Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:26, реферат
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Религия – это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.
Введение 1
Социология о сущности религии 2
Функции института религии 3
Религиозная ситуация в современной России 6
Заключение 9
Использованная литература 11
ПЛАН
Введение
Социология о сущности религии
Функции института религии
Религиозная ситуация в современной
России
Заключение
Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ
Религия как явление, присущее человеческому
обществу на протяжении всей его истории
и охватывающее до настоящего времени
подавляющую часть населения земного
шара, оказывается тем не менее областью
недоступной и по меньшей мере непонятной
для очень многих людей.
Религия – это своеобразное поведение
(культ), мировоззрение и мироощущение,
основанное на вере в сверхъестественное,
недоступное пониманию человека.
Религия является необходимым составным
элементом общественной жизни, в том числе
духовной культуры общества. Она выполняет
в обществе ряд важных социокультурных
функций. Одной из таких функций религии
является мировоззренческая, или смыслополагающая.
В религии как форме духовного освоения
мира, осуществляется мысленное преобразование
мира, его организация в сознании, в ходе,
которой вырабатывается определенная
картина мира, нормы, ценности, идеалы
и другие компоненты мировоззрения, определяющие
отношение человека к миру и выступающие
в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
1. СОЦИОЛОГИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
Сущностью религии является
человеческое сердце, от ума оно
отличается тем, что хочет верить
и любить. Бог – это совершенная
и мощная человек. Религия - всего
лишь сон человеческого духа.
Социология религии лежит на стыке двух
областей знания: она является частью
социологии и в то же время – одной из
религиеведческих наук, таких как история
религии или психология религии. В силу
специфики своего предмета она лежит в
той пограничной области, где соприкасаются
эмпирическая наука, философия и теология.
Таким образом, чтобы представить социологию
религии как научную дисциплину, необходимо
рассмотреть ее в контексте социологического
знания и в контексте других наук о религии,
а в более широком плане – определить
соотношение социологии и теологии.
Наконец, следует учитывать общественную
значимость и остроту проблематики, касающейся
религии, начиная уже с вопроса о том, можно
ли делать религию предметом научного
изучения, не является ли социологический
анализ религии грубым вторжением в запретную
для него область «сокровенного». В этой
связи имеет существенное значение представление
о том, как возникла и развивалась социология
религии, как она связана с основными направлениями
общественного развития последних двух
столетий и каковы ее социально-культурные
импликации.
Социология религии является частью социологии,
одной из социологических дисциплин, которые
используют выработанные социологией
понятия и методы для анализа отдельных
социальных феноменов, таких, как семья,
политика, образование и т.д. Социолог
имеет дело с религией как социальным
феноменом, т.е. он изучает религию как
доступное наблюдению, эмпирическим методам
исследования социальное поведение человека
(индивидов и групп): как образуются и функционируют
религиозные группы и институты, благодаря
чему они сохраняются или перестают существовать,
каковы отношения между религиозными
группами, почему между ними возникают
конфликты, что лежит в основе ритуальных
действий и т.д. Для социолога религиозные
верования интересны и важны не сами по
себе. В отличие от философа, например,
для него существенное значение имеет
не вопрос о том, истинны они или ложны,
а вопрос о том, как эти верования – наряду
с религиозными организациями – влияют
на поведение людей. Проблема заключается
в том, чтобы выявить мотивацию человеческих
действий. При этом не обязательно верования
влияют на поведение: индивид может стать
членом религиозной группы и не зная тех
верований, которых она придерживается.
Религиозные институты, учреждения, организации
могут влиять на поведение помимо верований
и даже идти вразрез с ними, стимулируя
по тем или иным причинам действия, противоречащие
официальному учению. Но это вовсе не отменяет
того факта, что социальное действие есть
действие осмысленное, т.е. в его основе
лежат определенные социальные регуляторы
– нормы, ценности, верования, ожидания
и предпочтения индивидов и групп. Таким
образом, религия как предмет социологического
анализа есть совокупность структур, процессов,
связанных с функционированием общества
на разных уровнях, система регуляторов
социальных связей, образцов поведения
и т.д. – система структур и отношений
по поводу религиозного феномена, на нем
именно «завязанных». Поэтому одна из
главных проблем социологии религии –
проблема определения того, что относится
к понятию «религия».
