Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:59, реферат
В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.
Зарождение.
В России одно из самых ранних официальных
упоминаний волонтерской деятельности
относится к 1894 году. В этом году
были учреждены городские
Волонтер (франц. volontaire, от лат. voluntarius) — лицо, добровольно поступившее на военную службу. В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до 1-й мировой войны 1914 г. – 1918 г.). В 18-ом - 1-й половине 19 вв. в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтерские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во 2-й половине 19 в. в большинстве государств система волонтерства потеряла свое значение; осталась как способ комплектования армии в Великобритании (с 1961 г.) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.
Волонтёрство - это добровольное,
абсолютно безвозмездное участие в социально
значимых проектах.
Волонтёрство- деятельность широко развитая
в мире и является процессом объединения
людей, стремящихся внести вклад или помощь
во благо чему-либо. Волонтёрские проекты
очень распространенны в мире и постепенно
вовлекают всё большое количество молодых
людей.
Все проекты можно классифицировать по
сферам, где волонтерам предлагается работать.
В первую очередь это социальные проекты,
ориентированные на помощь людям с различными
ограниченными возможностями: детям, инвалидам,
престарелым, беженцам и т.д. На втором
месте по распространенности в мире экологические
проекты, предлагающие работу в национальных
парках, помощь диким животным, озеленение,
уборку мусора и многое другое, связанное
с помощью окружающей среды . Но самыми
интересными и популярными среди волонтёров
являются так называемые творческие проекты,
предлагающие помощь в организации и проведении
мульти-культурных фестивалей, театральных
проектов, концертов, выставок и тд.
Волонтерство является наиболее эффективным
методом практического неформального
обучения в области сектора некоммерческих
социальных структур. Молодые люди могут
дополнять свой рабочий опыт занятостью
в волонтёрских проектах, которые очень
приветствуются работодателями. Считается,
что человек может максимально реализовать
себя в любом виде деятельности, если он
работает без принуждения, добровольно
и без мыслей о финансовом вознаграждении.
Участники волонтерских проектов не только
работают по несколько часов в день, но
и отдыхают, знакомятся со страной и местными
достопримечательностями, изучают культурные
особенности региона и повышают уровень
владения иностранным языком. Принимают
участие в различных тренинг-программах
для повышения уровня по межкультурным
коммуникациям, личностному развитию
и командной работе.
Что нужно, чтобы стать международным
волонтером?
В первую очередь — большое желание и
осознание того, что эта работа не ради
денег, а ради самой работы. Возраст старше
18 лет. Английский — язык общения волонтёров,
так как большинство приезжает из разных
стран. Поэтому необходимо знание английского
на уровне хорошего понимания и возможности
хотя бы по минимуму выразить свои мысли.
Каждый из волонтёрских проектов имеет
свою определённую цель и своего руководителя.
Решив стать волонтёром, вы должны быть
готовы работать под чьим-то руководством,
а так же жить и общаться с совершенно
незнакомыми людьми со всех уголков мира.
ВОЛОНТЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-
Щекина С.С.
зав. кафедрой педагогики Поморского гос. Университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат педагогических наук, г. Архангельск
К основным характеристикам волонтерской деятельности, как правило, относят:
2. Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтёрской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
3. Приносимая польза.
4. Организационная структура. Волонтёрство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Среди различных эффектов, возникающих при привлечении волонтёров, выделим:
1. Экономические. Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет. Предположим, что в вашем проекте охват целевой группы - 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп - по 20 человек), то вам, если вы работаете один, потребуется 200 дней. Если работаете вдвоём - 100 дней, 50 - если вчетвером. В общем, чтобы вы могли проводить мероприятия раз в месяц и при этом могли еще заниматься своими обычными делами, вам необходимо 20 человек. 10 дней - 10 групп на каждого. Где взять столько человек, особенно если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей - вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий. Где же взять ресурсы? -Волонтёры!
2. Идеологические. Если суть вашей работы – распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать – привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача кому-либо.
3. Коммуникативные.
4. Оценочные. Мнения волонтёров - это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
5. Количественные. За счет волонтёров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.
Таким образом, характеризуя волонтёрство как социально-педагогический феномен, отметим, что:
• оно способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом;
• приносит пользу как государству, так и самим волонтёрам, которые, посредством добровольной деятельности, развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества;
• в роли мотива для волонтёрской работы часто выступает потребность в контактах с другими людьми ипреодоление чувства одиночества;
• волонтёрство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.
Ключ к успеху в развитии волонтёрских инициатив в нашей стране, по мнению психологов и педагогов, кроется в том, чтобы понять и изменить мировоззрение россиян, преодолеть социальную разобщенность. Людям необходимы авторитеты, которые сумеют убедить, разъяснить новые социальные ориентиры. При этом отметим, что мотивация людей при проявлении инициативы, психологическое обоснование активности могут быть самыми разными:
1. Благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
2. Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтёрское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
3. Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтёра.
4. Интерес. Работа волонтёром зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
5. Антураж.
6. Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Заметим, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтёр все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно: волонтёр в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
7. Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтёрском движении. Будучи волонтёром, человек может установить социально значимые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтёрском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
8. Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии: журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
9. Решение своих проблем. Если профиль
10. Досуг как время, которое можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант - это волонтёрское движение.
11. Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди слезшие с иглы, прекратившие пить, пережившие криз могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее произошли с самими или их близкими. Вместо бессмысленного озлобления можно направить свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
12. Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций просто инициативных людей.
13. Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтёром, работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и... оригинальность.
14. Ресурсные