Развитие социологии в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 00:20, реферат

Описание работы

Социология в Беларусь пришла из Европы через Россию. Этот путь не был простым и быстрым. Социология воспринималась как наука обновления, наука демократии, наука революции. Говоря о развитии социологии Беларуси, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Первое из них заключается в том, что Беларусь как самостоятельный этнический регион, располагаясь в центре Европы, постоянно находилась как бы в зоне политической тектоники между Востоком и Западом, между странами севера и юга

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

 

Развитие социологии в Беларуси

Социология в Беларусь пришла из Европы через Россию. Этот путь не был простым и быстрым. Социология воспринималась как наука обновления, наука демократии, наука революции. Говоря о развитии социологии Беларуси, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Первое из них заключается в том, что Беларусь как самостоятельный этнический регион, располагаясь в центре Европы, постоянно находилась как бы в зоне политической тектоники между Востоком и Западом, между странами севера и юга. Здесь, в зоне белорусского этноса, сталкивались политические интересы Киевской Руси, Литвы, Польши и России. Второе обстоятельство связано с тем, что, находясь в центре Европы, Беларусь постоянно оказывалась транзитной территорией, по которой прокатывались волны военных действий. Третье обстоятельство – невозможность отделить историю Беларуси от истории ее соседей. Беларусь долгое время входила в состав Российской империи, а позже – СССР. Реальную государственность Беларусь обрела лишь в советский период, получив все ее атрибуты (территория, граница, столица, правительство), свидетельством чему является ее участие в качестве самостоятельного государства при учреждении ООН. С распадом Советского Союза в 1991 г. Беларусь обрела суверенный статус и стала самостоятельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.

Предысторией развития социологии в Беларуси послужили достижения национальной культуры, всей социально-политической мысли, истоки которой восходят к деятельности Евфросиньи Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и многих других религиозных и общественных деятелей Беларуси. Мы обычно выделяем три этапа развития социологии в Беларуси. Первый этап, берущий начало в 20-х гг. ХХ в., связан с открытием Белорусского государственного университета. 1930-е и последующие годы, отмеченные в истории репрессиями, разрушительными последствиями Второй мировой войны, послевоенным восстановлением, надолго задержали развитие социологической науки. Второй этап (1960 – 1990 гг.) – возрождение и признание социологии как науки, необходимости ее развития. И, наконец, третий этап (с 1991 г. по настоящее время) – развитие социологии суверенной Беларуси.

1.Первый  этап.

В созданном в 1921 году Белорусском государственном университете сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией – кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры.

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были проведены систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, динамики социальной структуры Беларуси, социологии семьи, религии, образования и воспитания. Теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью, они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала ХХ века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию.

 

 

2.Второй  этап.

С середины 1960-х гг. начинается активный период возрождения социологической науки. Почему это стало возможным? Тому были причины как политического, так и социально- экономического характера. В стране ощущалась потребность в новых знаниях, реально отражающих социальные процессы и противоречия, новые теории прогнозирования и управления обществом в новых исторических условиях. К тому же необходимо было выходить из международной изоляции, активно влиять на ход мировых событий. В истории этот период получил название «хрущевской оттепели». Белорусская социология быстро встала на ноги, в полном смысле слова возродилась. Сформировалось активное ядро исследователей, было восстановлено социологическое наследие – не только труды социологов 1920–1930-х гг., но и социологические идеи выдающихся дореволюционных философов, писателей, статистиков, юристов, демографов и др.; создавались новые подразделения, готовились кадры, возникла заводская социология – должности социологов были впервые введены в штатное расписание крупных предприятий, отраслевых институтов и органов управления. За пределами республики стали говорить о белорусской школе социологии. Серьезным достижением социологической науки стала разработка планов социального развития коллективов, регионов и республики в целом.

