Ребёнок и социум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Информационное сопровождение темы: В педагогическом словаре-справочнике социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Файлы: 1 файл

Ребенок и социум.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

Специфика дошкольного возраста состоит  в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого Другого, ведущего малыша в общество. «Речь идет не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности».  Детство – это не «социальный питомник» (Д.И.Фельдштейн), а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые. Дошкольник, познающий жизнь, особенно нуждается в обретении взрослых  смыслов жизни. Активное постижение смыслов жизни у ребенка данной возрастной группы происходит через вопросы к взрослому или в игре как ведущей деятельности дошкольника. Внешне это выражается ролевыми играми во взрослых: в дочки-матери, продавцов-покупателей, автомобилистов и др. - они постигают жизнь взрослых и постигают ее по самой сути.

Лучшие достижения дошкольника  в области освоения окружающей жизни  говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребенок «включен» в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединено у ребенка со значимым Другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Исходя из  вышесказанного, социальное развитие ребенка можно определить как количественные и качественные изменения социальных знаний, социально ценностных качеств и свойств, позволяющих ребенку ориентироваться в различных ситуациях и добиваться позитивной самореализации путем обретения ребенком собственного опыта общения и взаимодействия.

Итак, анализ теоретических  трудов и практики по проблеме социального  развития детей позволяет сделать  следующие выводы:

- социальное развитие  представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;

- дошкольный возраст является  сензитивным периодом в социальном развитии человека;

- социальное развитие  детей дошкольного возраста осуществляется  в активной разнонаправленной  деятельности по освоению предметного  мира и мира отношений между  людьми, формирующей навык в процессе  многократного повторения способов  совершения отдельных действий;

- социальное развитие  осуществляется как в ходе  стихийного влияния социальных  факторов, так и в целенаправленном, организованном образовательном  процессе;

- содержание социального  развития дошкольников определяется  различными основаниями социальной  идентификации, доминирующими в  том или ином возрасте: младший  дошкольный возраст – видовая  и родовая идентификация; средний  – видовая, родовая, половая  идентификация; старший – видовая,  родовая, половая, национальная, этническая, правовая идентификация;

- эффективность социального  развития каждого ребенка предопределяется  своевременным и качественным  мониторингом результатов с учетом  особенностей дошкольников.

С.А Козловой разработаны  подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Она  выделяет:

Задачи, направленные на развитие ребенка:

- формирование у детей  представлений о социальном мире  и о самих себе в нем;

- воспитание социальных  чувств, оценочного отношения к  окружающему миру, событиям и  явлениям, фактам в нем происходящим;

- формирование активной  позиции, оптимистического мироощущения  и способности к  преобразованиям,  творчеству.

Задачи, направленные на разработку педагогического механизма  воздействия на ребенка:

- разработка эффективных  методов и приемов, способствующих  развитию когнитивной, эмоциональной  и поведенческой сфер ребенка  при ознакомлении с социальной  действительностью;

- использование при построении  педагогического процесса всех  видов деятельности ребенка и  разных форм организации.

Методы ознакомления с социальной действительностью (по С.А.Козловой)

Группы методов

Виды методов  и приемов

1.Методы, повышающие познавательную  активность

Элементарный и каузальный анализ, сравнение, метод моделирования  и конструирования, логические задачи, экспериментирование и опыты, вопросы, повторения

2.Методы, направленные на  повышение эмоциональной активности

Игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны

3. Методы, способствующие  установлению связей между разными  видами деятельности

Прием предложения и и обучения способу установления связи, перспективное планирование, прием опосредованного переключения на другую деятельность

4.Методы коррекции и  уточнения представлений о социальном  мире

Методы повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирования, метод  переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, прием  повторного выполнения задания, ситуация выбора


 


Информация о работе Ребёнок и социум