Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:03, творческая работа
Цель - дать описание социального портрета молодежи Актюбинской области, а также определить степень восприятия государственной молодежной политики.
Задачи:
1. Определить жизненные ценности современной молодежи
2. Выявить степень патриотизма молодежи Актюбинской области
3. Определить актуальные проблемы молодежи
4. Выяснить степень осведомленности молодежи области о государственной молодежной политике и деятельности молодежных организаций
Глава 1
1.1 Методология исследования 3
1.2 Социально-демографические характеристики 4
Глава 2
2.1 Жизненные ценности современной молодежи 5
2.2 Степень патриотизма молодежи Актюбинской области 11
2.3 Актуальные проблемы молодежи 12
2.4 Осведомленность молодежи области о государственной молодежной политике и деятельности молодежных организаций 13
2.5 Отношение молодежи к поддержке со стороны государства 16
2.6 Отношение молодых людей к религии 16
2.7 Отношение молодежи области к политике 19
2.8 Планы молодежи на получение образования 21
2.9 Образ жизни современной молодежи, ее социальная защищенность и отношение к законам страны 23
2.10 Молодежь и межэтнические отношения 27
2.11 Оценка жизненного уровня, карьерные устремления и планы на будущее у современной молодежи 33
Выводы 38
Анкета 45
Реализация молодежной политики
Результаты социологического исследования
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Жизненные ценности современной молодежи 5
2.2 Степень
патриотизма молодежи
2.3 Актуальные проблемы молодежи 12
2.4 Осведомленность
молодежи области о
2.5 Отношение
молодежи к поддержке со
2.6 Отношение молодых людей к религии 16
2.7 Отношение молодежи области к политике 19
2.8 Планы
молодежи на получение
2.9 Образ
жизни современной молодежи, ее
социальная защищенность и
2.10 Молодежь и межэтнические отношения 27
2.11 Оценка
жизненного уровня, карьерные устремления
и планы на будущее у
Выводы 38
Анкета 45
Объект исследования – молодежь Актюбинской области
Предмет – социальный портрет молодежи Актюбинской области
Цель - дать описание социального портрета молодежи Актюбинской области, а также определить степень восприятия государственной молодежной политики.
Задачи:
Метод исследования: массовый опрос молодежи области по месту жительства
Выборка. Выборочная совокупность была сформирована согласно техническому заданию
из молодежи, проживающей в г. Актобе и в 12 районах Актюбинской области, на основе квотной выборки. При отборе респондентов учитывался их возраст – три возрастные категории (14-18, 19-25 и 26-29 лет), место проживания – город, районный центр, поселок, род занятий – работающая молодежь, студенческая молодежь.
Инструментарий исследования: была использована анкета, состоящая из 43 вопросов, охватывающих все направления исследования.
География опроса: г. Актобе и 12 районов Актюбинской области.
Сроки проведения опроса: август, 2012
2. Социально-демографические характеристики
2.1 Жизненные ценности современной молодежи
Как показал социологический
опрос, доминирующими
Скажите, пожалуйста, какие ТРИ слова, из перечисленных, точнее всего отражают лично Ваше настроение в последнее время?
все |
Актобе |
Районы | |
Радость |
54 |
46 |
61 |
Оптимизм |
55 |
64 |
47 |
Интерес к жизни |
52 |
61 |
44 |
Спокойствие |
42 |
28 |
53 |
Доброжелательность |
45 |
53 |
38 |
Тревога |
5 |
6 |
5 |
Раздражение удовлетворенность |
3 |
6 |
0 |
Растерянность |
5 |
5 |
4 |
Агрессия |
7 |
3 |
10 |
Тревога |
7 |
4 |
10 |
Раздражение удовлетворенность |
8 |
4 |
12 |
Растерянность |
1 |
1 |
2 |
Агрессия |
0 |
0 |
0 |
Анализ жизненных ценностей показал, что молодежь области одновременно ориентирована на две сферы – приватную (дружба, любовь, семья) и материально-достижительную (деньги, независимость, карьера, успех).
В списке наиболее важных ценностей оказались семья (56%), карьера (54%), успех (по 47 %), деньги (42%), профессионализм (38%) и любовь (32)
Ответы городской и поселковой молодежи в целом соответствуют общим тенденциям. При этом городская молодежь на порядок чаще упоминает карьеру как наиболее важную ценность (60% городская молодежь и 49% сельская), а для сельской молодежи более важна семья – 59%.
Скажите, пожалуйста, что из нижеперечисленного является для Вас наиболее важным? (%)
все |
Актобе |
Районы | |
Брак по любви |
25 |
28 |
23 |
Семья |
56 |
52 |
59 |
Дружба |
40 |
32 |
48 |
Деньги |
42 |
40 |
45 |
Карьера |
54 |
60 |
49 |
Любовь |
32 |
31 |
33 |
Независимость |
27 |
36 |
19 |
Успех |
47 |
44 |
50 |
Профессионализм |
38 |
36 |
40 |
Другое |
0 |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
4 |
7 |
Анализ
ответов на вопрос о главной цели
в жизни показал широкую
В чем состоит главная цель Вашей жизни? (%)
все |
Актобе |
районы | |
Материальные цели: обеспеченность, высокие заработки, машина и т.д. |
45 |
37 |
51 |
Получение образования, профессии |
7 |
7 |
6 |
Профессиональные цели: получение хорошей работы, карьера и т.п. |
29 |
43 |
17 |
Хорошее здоровье |
46 |
32 |
58 |
Создание семьи, семейное благополучие |
14 |
17 |
11 |
Уважение окружающих, слава, авторитет |
9 |
4 |
14 |
Духовное развитие, самосовершенствование |
7 |
7 |
7 |
Хорошие друзья |
28 |
26 |
31 |
Любовь, личная жизнь |
19 |
24 |
15 |
Отсутствие проблем, спокойная жизнь, уверенность в завтрашнем дне |
37 |
43 |
33 |
Вырастить детей, дать им образование и т.п. |
9 |
9 |
9 |
Счастье, хорошая жизнь и т.п. |
35 |
49 |
23 |
Нравственные цели: быть человеком, жить по совести, быть нужным и т.п. |
5 |
7 |
3 |
Получение квартиры, жилья |
34 |
30 |
37 |
Отъезд за границу |
6 |
1 |
10 |
Другое |
0 |
0 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
2 |
0 |
Среди доминирующих целей актюбинской молодежи выделяются: отсутствие проблем, спокойная жизнь, уверенность в завтрашнем дне (37 %), счастье, хорошая жизнь (35%), создание семьи, получение квартиры, жилья (34%) . Как мы видим, у большинства молодежи прослеживается тенденция к выбору как социальных приоритетов, так и материально-достижительных целей.
