Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:47, контрольная работа
История советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды. Только в начале 60-х годов, в период «оттепели», социологию реабилитируют.
История советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды. Только в начале 60-х годов, в период «оттепели», социологию реабилитируют. Временный спад в развитии социологии наблюдался в первой половине 80-х годов, в период «застоя». И только со второй половины 80-х годов, т.е. с началом «перестройки», социология получила новый импульс развития.
В XX столетии окончательно
оформилась и самоутвердилась
Разрушение прежних ценностей, стесненность судеб многих поколений, переоценка истории, хаос, трагический поиск выхода, который позволил бы нейтрализовать выплеснувшиеся потоки всеразрушающего нигилизма, – все это востребовало новую науку об общественном прогрессе.
Смысл всех этих драматических блужданий – не только опровержение кумиров старого гуманизма, но и вызревание в глубинах человеческого духа способности по-новому воспринять доступные нам откровения вечной и истинной жизни.
В конце XIX столетия шли жаркие споры о предмете, границах, методах, теоретической и практической ценности новой науки, не успевшей отмежеваться, как следует, с одной стороны, от биологии, а с другой – от психологии, и продолжавшей нескончаемые дискуссии с философами. Традиционно считается, что на формирование социальной, а затем и социологической мысли в Беларуси в XIX в. большое влияние оказали представители русской социологической мысли в процессе противоборства славянофильства и русофильства (Н.Я.Данилевский, М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев) с западничеством (П.Я.Чаадаев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), а также французские просветители – Монтескье, Вольтер, Дидро, английские экономисты – Смит, Рикардо и немецкий романтик Шеллинг.
Н.Я.Данилевский, к примеру, считал, что в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. К.П.Победоносцев решительно выступал против «разрушительных сил западной культуры», считая, что только национальные традиции под руководством церкви могут принести русскому обществу гармоническое единство.
Западничество, приспосабливаясь
к настроениям российского
(60-е гг. – А.И.Герцен).
Известно, что социологическая
мысль в России развивалась как
часть европейской науки. Выдающиеся
представители русской социолог
К началу XX столетия Европа
покрылась сетью социологически
Однако российская социология XIX – начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Преобладающей ориентацией был субъективизм. П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский. Н.И.Кареев считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им активно развивать этические проблемы социологии.
Популярность в обществе гуманистических идеалов при озабоченности исторической перспективой страны содействовала внедрению марксистских идей. В начале XX в. субъективизм в социологии идет на спад.
Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивались социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись в семнадцати губерниях Российской империи. В некоторых регионах проводились сплошные переписи крестьянских хозяйств.
Таким образом, к революции 1917 г. в Российской империи начали складываться первые социологические учреждения. Перспективная социальная программа разрабатывалась в Психоневрологическом институте в Петербурге. Основой программы стала идея В.М.Бехтерева о научном управлении поведением на основе рефлексологии (термин, эквивалентный «бихевиоризму»). В институте существовала кафедра социологии во главе с М.М.Ковалевским и Е.В. де Роберти, которые опубликовали несколько сборников статей «Новые идеи в социологии».
После революции 1917 г. наряду с марксистским учением еще какое-то время активно развивалась социологическая мысль русских либералов. Вышли книги К.М.Тахтарева, В.М.Хвостова, В.М.Бехтерева, П.А.Сорокина, С.Л.Франка. «Русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского», созданное в 1916 г. собиралось эпизодически, но работал «Социологический институт», где читали лекции самые известные социологи.
С начала 20-х годов
стала создаваться система
В 20-е годы начался
процесс институциализации
Наряду с развитием теории серьезные шаги были сделаны в проведении конкретных социологических исследований. Это, в первую очередь, исследования С.Г.Струмилина, связанные с изучением внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность общественного труда, В.И.Тодорского – по проблемам социальных изменений, Е.О.Кабо – по изучению домашнего быта рабочего класса, А.И.Колодной – по проблемам молодежи и др.
В 20-30-х гг. были проведены
переписи населения (1920 и
1926 гг.), которые дали интересную социальную
статистику по проблемам классовой структуры страны,
образования, культуры, науки и т.д. Журнал
«Статистика труда» и другие издания по
экономической и социальной статистике
печатали большой фактический материал
об изменениях в социальной структуре
общества, о социальной структуре рабочего
класса и крестьянства. Велись научные
социально-экономические и социально-этнографические
исследования. Все это придавало высокий
авторитет социологической науке.
