Развитие социологических теорий во взглядах Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ВО ВЗГЛЯДАХ СПЕНСЕРА.docx

— 15.21 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ТЕОРИЙ ВО ВЗГЛЯДАХ СПЕНСЕРА

Представления о государстве  как о своеобразном подобии человеческого  организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

Органическая теория, видным представителем которой является Герберт  Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий  общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как  живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство  образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют  нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Такое представление о  государстве с первого взгляда  может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение  Спенсера о том, что теория государства  станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий  естественных наук, не лишено объективного смысла.

Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем  гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие  об обществе и государстве системный  признак. Подавляющее большинство  ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая  из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

В-третьих, органической теорией  обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в  том, что разделение труда ведет  к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей  в государство, посредством которого они могут удовлетворять и  защищать свои интересы.

В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней  популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.


Информация о работе Развитие социологических теорий во взглядах Спенсера