Религиозные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны

Файлы: 1 файл

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов, основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременным процессом.

Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с

фанатизмом и во многих случаях  выливалась в религиозные войны. Их субъектами могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.). Религиозный конфликт может возникать внутри объединения, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях религиозный конфликт становился формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий, противоборства государств. Социально-политические конфликты, в которых важную роль играет религиозный фактор, иногда называют социорелигиозными. Многочисленны примеры религиозных конфликтов и социорелигиозных зафиксированы в истории всех религий. Эти конфликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в религиозных войнах и т. д. А.А. Корабельников дает определение религиозной войны как общественно-политического явления, "связанного с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

Можно выделить отличительные признаки религиозных войн:

- ритуальные религиозные отправления военнослужащих;

- применение священных знамен  и сигналов;

- непосредственное привлечение  духовных образов богов в войне;

- принадлежность противоборствующих  группировок к разным религиям;

- полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп;

- во главе войска, которое ведет  религиозную войну, стоят религиозные  духовные лидеры;

- в такой войне участвуют  исключительно приверженцы только  этой религии или только

этого направления данной религии с исключительно религиозными целями – защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

В настоящее время отсутствуют  какие-либо наработки по классификации  религиозных

войн, так как слишком много  факторов необходимо учитывать. К таким  факторам в первую очередь следует отнести: национально-этнические; политические; религиозные,

пограничные и т.д.

Можно выделить следующие типы религиозных  войн:

1. Автономистские войны;

2. Национально-иредентисткие войны;

3. Религиозно-общинные конфессиональные  конфликты;

4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;

5. Миаленаристские конфликты.

Причиной возникновения религиозных  войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То

есть основным признаком религиозной  войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.

В настоящее время практически  ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а

политическая составляющая современных  войн постоянно усиливается, выливаясь  зачастую в открытый терроризм.

В настоящее время "исламский  фактор" имеет большое значение в современной мировой

политике. Террористы, прикрывающиеся мусульманской риторикой, в то же время нанесли серьезный удар по самому исламу, создали о нем негативное впечатление со стороны всего мирового сообщества, чем вызвали гнев со стороны как большинства представителей мусульманской уммы, так и духовных лидеров ислама. Нет "исламского терроризма", есть террористы, которые прикрываются исламом, для того чтобы:

- выглядеть не злодеями, а этакими  героями, якобы борцами за свободу  и права мусульман, ведущими "священную войну";

- воздействуя на религиозные  чувства, вербовать среди представителей мусульманской уммы новых сторонников не религиозных, а политических организаций;

- используя знамя "борьбы  с неверными", получать значительную  материальную помощь, как от богатых частных лиц, так и государств, где ислам опять-таки используется в качестве политического инструмента (например, от Ирана). В настоящее время в мире нет религиозных войн, и не просматривается тенденция к их появлению. Зато очевидно усиление политической составляющей в любых военных противоборствах, особенно - до и после них.

     В ХХ веке произошло  немало конфликтов на религиозной  почве, подробнее остановимся  лишь на нескольких из них. 

     Конфликт между Индией и Пакистаном  является столкновением двух  различных конфессий – индуизма  и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошёл по конфессиональному признаку. Но так как население некоторых штатов Индии (Джамму и Кашмир) составляют мусульмане, Пакистан не перестаёт по сей день предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам.

     Безусловно, самым значимым событием  столетия стало появление исламского  фундаменталистского политического  движения, в котором объектом  агрессии религиозных экстремистов  становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», поскольку именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка.

     В свою очередь, противостояние  сербов и хорватов хорошо демонстрирует тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделённым на две нации именно по религиозному признаку.

     В современном мире не так  часто происходят религиозные конфликты такого масштаба. Но всё чаще проявляется иная форма религиозного, этноконфессионального противостояния. Она выражается в виде кратковременных, локальных, зачастую спонтанных столкновений (конфликтов) между представителями «мирного» населения. Как правило, основой для их возникновения служат личные, субъективные мотивы какой-либо группы людей, радикально настроенных и агрессивно выражающих свою неприязнь по отношению к какой-либо религии, этносу.

     Конфликты подобного характера не обошли стороной и Россию. В СМИ регулярно появляется информация о разного рода столкновениях на этноконфессиональной почве между гражданами страны или между приезжими и местными жителями.

Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах. Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.


Информация о работе Религиозные конфликты