Если исходить из классификации социологических
знаний по их уровням – конкретно-социологические
исследования, теории среднего уровня,
изучающие ту или иную социальную подсистему
и общесоциологические теории, объясняющие
общество как целостную систему, то социология
религии относится к числу социологических
теорий среднего уровня. Она добывает
эмпирические данные, характеризующие
религию как одну из социальных подсистем,
и, обобщая эти данные, разрабатывает ее
теоретическую модель в рамках общесоциологической
теории.
Будучи частью социологии, социология
религии использует выработанные ею понятия
и методы, без которых невозможно познание
социальной реальности как целостной
системы (группа, роль, власть, культура
и т.д.) и внутри нее – отдельных социальных
феноменов (семья, класс, экономика и т.д.).
Применение социологического инструментария
и социологических методов в изучении
религии оказалось оправданным и эффективным
прежде всего для объяснения этой социальной
подсистемы. Однако особенность религии
как одной из социальных подсистем выразилась
в том факте, что на основе анализа религиозного
феномена оказалось возможным выявить
многие общесоциологические параметры,
определить подходы и разработать важнейшие
методы, обосновать смену парадигм социального
познания. Из истории социологии видно,
что такие крупнейшие ученые, как Э. Дюркгейм,
М.Вебер, Г. Зиммель, Б. Малиновский, выступили
в своих работах одновременно и как основоположники
социологии в целом, и как родоначальники
и классики социологии религии.
Место, которое принадлежит социологии
религии в «пространстве» социологического
знания таково, что и сегодня теоретические
разработки классиков в области социологии
религии относятся к тому обязательному
для социологического образования стандарту,
который необходим любому социологу вне
зависимости от его специализации.
Социология религии – одна из многих наук,
занимающихся изучением религиозного
феномена в различных его аспектах. Не
только социологи, но и историки, филологи,
психологи, в принципе, все ученые, имеющие
дело с человеком и его культурой, так
или иначе в своих исследованиях затрагивают
религию. Однако к религиоведению относятся
лишь те науки, предмет которых составляет
именно религия и только религия. К их
числу наряду с социологией религии относятся
психология религии, история религии,
представляющие собой самостоятельные
научные дисциплины.
Если понимать религиоведение предельно
широко, как совокупность всех возможных
способов осмысления религиозного феномена,
то в него следует включить наряду с научным
подходом, т.е. отмеченными выше научными
дисциплинами, также феноменологию религии
и теологию. Таким образом, место социологии
религии в религиоведении определяется
ее отношением: а) к другим наукам о религии,
б) к феноменологии религии и в) к теологии.
2. ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ
С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе: 1) интегративную; 2) регулятивную; 3) психотерапевтическую; 4) коммуникативную. Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.
1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюрктеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюрктейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
2. Регулятивная функция
религии заключается в том,
что она поддерживает и
3. Психотерапевтическая
функция религии. Сферой ее
действия выступает, в первую
очередь, само религиозное
4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и «небожителями», и в плане их общения друг с другом. «Богообщение» считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с «ближними» приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.
Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики. Существенной особенностью современного этапа развития религии, по крайней мере, в странах Запада, является секуляризация, под которой принято понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты – образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут также служить ослабление роли религиозных санкций в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданина.
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются – это пока еще предмет дискуссии между религиоведами. В целом можно выделить следующие функции религии в обществе:
- мировоззренческая
- легитимизирующая (нравственная)
- культуротранслирующая
- интегративная,
- регулятивная,
- психотерапевтическая.
Мировоззренческая функция. Мировоззрение
– это совокупность идей о наиболее общих
закономерностях и о наиболее общих проблемах
жизни. Эту совокупность идей можно называть
также мировоззренческой информацией.
В религии как форме духовного освоения
мира, осуществляется мысленное преобразование
мира, его организация в сознании, в ходе,
которой вырабатывается определенная
картина мира, нормы, ценности, идеалы
и другие компоненты мировоззрения, определяющие
отношение человека к миру и выступающие
в качестве ориентиров и регуляторов его
поведения.