Сравнение ответов молодежи из разных категорий дало интересные результаты. Так, в частности, в списке приоритетных целей для молодых сельчан оказалось счастье, хорошая жизнь (49%). Этот показатель у городской молодежи на порядок ниже – всего 23%.
Абсолютное большинство респондентов считает себя патриотом страны – 84%. При этом достаточная доля 15% опрошенной молодежи затруднились ответить, являются она патриотом страны или нет.
Для одной трети молодых людей быть патриотом означает защищать Родину. Каждый пятый посчитал, что о патриотизме человека можно судить по его конкретным делам, по тому, как он служит народу. Для 15% опрошенных патриотизм – это честный и бескорыстный труд. 12% респондентов думают, что патриоты это те люди, которые совершают героические поступки.
Самой актуальной проблемой для молодежи области, согласно данным опроса, являются проблемы трудоустройства, безработицы – 62%. Этот вопрос одинаково актуален как для городской, так и для сельской молодежи. Однако, горожане на порядок чаще озабочены проблемами трудоустройства, безработицы (соответственно 72 и 55%). На второе место в списке актуальных проблем молодежь города поставила трудности с получением хорошего образования – 51%, а молодежь районов области - материальные трудности (нехватка денег, дефицит товаров, высокие цены и т.п.) – 42%.
Какой из перечисленных ниже путей наиболее реален сегодня в решении основных проблем молодежи? (%)
все |
Актобе |
районы | ||
Собственные усилия молодежи, их способность пробиваться в жизни, самостоятельно решать свои финансовые проблемы |
63 |
68 |
58 | |
Реально может улучшить положение молодежи только помощь родителей |
16 |
20 |
13 | |
Решить
проблемы молодежи способна только специальная
государственная программа |
4 |
6 |
3 | |
Затрудняюсь ответить |
17 |
6 |
26 |
2.4 Осведомленность молодежи области о государственной молодежной политике
и
деятельности молодежных
На вопрос о знании Государственной молодежной программы 71% опрошенных подтвердили свою осведомленность, еще 19% ответили, что что-то об этом слышали. Таким образом, почти вся опрошенная молодежь знает о Программе.
все |
Актобе |
районы | |
Да, я это знаю |
71 |
77 |
66 |
Что-то об этом слышал |
19 |
11 |
26 |
Впервые об этом слышу |
4 |
8 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
4 |
7 |
Среди вопросов, которые необходимо включить в Программу, молодежь области выделила прежде всего решение проблем трудоустройства (53%), обеспечения жильем (49%) и бесплатное образование (33%). Городские респонденты чаще говорят о проблеме бесплатного образования (45%), а сельскую молодежь на порядок больше беспокоит вопрос обеспечения достойной заработной платы (36%).
2.4 Осведомленность
молодежи области о
и
деятельности молодежных
Подавляющее большинство опрошенной молодежи (71%) знает о том, что в нашей стране работа с молодежью и ее поддержка осуществляется согласно Государственной молодежной политике.
60% участников опроса считают работу с молодежью, которую проводит государство в рамках Государственной молодежной программы, эффективной. Одна треть респондентов называет ее не совсем эффективной.
По мнению большей части опрошенной молодежи (54%), в программе по работе с молодежью должно быть прежде всего обращено внимание на проблему трудоустройства молодых людей. Каждый второй респондент поднимал вопрос об обеспечении молодежи жильем. Каждый третий назвал актуальной проблему бесплатного образования.
Ответы городской и сельской молодежи существенно отличаются по проблемам бесплатного образования, обеспечения жильем и обеспечения достойной заработной платы. Для молодых горожан на порядок актуальнее вопросы бесплатного образования и организации досуга. Сельских респондентов более волнуют проблемы с обеспечением жильем и обеспечения достойной заработной платы.
Вопросы |
Актобе |
Районы |
Трудоустройство |
50 |
58 |
Организация досуга |
25 |
14 |
Бесплатное образование |
45 |
21 |
Воспитание |
21 |
31 |
Обеспечение жильем |
36 |
59 |
Борьба с алкоголизмом и наркоманией |
16 |
10 |
Социальная поддержка детей и молодежи государством |
13 |
6 |
Обеспечение достойной заработной платой |
19 |
36 |
Вовлечение молодежи в дела страны |
2 |
1 |
Создание молодежных организаций |
16 |
7 |
Приобщение к здоровому образу жизни |
3 |
0 |
Забота о молодежи, решение ее проблем в целом |
9 |
6 |
Запрет в СМИ пропаганды насилия, рекламы алкоголя и пр. |
4 |
7 |
Другое |
4 |
0 |