Развод. помощь при разводе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:22, реферат

Описание работы

В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет. Французский социолог Ф. Приу описала так называемую европейскую модель изменения семьи.

Файлы: 1 файл

технология ср.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Перед клиентом лежит лист  бумаги, на котором в изобилии  изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «я».

 

3. Он должен сделать первый  шаг: представить себе людей, с  которыми чувствует себя особенно  тесно связанным, без которых  ему трудно. Эти люди группируются  в первом круге вокруг «я».

 

4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.

 

5. В конце размещают людей, с  которыми социальные контакты  установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент.

 

6. В заключение при составлении  карты сети особыми значками  отмечаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно.

 

7. Эта визуальная реконструкция  служит основой для общего  анализа структуры отношений, анализ  нередко продолжается на последующих  консультациях. В диалоге, который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем

 

• Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе).

 

• Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отношений, частота, множественность контактов и т.д.).

 

• Качественные изменения отношений в последние годы (одни отношения с появлением проблем становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. От кого вы отдалились? С кем установили новые или восстановили старые связи)

 

• Желания, стремления (иметь более интенсивные контакты с определенными людьми, иметь взаимные интересы, тесные, доверительные отношения и эмоциональную безопасность).

 

• Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесение ущерба, искренность, внимание и интерес).

 

• Степень удовлетворенности отношениями в сети (общая оценка контакта; напряженность, конфликтность), доступность членов сети.

 

8. Анализ ресурсов поддержки  в сети.

 

• Возможность располагать социальной поддержкой (Есть ли к кому клиенту обратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?).

 

• Формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежедневная практическая помощь).

 

• Значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли форма помощи потребностям? Каковы различия в оказании поддержки?).

 

• Желания и ожидания при оказании поддержки.

 

• Степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли члены сети у клиента совета и помощи?).

 

9. Ресурсы сети клиента и готовность  использовать их (Что представляет собой опыт использования сети? Каких реакций клиент ожидает или боится? Какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?).

 

Понимание и визуализация того определения, в котором живет человек, стимулирует его к более интенсивному критическому анализу своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социального поля.

 

Будут ли социальная сеть и объективно сложившиеся возможности использоваться в качестве ресурсов поддержки, зависит от внешних норм и ценностей семьи, где клиент родился, от биографического опыта, а также от его желаний, страхов и притязаний. Л. Толсдорф (1976) исследовал «поведение пользователя»: в разных клинических популяциях он ввел понятие «ориентация сети», под которой понимал совокупность убеждений, установок и ожиданий человека относительно той поддержки, которую он может получить от членов своей сети, преодолевая жизненные проблемы.

 