Религиозное сознание, в отличие от других
мировоззренческих систем, включает в
систему «мир-человек» дополнительное
опосредующее образование – сакральный
мир, соотнося с этим миром свои представления
о бытии в целом и целях человеческого
бытия.
Однако функция религиозного мировоззрения
состоит не только в том, чтобы нарисовать
человеку определенную картину мира, а
прежде всего в том, чтобы благодаря этой
картине он сумел обрести смысл своей
жизни. Именно поэтому мировоззренческая
функция религии называется смыслополагающей
или функцией «значений». По определению
американского социолога религии Р. Беллы,
«религия есть символическая система
для восприятия целостного мира и обеспечения
контакта индивида с миром как единым
целым, в котором жизнь и действия имеют
определенные значения». Человек становится
слабым, беспомощным, пребывает в растерянности,
если он ощущает пустоту, утрачивает понимание
смысла в том, что с ним происходит. Напротив,
знание человека, зачем он живет, каков
смысл происходящих событий, делает его
сильным, помогает преодолевать жизненные
невзгоды, страдания и даже достойно встретить
смерть, так как эти страдания, смерть
наполнены для религиозного человека
определенным смыслом.
Легитимизирующая (нравственная) функция.
С мировоззренческой функцией религии
тесно связана легитимизирующая, или узаконивающая
функция. Теоретическое обоснование этой
функции религии осуществил крупнейший
американский социолог Т. Парсонс. По его
мнению, социокультурное сообщество не
способно существовать, если не обеспечено
определенное ограничение действий его
членов, постановка их в определенные
рамки (лимитирование), соблюдение и следование
определенным узаконенным образцам поведения.
Конкретные образцы, ценности и нормы
поведения вырабатывают морально-правовая
и эстетическая системы. Религия же осуществляет
легитимизацию, т е. обоснование и узаконивание
существования самого ценностно-нормативного
порядка. Именно религия дает ответ на
главный вопрос всех ценностно-нормативных
систем: являются ли они продуктом общественного
развития и, следовательно, имеют относительный
характер, могут изменяться в различных
социокультурных средах или же они имеют
надобщественную, надчеловеческую природу,
«укоренены», базируются на чем-то непреходящем,
абсолютном, вечном. Религиозный ответ
на этот вопрос обусловливает превращение
религии в базовую основу не отдельных
ценностей, норм и образцов поведения,
а всего социокультурного порядка.
Таким образом, основная функция религии
состоит в придании нормам, ценностям
и образцам поведения характера абсолютного,
неизменного, независящего от конъюнктуры
пространственно-временных координат
человеческого бытия, социальных институтов
и т. д., укоренение человеческой культуры
в трансцендентное. Эта функция реализуется
через формирование духовной жизни человека.
Духовность – это область связи человека
с Абсолютом, с Бытием как таковым. Эту
связь и оформляет религия. Она имеет вселенское
космическое измерение.
Возникновение и функционирование религии
– это ответ человека на потребность в
равновесии и гармонии с миром. Религия
формирует у человека чувство независимости
и уверенности в себе. Верующий человек
через свою веру в Бога преодолевает чувство
беспомощности и неуверенности по отношению
к природе и социуму. С позиций религиозной
духовности утверждается, что силы, управляющие
миром, не могут полностью детерминировать
человека, напротив, человек может стать
свободным от принудительного воздействия
сил природы и социума. В нем заложено
трансцендентное начало по отношению
к этим силам, которое позволяет человеку
освобождаться от тирании всех этих безличных
или надличностных сил. Таким образом,
религия утверждает приоритет духовности
над социальными, эстетическими и иными
ценностными ориентациями и регуляторами,
противопоставляя их мирской, социальной
ориентации ценности, веры, надежды, любви.
Культуротранслирующая функция религии
раскрывает отношение религии к духовной
культуре, под которой понимается совокупность
достижений человечества в интеллектуальной
и эмоциональных сферах его деятельности.
