Развитие призрения после крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

К началу IX в. у восточных славян завершилось разложение первобытнообщинного строя, разрушились родоплеменные связи. На смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы. Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен. Развитие феодальных отношений, интересы единства страны потребовали реформирования языческих представлений Древней Руси, принятия общей религии. В 988 г. христианство в православном варианте признается официальной государственной религией. В 988 князь Владимир принял христианство из Византии (православный вариант). С принятием христианства появилась и особая организация — церковь.Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки человека.

Содержание работы

1.Влияние крещения Руси на развитие благотворительной 3
деятельности.
2.Развитие призрения после крещени Руси. 6
3.Тенденции развития социальной структуры и их 12
проявление на современном этапе развития
российского общества.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

1.Влияние крещения Руси  на развитие благотворительной        3

деятельности.

2.Развитие призрения после  крещени Руси.                                  6

3.Тенденции развития социальной  структуры и их                     12

проявление на современном этапе развития

российского общества.

 

1.Влияние крещения Руси  на развитие благотворительной  деятельности.

К началу IX в. у восточных славян  завершилось разложение первобытнообщинного  строя, разрушились родоплеменные  связи. На смену родоплеменным  отношениям пришли территориальные,  политические и военные, возникли  племенные союзы. Создаются условия  для появления государства, объединяющего  все племена и союзы племен. Развитие феодальных отношений,  интересы единства страны потребовали  реформирования языческих представлений  Древней Руси, принятия общей  религии. В 988 г. христианство  в православном варианте признается  официальной государственной религией. В 988 князь Владимир принял  христианство из Византии (православный  вариант). С принятием христианства  появилась и особая организация  — церковь.Христианизация славянского  мира оказала решающее влияние  на все сферы жизни общества, на трансформацию общественных  отношений, что не могло не  отразиться на характере, формах  помощи и поддержки человека. Именно с этого времени начинает  формироваться христианская концепция  помощи, в основе которой лежит  философия деятельной любви к  ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Данная формула  становится нравственным императивом,  определяющим сущность поступка  индивида. С другой стороны, она  выражает сущность единения субъектов,  становясь тем самым указателем  принадлежности к определенной  общности. Любовь и деятельность  — неразрывное единство —  понимаются не в своей самодостаточности,  а только во взаимной связи.  В этом смысловом единстве  понимается и сущность таких  понятий, как «призрение», «милование».  С крещением Руси благотворительность  стала определяться религиозными  заповедями: «…просящему у тебя  дай и от хотящего занять  у тебя не отвращайся», «…благотворящий  бедному дает взаймы Господу,  и Он воздает ему за благодеяние  его». Это привело к тому, что  благотворительность полностью  свелась к подаче милостыни. Есть известия, что великая княгиня Ольга, уже подавала бедным милостыню. Любить ближнего значило накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице.

Человеколюбие на практике значило нищелюбие. Причем это нищелюбие было более важным для самого подающего, это их своеобразный пропуск в рай. Подаяние считалось показателем нравственности человека. Соответственно, нищие не воспринимались славянами как экономическая и социальная угроза обществу, они выполняли роль своеобразного религиозного орудия, способа нравственного воспитания. 

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления  помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня.

Практическая благотворительная деятельность по христиански берет свое начало в деятельности Святого Владимира Крестителя – первого христианского князя, чья забота о бедных и мягкость, по словам летописца Нестора: «выходила даже из пределов государственной пользы». В своем милосердии, вытекавшем из христианских учений, Владимир дошел до того, что отменил смертную казнь, существовавшую ранее. И только под давлением своего окружения, обеспокоенного ростом преступности, он вновь стал казнить убийц, а не взимать с них денежный  штраф.

Таким образом, можно выделить три основных формы княжеской благотворительности:

Раздача  милостыни;

Кормление на княжеском дворе;

Развоз  продовольствия по городу для  убогих.

Таким образом, складывающаяся система помощи и поддержки в этот период испытывает на себе влияние таких факторов, как принятие христианства, изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжьем праве, оформление новой общественной стратификации, создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др 
2.Развитие призрения после крещени Руси.

В дохристианской древней Руси благотворительность, как таковая отсутствовала, а самой распространённой формой "милосердия" был обычай добить раненого, в том числе и своего соплеменника, чтобы "не мучился". Знаете, откуда идут корни выражения "салазки смазать", то есть умереть? Оттуда, из язычества. В те тёмные времена престарелых родителей, немощных родственников ритуально убивали: привязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий овраг, где несчастные находили свою смерть.

Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.

С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим". Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания.

С принятием в 988 г. христианства на Руси стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила

религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное

Солнышко уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, больниц.

