Развитие социально-психологических идей в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 23:33, доклад

Описание работы

В 19 веке социально-психологическая проблематика развивалась до своего оформления в самостоятельную науку отдельными особыми путями в историко-эволюционной социологии и психологии в идеях Ч. Дарвина (1809–1882, Англия), Г. Спенсера (1820–1903, Англия), З. Фрейда (1856–1939, Австрия).
Естествоиспытатель и создатель биологической теории естественного отбора Чарльз Дарвин считал, что в человеческой борьбе за существование действуют не только законы выживания наиболее приспособленного к внешней среде организма, но также нравственные и социальные закономерности человеческой природы. Однако многие социальные последователи Дарвина использовали его теорию эволюции органического мира в доктринах, которые делают акцент на принципе "борьбы за существование" в объяснении закономерного присутствия межличностных и межгрупповых конфликтов в обществе.

Файлы: 1 файл

Развитие социально-психологических идей в 19 веке..docx

— 21.78 Кб (Скачать файл)

Выполнила студентка группы СО-03 Вялкова Дарья

Развитие социально-психологических идей в 19 веке.

В 19 веке социально-психологическая проблематика развивалась до своего оформления в самостоятельную науку отдельными особыми путями в историко-эволюционной социологии и психологии в идеях Ч. Дарвина (1809–1882, Англия), Г. Спенсера (1820–1903, Англия), З. Фрейда (1856–1939, Австрия).

     Естествоиспытатель и создатель биологической теории естественного отбора Чарльз Дарвин считал, что в человеческой борьбе за существование действуют не только законы выживания наиболее приспособленного к внешней среде организма, но также нравственные и социальные закономерности человеческой природы. Однако многие социальные последователи Дарвина использовали его теорию эволюции органического мира в доктринах, которые делают акцент на принципе "борьбы за существование" в объяснении закономерного присутствия межличностных и межгрупповых конфликтов в обществе. Так оформился и продолжает свое развитие "социальный дарвинизм" как способ объяснения многих социально-психологических явлений.

      Идеи социального дарвинизма развивали многие авторы во Франции, Англии, США. Ярким и последовательным сторонником социального дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер. Он использовал идеи Ч.Дарвина для доказательства закономерности существования превосходства одних социальных групп над другими. Это оказало поддержку политике колониализма, привело к оправданию агрессии в отношении "эволюционно более низких" обществ, групп и слоев населения. Сквозь многие различия в разнообразных концепциях социального дарвинизма всегда просматривается одна и та же идея: "биологические различия доминируют над социальными различиями"; а рассовые, этнические, классовые различия людей обусловлены эволюционными процессами естественного отбора.

     Социально-психологические образы постепенно стали предметом рассмотрения не только в философии, обществоведении и политике. Они появились в психопатологической и неврологической профессиональных сферах. В знаменитой теории Зигмунда Фрейда они были представлены своеобразно. Вопреки тем, кто считал человеческие инстинкты основой социальности, он человеческие инстинкты и социальность противопоставил, акцентируя их

 

 конфликтное взаимодействие. В  целом негативно оценивая человеческую  природу как "раздираемую" противоречивыми  инстинктами влечения к жизни (Эросом) и влечения к смерти (Танатосом), З.Фрейд также негативно определял и общественную функцию по отношению к отдельному человеку. Он считал, что общество мешает проявлению естественных инстинктивных импульсов человека и тем самым выступает по отношению к человеку как враждебная сила. Ограничение агрессивных и сексуальных проявлений у людей, по мнению Фрейда, вызывает патологическую характерологию. Групповые процессы в обществе Фрейд связывал с идентификацией и сублимацией; групповая стабильность и социально приемлемая активность членов группы возможна, по Фрейду, только в рамках инвертированного "Эдипова комплекса", когда лидер группы воспринимается как отец, а враждебные чувства обращаются в необходимость и возможность подчинения руководству. Несмотря на столь сложную трактовку общественных связей, Фрейд считал необходимым для общества современной цивилизации сдерживать и регулировать человеческую агрессивность. До сих пор социально-психологические идеи З. Фрейда находят свое применение в объяснении многих социально-психологических феноменов. В западной социальной психологии фрейдизм считается одной из главных философских основ современного обществознания.

     Период выделения социальной психологии в самостоятельную науку начинается с середины XIXвека. К этому времени относятся три важных момента: 1) оформление запросов на социально-психологические исследования от смежных наук, например, от языкознания, антропологии, этнографии, археологии; 2) выделение предметных областей социологии и психологии, качественное исследование которых невозможно было вне совместного социально-психологического рассмотрения (появление психологического направления исследований в социологии и социологического направления – в психологии); 3) появление первых самостоятельных работ по социально-психологической тематике.