Перечисленные выше особенности развития социологической мысли в России были во многом характерны и для Беларуси, которая до революции 1917г. была составной частью унитарного государства – Российской империи. В послереволюционный период в развитии социологической науки в Беларуси четко просматриваются три этапа. Первый этап охватывает период с начала 20-х до середины 30-х годов.
Первые
В январе 1922 г. был создан
Институт белорусской культуры, впоследствии
преобразованный в Белорусскую
академию наук
(1929 г.). В этом институте социологические
исследования приобрели значительно большую
масштабность, системность и теоретическую
глубину. Стараниями Е.Ф.Карского, С.М.Некрашевича,
В.М.Игнатов-
ского (первый президент Белорусской академии
наук), М.В.Довнар-Запольского и др. проводились
исследования социально-экономических
и социокультурных проблем развития белорусской
науки, динамики социальной структуры
Беларуси, социологии села, семьи, религии,
образования и воспитания, молодежи.
В 1930 г. специальная экспедиция БАН обследовала 50 колхозов. В ее выводах отмечалось, что ростки нового в быту крестьянина объясняются коренным переворотом в системе сельского производства, отсюда берут свое начало внедрение новых обычаев и празднование революционных праздников, повышение грамотности и культуры сельского населения.
К середине 30-х годов в республике сложилось два ведущих центра социологических исследований – в Инбелкульте (затем в Академии наук) и в Белгосуниверситете. Очевидно, что прикладная социология 20-30-х гг. еще не была собственно наукой. Часто интересный и обширный фактический материал, подтвержденный эмпирическими исследованиями, терял свою значимость из-за отсутствия глубоких теоретических выводов. Многие труды носили исключительно описательный характер. Кроме того, невысок был уровень математической обработки полученной информации. Чтобы привести материал в систему, требовались годы, наличие специалистов, большие средства, а результаты по прошествии времени теряли свою актуальность.
Социология в тот период либо переплеталась с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготела к работам общего социально-философского плана, что в принципе подчеркивало сложность становления новой дисциплины, недостаточную разработанность ее научного аппарата, незавершенность процесса размежевания с другими гуманитарными дисциплинами. Вместе с тем, за полтора десятилетия был получен ценнейший опыт эмпирических социологических исследований, их теоретического осмысления, подготовлены национальные кадры социологов-профессионалов.
Однако укрепление и развитие авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества губительным образом сказалось на общественных науках в целом и на социологии в том числе. И.В.Сталин в разделе «О диалектическом и историческом материализме» своего краткого курса «Истории Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)» (1938), «возвратил» целую область социального знания – исторический материализм – в лоно философского знания. С тех пор важнейшие составные части социологии – ее теории и понятийный аппарат – стали рассматриваться исключительно на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества больше не использовались, фундаментальные и прикладные исследования в этой области были фактически прекращены.
В конце 30-х годов социология, как никакая другая научная дисциплина общественного цикла, разделила судьбу страны, в которой было и героическое, и трагическое. На белорусскую интеллигенцию обрушились репрессии, затем последовал разрушительный вал Великой Отечественной войны, что надолго вывело эту отрасль научного знания из реальной жизни.
Усложнение социальных проблем, потребность в реальном прогнозировании научно-технического прогресса, изучении общественного мнения, со все большей настоятельностью, требовали восстановления и развития социологической науки на качественно новой методологической и теоретической основе.
Возрождение социологических исследований началось в начале 60-х годов с наступлением «хрущевской оттепели». Хотя значительная часть первичной социологической информации, представляющая большую научную ценность, оставалась в архивах, постепенно результаты социологических исследований стали широко использовать при выработке и обосновании социальной политики. В середине 60-х годов начинают появляться первые крупные труды, обобщающие итоги социологических исследований, в том числе издается пятитомник избранных произведений одного из родоначальников социальной инженерии и конкретного социологического анализа С.Г.Струмилина. Выходят коллективные монографии: «Копанка 25 лет спустя» (1965); «Рабочий класс и технический прогресс» (1967); «Человек и его работа» (1967). Существенный вклад в изучение социальных аспектов взаимоотношений свободного и рабочего времени внесли труды Г.А.Пруденского «Время и труд» (1964), социальных проблем брака и семьи – А.Г.Харчева «Брак и семья в СССР» (1965). Институциализации социологии в СССР способствовало издание в 1966 г. двухтомника «Социология в СССР» (ред.- сост. Г.В.Осипов), в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в различных сферах советского общества.
Информация о работе Развитие социологии на Беларуси. Современная белорусская социология