В духовную культуру включаются такие
структурные элементы как деятельность
музеев, библиотек, образование, наука,
философия, искусство, нравственность.
Религиозное искусство, как и всякое искусство,
несет в себе положительное эстетическое
и гуманистическое содержание. Религия
оказывает в определенном отношении благотворное
влияние и на светское искусство (светским
искусством называют такую художественную
деятельность и такие ее результаты, которые
не поддерживают веру в сверхъестественное).
Религия как бы «дарит» художникам многие
образы, сюжеты, метафоры и другой художественный
материал. Без использования этого материала
светское искусство было бы во много раз
беднее по своей художественной выразительности.
С другой стороны, многие конкретные религии
выдвигают определенные препятствия для
участия верующих в светской художественной
деятельности. Одним из таких препятствий
являются прямые религиозные запреты
на определенные стороны художественного
творчества и художественного восприятия.
Эти запреты есть и сейчас, но особенно
много их было в прошлом. Так, Русская православная
церковь со времени своего возникновения
(конец Х в.) преследовала народное искусство
скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения
и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно
запрещал мусульманам изображать живые
существа. Запреты на некоторые виды искусства
в отдельных странах сохранились и сейчас.
Так, например, в главной стране мусульманского
мира – Саудовской Аравии – запрещены
театр и кинематограф.
Интегративная функция. Религии присущи
также интегративная и дезинтегративная
функции. Известный французский социолог
Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве
интегратора социокультурных систем с
клеем, поскольку именно религия помогает
людям осознавать себя как духовную общность,
скрепленную общими ценностями и общими
целями. Религия дает человеку возможность
самоопределиться в социокультурной системе
и тем самым объединиться с родственными,
по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям
людьми. Особенно большое значение в интегративной
функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному
участию в культовой деятельности. Именно
посредством культа религия конституирует
общество как соци-окультурную систему:
она подготавливает индивида к социальной
жизни, тренирует послушание, укрепляет
социальное единство, поддерживает традиции,
возбуждает чувство удовлетворенности.
Обратной стороной интегрирующей функции
религии выступает дезинтегрирующая.
Выступая в качестве источника социокультурного
единения на базе тех или иных ценностей,
нормативных установок, вероучения, культа
и организации, религия одновременно противопоставляет
эти общности другим общностям, сформировавшимся
на базе другой ценностно-нормативной
системы, вероучения, культа и организации.
Это противопоставление может служить
источником конфликта между христианами
и мусульманами, между православными и
католиками и т. д. Причем эти конфликты
нередко сознательно раздуваются представителями
тех или иных объединений, поскольку конфликт
с «чужими» религиозными организациями
способствует внутригрупповой интеграции,
вражда с «чужими» создает чувство общности,
побуждает искать опору только у «своих».
Регулятивная функция религии во многом
перекликается с рассмотренной выше нравственной
функцией. Заключается она в том, что религия
поддерживает и усиливает действие принятых
в обществе социальных норм поведения,
осуществляет социальный контроль, как
формальный – через деятельность церковных
организаций, так и неформальный, осуществляемый
самими верующими как носителями моральных
норм по отношению к окружающим людям.
Сферой деятельности психотерапевтической
функции религии выступает само религиозное
сообщество через отправление религиозного
культа - богослужения, молитвы, ритуалы,
обряды и т.п., имеющие успокоительное,
утешительное воздействие на психику
человека.
3. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Понятие религиозная ситуация сравнительно
недавно вошло в научный
Изучение религиозной ситуации ведется
на двух взаимосвязанных уровнях: институциональном
и уровне массового сознания. На первом
уровне она характеризуется деятельностью
конфессий, религиозных институтов и организаций,
на втором – проявлениями религии в сознании,
поведении, отношениях людей, прежде всего
верующих, распространенностью религиозных
верований, конфессиональным выбором
людей, их отношением к религии и религиозным
организациям.
Конечно, в коротком сообщении весь комплекс
этих показателей осветить невозможно,
поэтому возьмем только отдельные основные
показатели, позволяющие сравнивать сегодняшнюю
религиозную ситуацию с той, какая была
в стране несколько лет назад. Это наличие
конфессий и количество зарегистрированных
религиозных объединений; уровень религиозности
населения; отношение к религии государства
и общества; межконфессиональные отношения.
