен-гер,
А.И. Дьячков, Б.Д. Корсунская, Г.Л. Выгодская,
С.А. Зыков, Е.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко,
Е.А. Андреева, Н.И. Белова, Э.И. Леонгард,
Л.П. Носкова, М.А. Зыкова, И.В. Цукерман,
Л.И. Тигранова и др. Исследования этих
и других специалистов внесли огромный
вклад в изучение особенностей развития
и воспитания детей с недостатками слуха.
Литература
1. Богрова И. Г.
Обучение Слабослышащих учащихся
восприятию речи на слух. - М.: Педагогика,
1989. 2. Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие
дети. - М.: Академия педагогических наук,
1963. 3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями
слуха. - М.: Просвещение, 1988. 4. Боскис Р.М.
Учителю о детях с нарушениями слуха. -
М., 1988. 5. Дошкольное воспитание аномальных
детей / Под ред. Л.П. Носковой. -М., 1993. 6.
Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих
учащихся. - М.: Педагогика, 1986. 7. Козлов
М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология.
- Л.: Медицина, 1989. 8. Коррекционная педагогика:
основы обучения и воспитания детей с
от-клонениями в развитии. -М.: Издательский
центр "Академия", 1999. 9. Куракин А.Т.,
Новикова Л.И. Коллектив и личность ребенка.
-М.,1971 10. Методика обучения русскому языку
в школе детей. / Под ред. Л. М. Быковой -
М.: Просвещение, 1991. 11. Немов Р.С. Психология:
Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведе-ний
: В 3 Кн. Кн. 1. Общие основы психологии.
-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 12. Особенности
усвоения учебного материала слабослышащими
учащи-мися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г.
Коровина - М.: Педагогика, 1981. 13. Обучение
русскому языку, чтению, произношению.
/ Под ред. К. Г. Коровина - М.: Просвещение,
1995. 14. Развитие способностей у глухих
детей в процессе обучения. /Под ред. Т.В.
Розановой. -М.: Педагогика,1991. 15. Рау Ф.Ф.
Формирование устной речи у глухих детей
/ Под ред. Т.А. Власовой, Н.Ф. Слезиной, В.И.
Бельтюкова. -М.: Педагогика, 1981 16. Тимохин
В. П. Сурдопедагогика. - М.: Просвещение,
1985. 17. Тигранова Л. И. Умственное развитие
слабослышащих детей. - М.: Педагогика,
1978. |