      К осознанию особой социально-психологической предметности ближе всех в то время подошли психолог И. Гербард (1776–1841, Германия), социолог Г. Тард (1843–1904, Франция), социологи Д. Уорд (1843–1925, Англия) и Ф. Гиддингс. Их усилия были направлены на рассмотрение социальных фактов сквозь призму индивидуального сознания, что было связано с тенденциями углубленного трактования общественной жизни и попытками сведения некоторых законов социальности к законам "коллективной психики". В то же время появляются теоретические работы (выстроенные в духе классического

 

философского размышления), которые представили  социально-психологические исследовательские интересы в рамках германской школы "Психология народов" (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт), итало-французской школы "Психология масс" (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон), англо-американского исследовательского направления "Теория инстинктов социального поведения" (В. Макдугалл).

       Идейным основанием "психологии народов" считается идея Гегеля о "мировом духе", который по его представлениям направляет развитие цивилизации и общества в соответствии с диалектической логикой. В рамках этого представления оформилась концепция философа М. Лацаруса (1824–1903) и языковеда Г. Штейнталя (1823–1899); под их руководством в Берлине в течение 30 лет выходил "Журнал психологии народов и языкознания"; ученые исследовали нечто, что назвали "духом народа", который они противопоставляли "духу" отдельного человека. Они предполагали найти законы, которые проявляются всюду, где "массы живут и действуют как единое целое".

      Духовная деятельность народа, нации интересовала и "отца" психологии В. Вундта (1832–1920). Он уделил этому вопросу много времени: после периода сильного увлечения психофизиологией, в период с 1900 по 1920 год он написал 10 томов с общим названием "Психология народов", где рассматривал "те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому объяснимы только исходя из индивидуального сознания"; такими продуктами Вундт считал языки, мифы, обычаи, именно их он предлагал в качестве объектов исследования для понимания социальности конкретного общества.

      Французский вариант в первых работах по социальной психологии – "психология масс" – принял в качестве опоры концепцию подражания Г. Тарда, который считал, что в социальных феноменах преобладает аффективный элемент, относящийся к психологической иррациональности. Итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913) и французский социолог Г. Лебон (1841–1931) занялись с этих позиций изучением социальных страт, используя каждый свой материал: первого интересовали уголовные дела, второй исследовал элитарные общественные слои. Вместе они пришли к сходным выводам: 1) скопления людей (массы) всегда сокращают или даже устраняют способность отдельного человека к наблюдению и самонаблюдению, что приводит к обезличиванию и господству импульсивных, инстинктивных реакций при неизбежном торможении интеллектуальных

 

процессов; 2) "неупорядоченные и хаотичные" массы нуждаются в "вожде", который мог бы ими управлять, для чего и предназначена общественная элита.

        Еще одна самостоятельная социально-психологическая концепция, известная под названием "теория инстинктов социального поведения", сформулирована в 1908 году английским психологом В. Макдугаллом (1871–1938). Согласно этой теории причиной социального поведения считаются врожденные человеческие инстинкты, которые предопределены принципом "стремления к цели" (так называемый "гормический" принцип, от греч. "горме" – стремление, желание, порыв). По мнению автора теории, у взрослого человека возникает "репертуар инстинктов", развивающийся в результате определенной психофизиологической предрасположенности и напрямую связывающий сознательную часть психики с бессознательной.

      Каждая теоретическая разработка внесла свой существенный вклад в оформление будущей науки тем, что создала проблемные ориентиры, которые затем осмысливались несколькими поколениями исследователей, принимались или отбрасывались, а некоторые из них до сих пор теоретически и практически актуальны. Множество появившихся в то время социально-психологических теорий и концепций выделили и помогли осознать научному сообществу главную проблему – проблему "движущих сил социального поведения".

       Важной вехой выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину было появление первых учебников: "Введение в социальную психологию" В. Макдугалла и "Социальная психология" Э. Росса. Еще одним крупным событием в жизни новой дисциплины стало появление работы известных социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке", посвященной проблемам психологической адаптации. Она изучалась с точки зрения изменения социальных установок, а также влияния группы на индивидуальное поведение.

     Слабость этих теорий была в том, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику. Однако социальная психология заявлена как самостоятельная дисциплина.


Информация о работе Развитие социально-психологических идей в 19 веке