При этом надо иметь в виду, что современная
религиозная ситуации в России – это не
случайное стечение обстоятельств, не
проявление чьей-то воли, а продукт исторического
развития.
Современная религиозная ситуация характеризуется
прежде всего разнообразием и насыщенностью
конфессионального пространства России
и каждого ее региона. Если в конце 80-х
гг. минувшего века Совет по делам религий
при Совмине СССР учитывал около 20 различных
конфессий и религиозных направлений,
то на 1 января 2004 г. органами юстиции зарегистрированы
религиозные объединения более 60 религий,
конфессий, деноминаций, религиозных направлений.
За прошедшие полтора десятилетия наряду
с увеличением числа легально действующих
в России конфессий стремительно росло
и количество вновь зарегистрированных
религиозных объединений. Если в 1986 г.,
т.е. еще в советское время, их было зарегистрировано
по РСФСР 3000, в 1992 г. – 4846, то в 1996 г. – 13
073, в 1999 г. – 16 746, а на 1 января 2004 г. – уже
21 250.
Это свидетельствует о формировании в
России принципиально новой религиозной
ситуации, отличительной чертой которой
является подлинная, а не просто декларируемая,
религиозная свобода. Она находит выражение
в свободном мировоззренческом, и в том
числе вероисповедном, самовыражении
и самоопределении граждан, в их возможности
создавать религиозные объединения, в
свободе деятельности религиозных организаций
по пропаганде своего вероучения. Демократизация
России с начала 90-х гг., коренное изменение
политики государства в сфере свободы
совести и взаимоотношений с религиозными
организациями, изменение отношения к
религии и церквам самого общества оказали
решающее влияние на формирование этой
новой религиозной ситуации. На институциональном
уровне начался интенсивный процесс возрождения
и развития институциональных структур
традиционных религий. Он дополнился активным
миссионерским воздействием из-за рубежа
и спонтанным формированием новых религиозных
движений (НРД) в самой России.
Важным показателем религиозной ситуации
является деятельность религиозных организаций
по распространению своего вероучения,
в том числе миссионерство. Она сейчас
также практически не имеет ограничений.
Все конфессии имеют свои духовные учебные
заведения для подготовки священнослужителей,
а также воскресные школы и другие формы
обучения детей и взрослых основам вероучения.
Широко развита сеть конфессиональных
средств массовой информации, включая
конфессиональные интернет-сайты. Действуют
издательства различных Церквей. Религиозная
проблематика занимает все большее место
на страницах и в эфире светских СМИ.
Растет социальная активность религиозных
организаций, которая становится и предметом
богословского осмысления. Вслед за Русской
Православной Церковью, разработавшей
и принявшей на Архиерейском соборе в
2000 г. «Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви», свои социальные
концепции представили обществу мусульмане
и иудаисты, Российский объединенный союз
христиан веры евангельской и Церковь
христиан адвентистов седьмого дня. Наконец,
в декабре 2003 г. была принята общая «Социальная
позиция протестантских церквей России»,
разработанная в соответствии с решением
Консультативного совета глав протестантских
церквей России объединенными усилиями
Церквей и Союзов евангельских христиан-баптистов,
адвентистов седьмого дня и христиан веры
евангельской. Эти знаменательные факты
свидетельствуют о том, что конфессии
и религиозные объединения становятся
полноправными и активными субъектами
формирующегося в России гражданского
общества, и в этом процессе становится
все более заметной роль протестантских
церквей.
Конечно, в современной религиозной ситуации
есть проблемы и шероховатости, вызванные
как новизной такого явления, как социальная
активность религиозных организаций,
так и не всегда адекватным восприятием
ее со стороны отдельных государственных
органов и чиновников, а также ревнивым
отношением одних религиозных организаций
к другим, которых они рассматривают как
конкурентов в борьбе за паству. Однако,
как представляется, все это – издержки
процесса формирования новой религиозной
ситуации, которая складывается в России,
и со временем взаимопонимание будет достигнуто
на пользу нашему обществу.