В 1965 году на общественных началах в Минске был открыт институт социальных исследований. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. Новые социологические подразделения были малочисленны, испытывали острую нехватку квалифицированных кадров, организационные трудности начального периода. И тем не менее вскоре появились первые коллективные работы, изданные академическими социологами. К. П. Буслов, Г. П. Давидюк, Е. М. Бабосов, Е. Х. Капелян и их сотрудники подготовили и выпустили монографии, в которых раскрываются основные тенденции развития социальной структуры общества применительно к проблемам Беларуси: «Социальные изменения рабочего класса Белорус- сии» (1964), «Структура советской интеллигенции (по материалам БССР)» (1970), «Научно-технический прогресс и социальные изменения на селе (по мате- риалам БССР)» (1972), «Баптизм и баптисты: социологический очерк» (1966). В 1967 году создаются проблемные социологические лаборатории в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах. В 60-70-е годы социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах.

В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований, расширяется тематика социологических исследований, в частности по таким направлениям, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе.

Большую роль в возрождении социологической науки в Беларуси сыграли профессора Г. П. Давидюк и Е. М. Бабосов.

На протяжении 1970 – 1980-х гг. социология в Академии наук БССР получила значительное развитие по многим направлениям. Большое внимание стало уделяться теоретическому анализу методологических проблем социологического знания, уточнению объекта, предмета, методов социологического исследования, построению концептуальных социологических систем. В БГУ больше внимания стали уделять подготовке профессиональных социологов, выполнению многочисленных заказов от предприятий и организаций по исследованию социальных проблем в конкретном трудовом коллективе для упреждения возможных конфликтов, выявления резервов повышения трудовой активности, определения эффективности принимаемых администрацией решений, совершенствования стиля работы руководителей всех уровней, оптимизации в подборе и расстановке управленческих кадров.

3.Третий  этап.

В 1990 году был создан Институт социологии. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований и развитию основных направлений социологической мысли. В качестве одного из направлений в институте активно развиваются теоретико-методологические основы учения о народонаселении, активно разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда. Проблемы социологии политики разрабатывает группа социологов под руководством доктора социологических наук, профессора И.В.Котлярова. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры, ведутся исследования в области науки, много внимания уделяется изучению социальных общностей. Начиная с 1989 года с открытием отделения социологии на философско-экономическом факультете и открытием кафедры социологии осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов.

К концу ХХ в. разработаны трансформационные характеристики функционирования науки в контексте глобальных социальных и социокультурных изменений, развития новой инновационной системы, обеспечивающей технологический прогресс, ее непосредственная зависимость от состояния экономики, создания рынка новых технологий, кадрового потенциала; внедрена система мониторинга миграции научных кадров страны.

 В области социологии  культуры – традиционном для  Беларуси научном направлении  – рассмотрены проблемы развития  белорусской нации; социодинамика культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфики белорусского менталитета и национального своеобразия; национальное самосознание белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период. Со второй половины ХХ в. социологи Беларуси изучают проблемы массовой культуры, ориентированной своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребностей в духовных (псевдодуховных) и материальных ценностях. При этом предметом исследований социологов все чаще становится такой специфический социальный феномен, каковым является субкультура. Стали больше изучаться проблемы культурной идентичности и самоопределения народов, межнациональные отношения в условиях становления суверенитета, проблемы региональной политики, развития местного самоуправления. Новое развитие получили исследования проблем условий жизни, образа жизни и здоровья населения. В 2003 г. была издана первая отечественная «Социологическая энциклопедия» (под общей редакцией А. Н. Данилова), которая в полной мере отвечает современному уровню социально-гуманитарного знания и основным задачам социологического образования в Республике Беларусь и других странах СНГ.

В 2000 г. по инициативе социологов БГУ был со- зван Учредительный съезд социологов Республики Беларусь, который создал Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».

Таким образом, белорусская социологическая школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными исследованиями, участием на международных конференциях, разветвленной сетью социологических служб, подготовкой молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в развитие социологии - одной из важнейших наук современного общества.

Гродно 2015

 

 


Информация о работе Развитие социологии в Беларуси