Развитие социологической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 07:35, реферат

Описание работы

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития
российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года
XX века, второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Файлы: 1 файл

Развитие социологической мысли в России.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Развитие социологической мысли  в России

 

Социологическая мысль в России развивается как  часть общемировой социологической  науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития

российского общества. В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа. Первый этап — с середины XIX века до 1918 года

XX века, второй  — с начала 20-х годов до конца  50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

 

Первый  этап, прежде всего связан с творчеством  таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое 

ими направление  социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической

социологии  — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной

социологии  уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, I именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

 

Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической

мыслью. Но поскольку мысль реально :осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития

выступают критически мыслящие личности, передовая  интеллигенция.

 

Личность  в концепции субъективных социологов выступает ' только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного  прогресса. Идеалом общественного развития является сознание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки

для всестороннего  развития ("разнородности») личности. Однако, •о мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по ли-1ия развития «разнородности» 

общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности 11ПНОСТИ, к превращению ее в простой придаток общественного мершизма. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости.

Однако  следу­ет отметить, что концепция  социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого  «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о пере­ходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта — общины («мира»), артели и др.

 

 

В тесной связи  с общесоциологической теорией  находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные — это закономерные, повторяющиеся явления, общественные — неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания — научного и социологического.

 

Естественнонаучный  метод в своей основе — объективный  метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование  необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не Какие то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и

цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу

«сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение  наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины.

 

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение  объективных свойств вещей самих  по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность «нормального человека», нормального не только физиологически, но и поставленного в благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные условия. Кроме того,

позиция «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии, то есть с построения социального идеала общества, обеспечивающего

полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло мнение конкретных проблем политической социологии, механизма [зи лидера

и массы (яГерои и. толпа»), роль партии в общественной борьбе («Исторические письма») и  др.

 

Наряду  с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского В51- 1916). Ведущую роль в своей

социологической теории М- М. Ковалевский отводит  учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными 

Группами, классами народом. Одной из основных задач социологии М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и [выяснение многообразных ее

форм.. Ковалевский  веря, что с помощью сравнительно исторического метода через 

«подленное  изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».

 

Параллельно с субъективной социологией и  позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология  (марксизма, представленная двумя основными 

теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — '. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» — П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. основные принципы марксистской методологии были изложены в Предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма России в целом их разделяют.

 

Однако  при решении конкретных проблем  общественного устройства между  Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали различия, которые в преддверии

Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, некультурный

характер, связанный с увлечением либеральной  интеллигенции марксистскими идеями в период кануна революции-1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция и «легальный марксизм» прекратил свое существование.

 

Следует также  отметить, что в этот период в  социологии вливается большой фактический  материал, шла отработка ходов  конкретно социологического анализа  с использованием статистики, демографии и других смежных дисциплин В 1869 г. вышла в свет работа

известного  общественного деятеля В. Бе.рви-Флеровского "Положение рабочего класса в  России».

Становление и основные этапы исторического  развития социологии   

 

В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального и .экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России.

 

 Большое  влияние на развитие социологии  в России оказала опубликованная  В. И. Ленина «Развития капитализма я Россини. В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов.

 

Второй  период развития социологической имели в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В1918-1919гг.в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919г.был учрежден Социологический институт. В 1920г.в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Л. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответствующих разделах). На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин/Г. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса" (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

 

Наряду  с разработкой теоретических  вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное  место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавскийидр. В тотпериод активно разрабатывались социальные проблемы города, народа «селения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.),

 

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве югической основы общества, социология была объявлена филосовской наукой  Было провозглашено, что

«исторический материализм — это и есть социология марксизма » эмпирические

конкретно-социологические  исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма.

Социологические исследованние, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были быне нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических званий». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация  общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отныне ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению знания научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований I накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

 

В 60-х годах  социология вновь восстанавливает  статус социологического института. В  середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в титуле философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском  гос. университете. В 1962 году была Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный мал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском Киевском университетах. В настоящее время существует ряд эмпирических, вузовских и независимых социологических центров, вводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

Информация о работе Развитие социологической мысли в России