Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:30, реферат
Конфликт религиозный — столкновение религиозных индивидов и групп по поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации. Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны
РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ.
Проблема религиозных
Конфликт религиозный —
фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны. Их субъектами могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.). Религиозный конфликт может возникать внутри объединения, конфессии, направления, религии и между различными конфессиями, направлениями, религиями. При определенных условиях религиозный конфликт становился формой выражения классовых, сословных, межэтнических противоречий, противоборства государств. Социально-политические конфликты, в которых важную роль играет религиозный фактор, иногда называют социорелигиозными. Многочисленны примеры религиозных конфликтов и социорелигиозных зафиксированы в истории всех религий. Эти конфликты выражались в расколах, в образовании ересей, сект, в религиозных войнах и т. д. А.А. Корабельников дает определение религиозной войны как общественно-политического явления, "связанного с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".
Можно выделить отличительные признаки религиозных войн:
- ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
- применение священных знамен и сигналов;
- непосредственное привлечение
духовных образов богов в
- принадлежность
- полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп;
- во главе войска, которое ведет
религиозную войну, стоят
- в такой войне участвуют
исключительно приверженцы
этого направления данной религии с исключительно религиозными целями – защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).
В настоящее время отсутствуют какие-либо наработки по классификации религиозных
войн, так как слишком много факторов необходимо учитывать. К таким факторам в первую очередь следует отнести: национально-этнические; политические; религиозные,
пограничные и т.д.
Можно выделить следующие типы религиозных войн:
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие
3. Религиозно-общинные
4. Религиозно-абсолютисткие
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения
есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а
политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.
В настоящее время "исламский фактор" имеет большое значение в современной мировой
политике. Террористы, прикрывающиеся мусульманской риторикой, в то же время нанесли серьезный удар по самому исламу, создали о нем негативное впечатление со стороны всего мирового сообщества, чем вызвали гнев со стороны как большинства представителей мусульманской уммы, так и духовных лидеров ислама. Нет "исламского терроризма", есть террористы, которые прикрываются исламом, для того чтобы:
- выглядеть не злодеями, а этакими
героями, якобы борцами за
- воздействуя на религиозные чувства, вербовать среди представителей мусульманской уммы новых сторонников не религиозных, а политических организаций;
- используя знамя "борьбы с неверными", получать значительную материальную помощь, как от богатых частных лиц, так и государств, где ислам опять-таки используется в качестве политического инструмента (например, от Ирана). В настоящее время в мире нет религиозных войн, и не просматривается тенденция к их появлению. Зато очевидно усиление политической составляющей в любых военных противоборствах, особенно - до и после них.
В ХХ веке произошло
немало конфликтов на
Конфликт между Индией и
Безусловно, самым значимым событием
столетия стало появление
В свою очередь,
В современном мире не так часто происходят религиозные конфликты такого масштаба. Но всё чаще проявляется иная форма религиозного, этноконфессионального противостояния. Она выражается в виде кратковременных, локальных, зачастую спонтанных столкновений (конфликтов) между представителями «мирного» населения. Как правило, основой для их возникновения служат личные, субъективные мотивы какой-либо группы людей, радикально настроенных и агрессивно выражающих свою неприязнь по отношению к какой-либо религии, этносу.
Конфликты подобного характера не обошли стороной и Россию. В СМИ регулярно появляется информация о разного рода столкновениях на этноконфессиональной почве между гражданами страны или между приезжими и местными жителями.
Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах. Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.