Развитие социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 18:53, реферат

Описание работы

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение

Содержание работы

Введение
1. Понятие социального института
2. Развитие социального института
3. Функции социального института
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Социология катя.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

Кафедра политологии и социологии

 

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине

«Социология»

на тему:

 

«Развитие социальных институтов»

 

                                                                                             

 

 

                                                                                               Студентки 3 курса

                                                                   Геолого-географического факультета

                       Группы Г-31

                             Моисеенко Е.Д.

 

                                           Научный руководитель

                            Тишкевич М.Я.                                             

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2015

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

  1. Понятие социального института

 

2. Развитие социального института

 

3. Функции социального института

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

Введение

 

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия». Непосредственным помощником в изучении социального общества можно отнести такие дисциплины как:

- история - изучение влияния времени на общество;

- экономика - изучение влияния экономических  отношений, в которые вступают  люди внутри социальной группы (производство, обмен, реализация, потребление  товара);

- политология – изучение влияния  политической власти на людей и социальные группы;

- психология – изучение поведения человека в группе, обществе;

- религия - изучения влияния религиозной  культуру на общество (влияние  церкви, сект) и т.д.

Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к ним можно отнести:

- потребность в материальных  благах, что заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные  отношения;

- потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры  группы, что заставляет закреплять  и поддерживать семейные отношения  и отношения обучения молодых  людей.

- и т.д.

На основе таких отношений появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Т.е. внутри социального общества устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи еще называют социальными институтами . Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии.

1. Понятие социального института

 

 

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

Социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую  включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций  и правил поведения;

- формальную и неформальную  организацию;

- совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную  сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс  социальных действий.

Социальный институт — это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

Устойчивые — значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме.

Организованные — значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие границы.

Общепризнанные — значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.

В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурный облик характерный для этого общества.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. А так же институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

 

 

 

2. Развитие социальных институтов

 

 

Возникновение институтов произошло в глубокой древности. Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения в обществе. Так, первый институт экономики – производство – по мнению социологов, возник около 2 млн. лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда, созданное человеком.

Институту семьи антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей. Например:

- полигамия - многоженство

- полиандрия – редкая  форма полигамии - многомужие.

- моногамия - существование  брачной пары - мужа и жены.

- экзогамия - запрет на  браки между мужчинами и женщинами  одной и той же общественной  группы, рода (между родственниками).

- эндогамия - брак между  мужчинами и женщинами одной  и той же общественной группы, рода (эндогамные группы – племя, существовали в эпоху первобытнообщинного  строя).

- сожительство – незарегистрированный  брак. Часто называют такой брак  «гражданским». Это брак, где отношения  между партнерами не оформлены  в установленном законом порядке.

- нуклеарная семья - супружеская  пара с детьми, не состоящими  в браке.

- сложная семья (расширенная) – совместное проживание нескольких  поколений родственников. Т.е. различные  родственники одного или каждого  из супругов (прапрародители, прародители, родители и т.д.). А также может  включать в себя несколько  брачных пар, члены которых связанны  родственными узами и ведением  совместного хозяйства.

- а так же существуют  эгалитарные, авторитарные, полные  и неполные семьи и другие.

Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. В отличие от основного института не основной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

 

3. Функции социального института

 

 

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию.

Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Совокупность всех социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

Социологи разных направлений стремятся классифицировать эти функции, представить их в виде определённой упорядоченной системы. Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделяют несколько основных функции социальных институтов.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной .Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические . Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим.

Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция - Воспроизводство членов  общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья, но  к ней причастны и другие  социальные институты, такие, как  государство, образование, культура;

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически - социальными  институтами управления и контроля  — органы власти;

3) Социализация — передача индивидам  установленных в данном обществе  образцов поведения и способов  деятельности — институты семьи, образования, религии и др;

4) Функции управления и контроля  осуществляются через систему  социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы  поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций;

5) Регулирование использования  власти и доступа к ней –  политические институты;

6) Коммуникации между членами  общества – культурные, образовательные;

 7) Защита членов общества от физической опасности – военные, правовые, медицинские институты.

Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые выполняет данный институт и не может быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.

Кроме этого каждый институт может выполнять и несколько функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.

Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социальные институты.

Кроме выше изложенных функций существуют явные и латентные функции социальных институтов. Эти функции представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

Информация о работе Развитие социальных институтов