Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:50, реферат
Что же понималось под прикладной социологией в ранний период? Под ее практическим приложением понималась не специальная система мероприятий с собственной процедурой и налаженным механизмом внедрения, как это принято сейчас, а подвижнический акт выдающейся личности. «Научный менеджмент» конца XIX – начала XX в. являл собой именно такой подвижнический акт выдающихся социальных инженеров – Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Тауна, С. Томпсона. Не пренебрегали практической деятельностью и академические социологи: А. Смолл служил в Гражданской федерации Чикаго, У. Томас – в Вице-комиссии Чикаго, Р. Парк – в городской Лиге Чикаго.
Прикладная социология
Что же понималось под прикладной
социологией в ранний период? Под
ее практическим приложением понималась
не специальная система
Впервые вопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. Обществоведы активно обсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что является конечной целью социологии – создавать новое знание или помогать решать конкретные социальные проблемы? Окончательного решения так и не было найдено, ибо с того времени берут начало две основные ориентации социологии: базисная социология и прикладная социология.
Прикладная социология – (англ. applied sociology) – совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США прикладную социологию называют также «проблемно ориентированной», «прикладной социальной наукой», «ориентированной на клиента», в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная, чистая, «ориентированная на дисциплину» наука. Прикладная социология – это социологическая работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: государственное учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. Прикладная социология в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь – ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни прикладной социологии восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма, Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию прикладной социологии и выделяют три этапа.
Хоторнские эксперименты
Огромное влияние на развитие
американской социологии труда, организации,
планирования и управления оказали
знаменитые Хоторнские эксперименты,
проводимые под руководством Э. Мэйо в
1927–1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились
в условиях жесточайшего экономического
кризиса, потрясшего США и страны Западной
Европы, и их главной задачей было стремление
изыскать дополни – тельные факторы повышения
эффективности производства. Ученые –
экспериментаторы в начале эксперимента
разбили испытуемых на две группы: экспериментальную
и контрольную. Они изменили условия работы
экспериментальной группы: освещение
рабочих мест, температуру в помещениях,
влажность воздуха, число пауз на перерывах
и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента
было установлено, что эти факторы играют
весьма незначительную роль. Главное же
влияние на производительность труда
оказывают психологические и социально-психологические
условия трудового процесса. В данных
экспериментах было открыто явление неформальной
организации трудовых коллективов. Любая
группа рабочих разделяется на подгруппы
(клики), но не по профессиональным, а по
личным признакам. В этой группе выделялись
лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая
подгруппа придерживалась особых правил
поведения. Неформальные нормы, регулирующие
отношения в данной подгруппе, распространялись
и на трудовую деятельность. В частности,
эти непредписанные нормы регулировали
выработку
После первой мировой войны
требования к профессорам социологии
в колледжах росли быстрее, чем
число хорошо подготовленных преподавателей.
В результате в социологию пришло
много неквалифицированных
Второй этап (1920–1959 гг.) характеризуется небывалым развитием количественной методологии, проникновением математики в социологию, появлением новых методов и техник исследования: тестов, шкал, социометрии, прожективных, психодиагностических процедур и т.д. Из экономики приходят моделирование, эксперимент и эконометрические методы. Уже к 40–50-м гг. была завершена разработка всех наиболее известных тестов, применяемых ныне в прикладной социологии, в частности, шестнадцатифакторного опросника личности Кэттела, теста тематической апперцепции, шкалы измерения интеллекта Векслера.
Бихевиоризм
Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных прикладных теорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время в США в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм.
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) утверждает, что социология – это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д.Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.
Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл исследования социологов, с точки зрения его представителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам.
Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам не могут быть изморены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т.д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии.
Доктрина «человеческих отношений»
На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы:
1. человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения;
2. с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;
3. руководители предприятий
в большей мере должны
производительность труда
будет более эффективной, если индивидуальное
вознаграждение будет подкреплено
групповым, коллективным, а экономические
стимулы – социально-
Иерархическая теория потребностей
Доктрина «человеческих
Социология в США в настоящее время
Социология в США с самого начала формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину – частный бизнес. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Таким образом, в США насчитывается большое число организаций (крупных и мелких, государственных и частных), занимающихся исследованиями, результаты которых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Некоторые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с докторской степенью, чем многие признанные университеты. В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в университетах и колледжах США, а 6,8 тыс. – в прикладной социологии (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т.д.). В ближайшее время, как ожидают, количество социологов-прикладников будет быстро возрастать. Все более популярными в стране становятся курсы по прикладной социологии. Если в 1970 г. из 241 социологические отделения в университетах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979 г. – уже 44%. Студенты практикуются как в полевых исследованиях, так и по месту будущей работы (например, госпиталь, юридическая фирма). В американской социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных – социальная инженерия и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача «клинического социолога» – поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить «терапевтические» меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а «клиницист» просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом, – это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.
ГБО СПОУ «Осташковский техникум»
Реферат на тему:
«Развитие социологии в США : тейлоризм и концепция “человеческих отношений . Теория иеархии потребности и бихевиоризм .»
Студент 46-п группы:
Смирнов Евгений
Преподаватель:
Веригина Л.А.
Осташков 2013