Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:18, реферат
Информационное сопровождение темы: В педагогическом словаре-справочнике социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности». Детство – это не «социальный питомник» (Д.И.Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. - они постигают жизнь взрослых и постигают ее по самой сути.
Лучшие достижения дошкольника
в области освоения окружающей жизни
говорят о том, что его знания
появляются в результате сотрудничества
с более компетентными
Итак, анализ теоретических трудов и практики по проблеме социального развития детей позволяет сделать следующие выводы:
- социальное развитие
представляет собой
- дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;
- социальное развитие
детей дошкольного возраста
- социальное развитие
осуществляется как в ходе
стихийного влияния социальных
факторов, так и в целенаправленном,
организованном
- содержание социального
развития дошкольников
- эффективность социального
развития каждого ребенка
С.А Козловой разработаны подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Она выделяет:
Задачи, направленные на развитие ребенка:
- формирование у детей
представлений о социальном
- воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру, событиям и явлениям, фактам в нем происходящим;
- формирование активной
позиции, оптимистического
Задачи, направленные на разработку педагогического механизма воздействия на ребенка:
- разработка эффективных
методов и приемов,
- использование при построении педагогического процесса всех видов деятельности ребенка и разных форм организации.
Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А.Козловой)
Группы методов |
Виды методов и приемов |
1.Методы, повышающие познавательную активность |
Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения |
2.Методы, направленные на
повышение эмоциональной |
Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны |
3. Методы, способствующие
установлению связей между |
Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность |
4.Методы коррекции и
уточнения представлений о |
Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием повторного выполнения задания, ситуация выбора |