Люди с негативной ориентацией сети имеют низкую самооценку, испытывают страх зависимости и недоверие к другим. Они не чувствуют себя способными воспользоваться ресурсами своего окружения, не хотят афишировать свои проблемы, полагая, что каждый должен справляться с ними сам. Консультирование, ориентированное на сеть, концентрируется, прежде всего, на таком восприятии человеком ситуации, в которой он оказался. Задача психолога на первом этапе – научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активизировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи Часто обиды и разочарования клиента связаны с равнодушием близких или даже отказом в помощи. Консультирование на первом этапе направлено на постепенное ослабление его защитных реакций, на расширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший к психологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именно поэтому избегает мобилизации социальных ресурсов. Общий анализ и проработка личной ориентации в сети требует в первую очередь психотерапевтически ориентированных действий. Второй этап работы с сетью включает в себя методы вмешательства в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью; они направлены на улучшение защитного взаимодействия или структурных изменений его социальных отношений. Консультативная работа строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений. Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты, например с людьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники. В работе с психологом клиенты часто обнаруживают желание возобновить или усилить отношения с людьми, которые в прошлом были им эмоционально близки, но по разным причинам отошли на второй план или полностью исчезли из их повседневной жизни. Через визуализацию соединений отношений на карте сети иногда внезапно возникают люди, с которыми существуют шаткие, неблизкие отношения, но к которым клиент испытывает уважение и доверие. Если в распоряжении имеется лишь только сокращенная, редуцированная сеть, которая недостаточно соответствует потребностям в поддержке, то вмешательство концентрируется больше на изменениях в структуре отношений. Цель консультирования в этом случае – восстановление связей между распадающимися частями сети, а также стабилизация и усиление существовавших до сих пор поверхностных контактов. Методы конструирования сети не ограничиваются усилением существующих отношений и интенсификацией слабых или разрушенных контактов, они направлены на образование новых связей и систем поддержки. Отправной точкой для работы с сетью служат побуждение и инициатива активной самопомощи, поиск дополнительных форм ежедневной поддержки и практической помощи, которые могут включать в себя способы проведения свободного времени, советы, информацию по уходу за детьми. Концепция сети предлагает теоретические рамки для анализа связей и взаимных взаимозависимостей между уровнем микросоциальных отношений, мезосоциальными процессами и макросоциальными условиями субъективных процессов. Цель сетевой поддержки в том, чтобы стимулировать собственные силы и возможности клиента, помочь ему осознанно использовать и мобилизовать социальные ресурсы для преодоления своих проблем, а также обнаруживать и строить новые отношения. Партнеры в ситуации развода нуждаются как в информационно-консультативной, так и в собственно терапевтической социально-психологической помощи. Терапевтическое сопровождение на разных этапах развода может иметь разные формы – это и индивидуальная терапия для каждого из супругов, и парная терапия, и терапия для детей разводящихся супругов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Вполне очевидно, что отношение к разводам стало терпимее. В некоторых слоях общества разводы сделались почти модой. Хотя в большинстве люди неохотно мирятся с ними, но не обязательно воспринимают развод как трагедию. Тот факт, что концепция развода не на основании чьей-то виновности получила широкое одобрение, есть признание того, что два человека имеют право расторгнуть брак, если считают необходимым. И не надо искать виноватого, чтобы получить право на развод, не нужны обвинения в супружеской неверности или душевной жестокости.

 

В настоящее время самой распространенной причиной называют отдаление супругов, утрату связи между ними. Это значит, что то, на чем строилась жизнь семьи - были ли это деньги, воспитание детей, содержание дома, - в действительности не столь важно. Все сводится к одной вещи - супруги обор - вали связи, у них разные основные ценности. В наши дни развод стал более приемлем с точки зрения общества, его легче добиться, но это не значит, что расторжение брака дается легко. Наоборот, это одно из самых тяжелых переживаний, которое может быть в вашей жизни. Последствия его сказываются еще долгие годы, независимо от того, кто был инициатором развода. Женщины очень чувствуют свою ответственность за ту боль, которую доставляет развод мужу и детям. Они считают себя эгоистками и сильно страдают от чувства вины. С другой стороны, тот, кто уходит, обычно скорее адаптируется, чем тот, кого оставили. Это происходит потому, что подавший на развод пережил большую часть боли до расставания. Он много перечувствовал, принимая решение, и, когда приходит время расстаться, он может лучше контролировать себя. Иногда проходят годы, прежде чем человек решается на развод. Женщина видит, что брак оказался неудачным, она снова начинает учиться, или находит себе работу, или пробует себя в других видах деятельности - даже вступает во внебрачные связи в попытке найти того человека, который бы сочувственно отнесся к ее запросам. Постепенно она начинает рисовать в своем воображении картину развода, как это было бы, что бы она чувствовала, куда бы она могла переехать жить и даже как бы она обставила новое жилище. Это попытка нормализовать процесс развода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Класс. 2005, -208с.

 

2. Галустова О.В. Психологическое консультирование/ Конспект лекций.- М.:А-Приор, 2007, - 240с.

 

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учеб.пособие.-М.; Гардарики,2004.-320с.

 

4. Прохорова О.Г.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие- М./ ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.

 

5. Райгородский Д.Я. Психология семьи/ Учеб. Пособие – Самара/ Издательский Дом «БАХРАХ-М».2002-752с.

 

6. Эйдимиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.-3-е изд. –СПб./ Питер,2002-656с.

 

7. Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии: Учеб.пособие.-М./ Издательство Московского психолого-социального института// Воронеж// Издательство НПО «МОДЭК»,2003.-928с.

 


 



Информация о работе Развод. помощь при разводе