Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:49, контрольная работа
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Однако до XIX в. взгляды на общество являлись частью религиозных или философских наук. В качестве родоначальника особой науки об обществе можно рассматривать французского исследователя Огюста Конта (1798-1857гг.) Ему принадлежит и «изобретение» термина «социология».
Введение 3
1.Социология в России в XIX - начале XX века 4
1.1 Субъективитсткое направление 4
1.2 Многофакторное направление 5
1.3 Марксистское направление 7
1.4 Психологическое направление 8
1.5 Анархизм 8
1.6 Легальный марксизм 10
1.7 Социолого-юридическое направление 12
2. Советская и Российская социология 14
Заключение 18
Список использованных источников 19
Содержание
Введение |
3 |
1.Социология в России в XIX - начале XX века |
4 |
1.1 Субъективитсткое направление |
4 |
1.2 Многофакторное направление |
5 |
1.3 Марксистское направление |
7 |
1.4 Психологическое направление |
8 |
1.5 Анархизм |
8 |
1.6 Легальный марксизм |
10 |
1.7 Социолого-юридическое направление |
12 |
2. Советская и Российская социология |
14 |
Заключение |
18 |
Список использованных источников |
19 |
Введение
Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как самостоятельная наука. Первоначально представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Однако до XIX в. взгляды на общество являлись частью религиозных или философских наук.
В качестве родоначальника особой науки об обществе можно рассматривать французского исследователя Огюста Конта (1798-1857гг.) Ему принадлежит и «изобретение» термина «социология».
Первые отечественные
письменно зафиксированные
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время ее было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Если исходить из того, что предметом социологии является гражданское общество, то эти идеи в той или иной мере нашли отражение в работах предшественников отечественной социологии - ярких представителей социальной мысли - П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, М.А. Бакунина и др. Их основные выводы в той или иной мере питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершенной концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений [1].
1.1 Субъективитсткое направление
Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П. Л. Лавров (1823-1900), Н. К. Михайловский (1842-1904), Н. И. Кареев (1850-1931).
Индивид, утверждал Лавров, является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому “социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”.
Михайловский исходил из необходимости
спасения индивида от разрушительного
воздействия социального
Кареев, особое внимание, уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Так, Л. И. Петражский особое значение придавал роли эмоций как автономному доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. А. А. Богданов писал о социальном инстинкте – силе, заставляющей человека взаимодействовать с другими людьми, поступать, как они, что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения. Богданов утверждал в своей работе “Из психологии общества”, что “социальное бытие и социальное сознание – одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу”. У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и ее роли в жизни людей [3, с. 124].
1.2 Многофакторное направление
Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес М. М. Ковалевский (1851-1916). Разносторонне образованный ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, он пользовался широким признанием ученого мира в России и за ее пределами, был избран вице-президентом, а затем председателем Международного института социологии.
Теоретические предпосылки социологических воззрений М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. “Что такое социология?”. С этого вопроса начал М. Ковалевский свой двухтомный труд “Социология”. И Ковалевский дает свое определение социологии как науки об организации и эволюции человеческого общества. Организация общества и его эволюция – таковы два основных раздела социологии, которые начиная с Конта характеризуются как социальная статика и социальная динамика.
М. Ковалевский подходил к социологии, прежде всего как к науке, а не как к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличие от народников Лаврова и Михайловского и некоторых других теоретиков он отделял правду-истину от правды справедливости и исходил из того, что для социологии главное есть правда-истина. Он глубоко воспринял учение Конта об обществе как целостном социальном организм е и о закономерном характере его развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе.
С представлениями о закономерном характере развития общества, без которых, по словам Ковалевского, социология как наука не состоялась бы, органически связаны представления о поступательности исторического процесса и социальной преемственности, в ходе которой человеческие знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной исторической эпохи к другой.
Идеи закономерного и
Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т. д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.
Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что “на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону”. Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур [3, c. 131].
1.3 Марксистское направление
Марксистская школа в
У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.
Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания.
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства [3, c. 145].
1.4 Психологическое направление
Социологизм проникла в психологические направления исследований духовной жизни. Они охватили широкий спектр явлений культуры – педагогику, психологию, право, мораль, искусство – и были тесно связаны с эмпирическими исследованиями. Эти направления способствовали также ознакомлению российских социологов с новыми течениями в западной социологии. В книге по истории психоанализа в России А. Эткин убедительно показал серьезный вклад психоанализа в развитие разных сторон российской культуры. Однако вульгарный социологизм не оставил без внимания и это направление. Известный психолог П. П. Блонский говорил о “новой науке” – “человеководстве”, родственной зоопсихологии. Особо следует сказать о работах А. А. Богданова и его последователей.
В основе теории де Роберти лежало понятие “надорганическое”, которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике [3, c. 149].
1.5 Анархизм
Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михайла Бакунина и Петра Кропоткина, которые в свою очередь опирались на труды таких западноевропейских теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М. Штирнер и П. Прудон.
Как считал Михаил Бакунин (1814-1876), суть анархии выражена в словах: “предоставьте вещи их естественному течению”. Отсюда одна из центральных идей анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. “Оставьте людей свершено свободными, - говорил Ш. Фурье, - не уродуйте их …не бойтесь даже их статей; в обществе свободном они будут совершенно безопасны”. Исходя из того, что личность должна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать. Бакунин в то же время указывал на “всецело социальный” характер свободы, ибо она может быть осуществлена “только через общество” и “при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми”. Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальные возможности его социальной свободы. Но есть и другие проявления свободы человека, а именно “бунт против всякой власти – божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность”.
Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ и существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально.
Государство, по Бакунину, - это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно оставляется “законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы”. В конечном счете оно явно или неявно закрепляет “привилегии какого-нибудь меньшинства и реальное порабощение огромного большинства”. Массы людей не понимают этого из-за своего невежества. Их же действительные интересы заключаются в устранении государства, которое их порабощает. На это и должен быть направлен их “справедливый бунт свободы”.
Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводятся к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т. е. их свободного и равноправного союза.
Социализм-анархист, по заявлению Бакунина, дивя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, но зато всегда очень человечен. Рисуя картину свободного социалистического общества, Бакунин в то же время резко критикует “государственный социализм”, в котором государство регулирует все процессы экономического, политического и духовного развития общества. Такой социализм, по мнению Бакунина, обнаружил свою полную несостоятельность. Будучи сугубо “регламентаторским” и “деспотическим”, он далек от цели удовлетворять потребности и законные стремления большинства людей. Государство обнаружило себя банкротом перед социализмом, “оно убило веру, которую социализм в него имел”. Тем самым стала ясна несостоятельность теорий государственного или доктринарного социализма.
Социализм не умер, утверждает Бакунин. Он осуществит себя “путем частных экономических ассоциаций” и будет способен обеспечить каждому человеку материальные и духовные средства для его свободного и всестороннего развития.
Идеи анархизма получили свое дальнейшее развитие в работах Петра Кропоткина (1842-1921), который утверждал, что анархизм есть нечто большее, чем простой способ действия или же идеал свободного общества [3, c 168].
Информация о работе Развитие социологии в России (XIX – нач. XX в)