Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, – это непростая задача трансформирующегося общества.

Файлы: 1 файл

Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей.docx

— 20.28 Кб (Скачать файл)

Региональная  инновационная модель организации  социального обслуживания пожилых  людей

 

Россия – страна со сложной медико-демографической  ситуацией, высокой средней долей  пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными  различиями уровня и качества жизни  пожилых людей. Научиться жить в  условиях, когда структура населения  по полу и возрасту изменилась, когда  необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение  благополучия детей и пожилых  людей потребует стабильно высоких  затрат ресурсов всех видов, – это  непростая задача трансформирующегося  общества.

Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса – рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы  социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В первую очередь  граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос  на социальные услуги. В обозримом  будущем он будет возрастать.Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется  наличием групп пожилых людей  с особыми потребностями: инвалидов  пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек  от 100 лет и старше), одиноких длительно  болеющих пожилых людей, пожилых  жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).1

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в  области социального обслуживания населения пожилого возраста: право  на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального  обслуживания населения различных  типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального  обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости  в помощи и социальных услугах, расширяется  участие негосударственных структур в этой деятельности.

С 1991 года число  стационарных учреждений социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов  возросло с 737 до 1207, а количество мест в них – на 12,3 тысячи.

Особенность именно российской ситуации в том, что равно  востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан  пожилого возраста.

Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами  социального обслуживания было охвачено 12957,8 тысяч человек. Вместе с тем  из общего числа обслуженных лиц 10865 тысяч человек – это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального  обслуживания. В такой структуре  обращаемости отражаются негативные тенденции  качества жизни пожилых людей.

Численность лиц, обслуженных  на дому специализированными отделениями  социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек.Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов  потребителей социальных услуг, принять  меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение  социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных  структур. Это тесно связано с  задачей защиты прав пожилых людей  как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

На первый план выходит  задача повышения качества предоставляемых  социальных услуг, что связывается  с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Благодаря активной политике в области социального  обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых  социальных технологий, в том числе  проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и  повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций  оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс  способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав  и обеспечение безопасных условий  для пожилых людей;

- повышение качества  жизни и сохранение самостоятельности  в пожилом возрасте через предоставление  социальных услуг;

- оказание эффективной  поддержки семьям, предоставляющим  пожилым людям семейный уход;

- налаживание партнерства  на всех уровнях.

Определенной вехой  с точки зрения распространения  новых подходов и технологий в  социальном обслуживании пожилых людей  стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского  съезда социальных работников под девизом  «Социальная работа для пожилых  людей: профессионализм, партнерство, ответственность».1

Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным  социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан  пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо  подчеркивается значимость новых технологий.

Применение новых  технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение  в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному  на уважении к нему.

Четко формулируется  и становится всеобщим достоянием базовый  принцип современного социального  обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более  совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых  людей в планировании деятельности социальных служб.

Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно  учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере  Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания – статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых  людей на дому включала:

- проведение исследований  по изучению потребностей пожилых  людей в социальных услугах;

- изучение социальных  и экономических возможностей  учреждений социальной сферы,  предоставляющих услуги;

- разработку новых  моделей работы по удовлетворению  потребностей клиентов пожилого  возраста;

- обучение кадров, в том числе специалистов по  социальной работе, и руководящих  работников социальной сферы;

- мониторинг и  корректировку «работающей» модели  с учетом опыта, полученного  в ходе ее применения.

В Кемерово оборудована учебно-методическая (модельная социальная) квартира со средствами реабилитации и социальной адаптации клиентов, что позволяет эффективно оценивать возможности, которыми человек пожилого возраста или инвалид располагает для независимой жизни, индивидуально подобрать и приобрести технические средства реабилитации. Открытие квартиры состоялось 1 октября 2002 года.1

Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой  городской квартиры и полностью  адаптирована к проживанию в ней  и организации быта людей с  ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тысяч рублей. Проектом предусмотрены расширенные  дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и  удобный съезд на лоджию, что позволяет  инвалиду беспрепятственно передвигаться  по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным  пандусом, в нем также выполнены  удобные для перемещения в  инвалидной коляске пороги. Электрооборудование  квартиры устроено таким образом, чтобы  человек с ограниченными возможностями  самостоятельно справлялся с ним.

Потребовался широкий  ассортимент реабилитационного  и адаптивного оборудования. В рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области» в учебно-методической квартире установлено 138 видов реабилитационного оборудования на сумму 231,1 тыс. рублей: оборудование для ванной – 34 вида; оборудование для самообслуживания – 27 видов; оборудование для ведения домашнего хозяйства– 58 видов; оборудование для безопасного передвижения и перемещения – 10 видов; приспособления для хождения– 9 видов. 1

На базе модельной  социальной квартиры проводятся обучающие  семинары для социальных работников и студентов, обучающихся по специальности  «Социальная работа», родственников, оказывающих помощь по уходу пожилым  членам семьи, по правилам и приемам  ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями  с помощью реабилитационного  оборудования. Специалисты социально-реабилитационного  отделения Комплексного центра социального  обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывают им содействие в подборе и приобретении средств  реабилитации. В модельной квартире проходят заседания клубов общения, клубов «Оберег» и «Ищу работу» (члены  – инвалиды, желающие найти работу).

Квартиру посещают представители лечебно-профилактических учреждений, что помогает укрепить взаимодействие с медицинскими структурами  по вопросам социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, включая  направление в социально-реабилитационное отделение родственников, длительное время осуществляющих уход за тяжелобольными.

В регионе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные  виды социальных услуг. Во всех модельных  центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.

Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.

Проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области», опиравшийся прежде всего на людские ресурсы, энтузиазм и увлеченность работников, воплощает лучшие идеи международного сотрудничества и взаимной поддержки в интересах граждан старшего поколения. 1

В настоящее время  Российско-Европейский фонд как  организация, реализующая проект при  поддержке Министерства труда и  социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения  субъектов Российской Федерации  успешно осуществляет мероприятия  по распространению накопленного в  проекте инновационного опыта.


Информация о работе Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей