Реалибитация инвалидов: понятие, значение, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение термину "социальная реабилитация", определить сущность социальной реабилитации;
- отметить основные цели и задачи социальной реабилитации;
- раскрыть принципы социальной реабилитации;
- установить методику осуществления социально-бытовой адаптации;
- выявить каковы направления и цели социально-бытовой адаптации, определить методику её осуществления;
- отметить особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью;
- установить, как проводится социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха;
- охарактеризовать методику осуществления социальной реабилитации инвалидов с нарушением зрения.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и содержание социальной реабилитации
1.1 Определение термина "социальная реабилитация"
1.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации
1.3 Принципы социальной реабилитации
2. Основные направления социальной реабилитации
2.1 Методика осуществления социально-бытовой адаптации
2.2 Методика осуществления социально-средовой ориентации
3. Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов
3.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью
3.2 Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха
3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 53.32 Кб (Скачать файл)

Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.

Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства. Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

- для передвижения и  ориентировки (трость, системы для  ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)

- для самообслуживания  – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

- для информационного  обеспечения, обучения;

- для трудовой деятельности  – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности [15].

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами [16].

 
 

Заключение

 

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Целью курсовой работы являлся анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование методики осуществления реабилитационных мероприятий. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) социальную реабилитацию  можно определить, как комплекс  мер, направленных на восстановление  разрушенных или утраченных индивидом  общественных связей и отношений  вследствие нарушения здоровья  со стойким расстройством функций  организма, изменения социального  статуса, девиантного поведения личности. Сущность социальной реабилитации - это восстановление возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят.

2) основной целью социальной  реабилитации является восстановление  социального статуса личности, обеспечение  социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Выявлено, что объем и содержание  социальной реабилитации лиц  с ограниченными возможностями  зависит в немалой степени  от тех принципов, которыми руководствуются  в своей деятельности субъекты  реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие  соответствующие социальные программы. Субъекты процесса, при проведении  социальной реабилитации должны  придерживаться принципов, которые  несут в себе основную идею  – идею гуманизма.

3) установлено, что методика  осуществления социальной реабилитации  реализуется путём двух направлений: социально-бытовой адаптации и  социально-средовой ориентации.

4) выявлено, что социально-бытовая  адаптация предполагает формирование  готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие  самостоятельности при ориентации  во времени и пространстве. Осуществляется  она путём приспособления окружающей  среды к функциональным возможностям  инвалида и включает такие  мероприятия, как обустройство квартиры  инвалида, оснащение помещений специальными  вспомогательными устройствами  для облегчения самообслуживания, информирование членов семьи  инвалида по различным вопросам  и т.п. Также проводятся занятия-практикумы  в центрах социального обслуживания  населения и экскурсии, которые  призваны помочь инвалиду ориентировании  на местности.

5) в ходе работы удалось  выяснить, что во время проведения  социально-бытовой адаптации, в процессе  совместной деятельности происходит  социально-средовая ориентация инвалида. Это процесс формирования готовности  личности к самостоятельному  осмыслению окружающей обстановки. Методика осуществления – это  обучение; обучение социальной независимости, обучение распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности, обучение навыкам проведения  отдыха, досуга, занятий физкультурой  и спортом, обучение пользованию  для этого специальными техническими  средствами и т.д.

6) в связи со значительным  увеличением количества лиц с  ограниченными возможностями социальная  реабилитация расширяет свои  методики оказания помощи этой  категории населения, при этом  учитываются особенности не только  отдельной категории инвалидов, но и непосредственно конкретного  человека. Изучение показало, что  определённого подхода к себе  требуют инвалиды с психическими  нарушениями и интеллектуальной  недостаточностью, поскольку

95 % инвалидов этой категории, признанны нетрудоспособными и остаются на пенсионном обеспечении пожизненно. Осуществляется социальная реабилитация путём восстановления трудового статуса и приобретения способностей жить в естественных условиях. Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь это репетиция-имитация "нормальной" самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. Что касается инвалидов с нарушениями слуха, то здесь социальная реабилитация проводится с помощью обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда, основная цель – это создание условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество. Свои особенности есть и в оказании социальной реабилитации инвалидам с нарушением зрения. Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию содержания социальной реабилитации инвалидов и методики её осуществления.

 

Список использованных источников

 

1 Комплексная реабилитация  инвалидов: Учебное пособие для  студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешехина; под ред. Т.В. Зозули. – М.: "Академия", 2005. – 304 с.

2 Словарь – справочник  по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.

3 Социальная работа: Словарь  – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:"Контур",1998. – 480 с

4 Социальная геронтология  в схемах, таблицах и опорных  конспектах: Учебное пособие/ сост. Т.П. Ларионова, Н.М. Максимова, Т.В. Никитина. – М.: "Дашков и К", 2009. – 80 с.

5 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: "Дашков и К", 2003 – 340 с.

6 Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. 0-753 высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. — М: Издательский центр "Академия", 2004. — 288 с.

7 Социально-экономическая  помощь населению // Internet resource: http//n-vartovsk.ru/adm

8 Социально-бытовая реабилитация  инвалидов // Internet resourсe: http//www.sci.aha.ru.

9 Дементьева Н.Ф., Устинова  Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан: Учебное пособие. – М.: ЦИЭТИН, 1991.

10 Internet resourсe: http//www.megananny.ru/soc-sr-orient

11 Психическое здоровье  пожилых людей //Internet resourсe: http//terms/monomed.ru

12 Психическое здоровье  – это больше, чем отсутствие  психических расстройств //Internet resourсe:http//mediainquires@.who.int

13 Сафонова Л.В. Содержание  и методика психосоциальной работы: Учебное пособие – М.: Издательский  центр "Академия", 2006. – 224 с.

14 Internet resourсe: http//www.kwota.ru/181-fz.phtml

15 Internet resourсe: http//www.classs.ru/library1/economics/savinov/

16 Internet resourсe: http// kadrovik.ru/docs/08/fzot24.11.95n181-fz.htm

17 Социальная работа / под  общей ред. Проф. В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". –  Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 576 с.

18 Фирсов М.В., Студенова  Е.Г. Теория социальной работы: Учебное  пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М: Академический Проект, 2005. - 512 с.

 


Информация о работе Реалибитация инвалидов: понятие, значение, содержание