Народ, живущий общиной, также был готов к оказанию помощи "ближнему своему". Для крестьянина-смерда благотворительностью стала простая помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посевным материалом, лесом, постройкой дома, когда, например, всей деревней за несколько дней ставили новую избу погорельцам.

Особо следует отметить благотворительную  деятельность Владимира, благодаря  чему он заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества  не только для бояр и знати, но и  для бедноты. А после своего спасения в битве с печенегами под городом  Василевом, всякий бедняк мог утолить  свой голод на княжеском дворе  и всякий нищий мог получить от князя немного денег Нестор объясняет  такое человеколюбие Владимира  действием христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия "блажены милостиви, яко тем  помиловании будут" и Соломоновы "дая нищему, богу в земле даете" так подействовали на князя, что  внушили ему

необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.

Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего

покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был, тем не менее, первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов. Так что здесь мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать еще не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России - руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги их казны, которые они считали своими. Но даже такая благотворительность характеризует их с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. Владимир пишет своим сыновьям : «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите придавайте сироте, и вдовицю оправьдите сами, а не давайте сильным погубите человека»

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов - "Русской Правды". Этот документ состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было нехарактерно для молодых государств Европы.

Так, в 31 главе мы видим пример заботы о подрастающем поколении, касаясь раздела наследства, Ярослав говорит: "Двор отцовский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну", имея в виду, что младший сын всегда более старших братьев не защищен в социальном плане. И если раньше старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья были защищены законом.

Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав повелел передавать детей ближайшим родственникам отца, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к матери, но являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.

Русская Правда" явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов так или иначе определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию "Русской Правды", так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждались основы социальной политики.

Первые века христианства на Руси были отмечены гуманностью, верой в силу добра, человеколюбием.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому "нищелюбу", чем нищему.

Нищенство на Руси считалось не экономическим  бременем для народа, не язвой общественного  порядка, а одним из главных средств  нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви.

При подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Люди иногда начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впали в нужду, а потому, что, это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.

Нищих было несколько категорий: "блаженные" - раздавали все свое имущество  и добровольно несли крест  терпения и смирения "Христа ради"; "юродивые" - прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями  отнюдь не сумасшедшие. Чаще всего симулировали безумие; "немощные" - слепые, старые; "настоящие" душевнобольные, все  те, кто не мог добывать на пропитание иначе; "гулящие" - те, кто бродяжничал  в собственное удовольствие или  скрывался от властей. 
3.Тенденции развития социальной структуры и их проявление на современном этапе развития российского общества

Социальная структура как совокупность различных объективно существующих общностей и групп и взаимоотношений между ними по мере развития человеческого общества претерпевает качественные изменения. Несмотря на противоречивость данного процесса, в целом это проявляется во все более усиливающихся взаимоотношениях социального равенства и социальной справедливости между группами и общностями людей. Для примера достаточно сравнить хотя бы положение и отношения между рабами и рабовладельцами, феодалами и крестьянами, буржуазией и рабочим классом. Гуманизация, очеловечивание взаимоотношений между классами, группами и общностями людей, усиление социального равенства между ними в политической, а затем и в других сферах является глобальной тенденцией развития социальной структуры и человеческого общества в целом. Данная тенденция включает в себя как бы две составляющие, органично связанные между собой: интеграцию и дифференциацию. Социальная интеграция в широком смысле означает процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления, тенденцию (закономерность) к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от социальной дифференциации. Следует подчеркнуть, что процесс социальной интеграции в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения. Социальная дифференциация противоположна интеграции. Степень социальной дифференциации оказывает влияние на положение и взаимоотношения, в частности, различных социальных групп, слоев, общностей, стабильность в обществе, определяет остроту социальных проблем и актуальность социальной защиты населения.

   С этими тенденциями  связан и процесс, получивший  название социальной мобильности, вертикальной или горизонтальной. Она означает изменение, социальное  перемещение индивидом или группой  места, занимаемого в социальной  структуре, перемещение из одного  социального слоя, группы, класса  в другой («вверх» или «вниз») или в пределах одного и  того же слоя, группы.

Взаимосвязь двух этих тенденций проявляется, в частности, в том, что на определенных этапах (скажем, в условиях нормального или кризисного развития общества) преобладает одна из них. Это в полной мере относится и

к современному состоянию российского общества.

В 1990-е гг. и начале XXI в. в России наблюдается противоположный (в целом) процесс, характерный для советской эпохи. В результате принятых законов (приватизация, ваучеризация, купля-продажа недвижимого имущества, в том числе разрешенная продажа земли) возродился мощный частный сектор, класс предпринимателей, фермеров, банкиров, владеющих огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами). Значительно сократился государственный сектор.

Информация о работе Развитие призрения после крещение Руси