На уровне массового сознания религиозная
ситуация характеризуется прежде всего
показателями религиозности и конфессиональной
идентификации населения. (Под уровнем
религиозности понимается выраженная
в процентах доля верующих в общем составе
населения.) За прошедшие полтора десятилетия
демократического развития российского
общества произошли значительные изменения.
Если в 80-х гг. уровень религиозности в
городах составлял 10–20%, в сельской местности
– 30–35%, т.е. в среднем оценивался примерно
в 20–25%, то с конца 80-х – начала 90-х гг. начался
его рост. По результатам ряда социологических
исследований, к середине 90-х гг. он поднялся
до 35–40%, а к началу нового столетия –
50–60% и даже выше. Однако на поверку степень
религиозности (знание основ вероучения,
интенсивность религиозных переживаний,
строгость соблюдения религиозных обрядов
и предписаний, регулярность посещения
богослужений, характер связей с общиной
и т.д.) массы людей, которые идентифицируют
себя как верующие, весьма невысока, т.е.
религиозность большей части этих людей
скорее формальна, декларативна и не оказывает
существенного влияния на повседневное
поведение.
Другой показатель религиозной ситуации
– конфессиональная самоидентификация
(к какой конфессии сам себя относит человек),
– как правило, заметно превышает показатель
уровня религиозности, и сумма доходит
примерно до 80–85%. Он свидетельствует
о распространенности влияния той или
иной конфессии. Рассматриваемые показатели
нельзя ни смешивать, ни подменять один
другим. Дело в том, что, называя себя при
ответах на соответствующий вопрос анкеты
православным, католиком, мусульманином
и т.д., многие респонденты имеют в виду
вовсе не то, что они веруют в Бога, а то,
что они происходят из данной этнокультурной
среды, относят себя к православной, католической,
мусульманской, буддийской или иной культурной
традиции. Это значит, что в сознании части
опрашиваемых конфессиональная идентификация
выступает заместителем идентификации
этнонациональной.
Наконец, для полноты характеристики современной
религиозной ситуации надо отметить, что
значительную часть нашего общества (до
30–40%) составляют люди неверующие. И им,
так же, как и верующим, Конституция гарантирует
право на свободу совести.
Какую долю в общей массе верующих
россиян составляют протестанты, с
помощью выборочных социологических
опросов определить трудно. Например,
при объеме выборки в 1500–2000 человек,
который применяется ведущими социологическими
центрами при всероссийских опросах,
на долю представителей всех остальных
конфессий, кроме православных и мусульман,
приходится обычно 2–3%. По другим данным,
например, по информации руководящих центров
протестантских церквей о примерном численном
составе своих церквей, можно говорить
очень приблизительно: различные варианты
протестантских вероучений исповедуют
1–1,5% россиян. Но, если сопоставить эту
цифру с упомянутым выше быстро растущим
числом зарегистрированных и незарегистрированных
протестантских объединений и их долей
в общем числе религиозных объединений
всех конфессий России, то можно смело
утверждать, что это наиболее динамичная
часть религиозного населения страны,
ищущая общения с единоверцами, активно
распространяющая свое вероучение, создающая
все новые и новые общины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный институт – это совокупность
лиц и учреждений, снабженными определенными
материальными средствами и осуществляющие
конкретную социальную функцию.
Религия как социальный институт – это
организованное объединение людей, выполняющих
определенные социально значимые функции,
обеспечивающие совместное достижение
целей на основе выполняемых членами своих
социальных ролей, задаваемых социальными
ценностями, нормами и образцами поведения.
Можно много спорить о положении религии
в современном обществе. Однако однозначно
оценить ее роль, возможности и перспективы
попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал
несостоятельность односторонних прогнозов
относительно дальнейших судеб религии:
либо ее неминуемого и близкого отмирания,
либо грядущего возрождения былой мощи.
Сегодня очевидно, что религия играет
заметную роль в жизни общества и что она
претерпевает глубокие и необратимые
изменения.
На положение религии в современном обществе
решающее воздействие оказывают две главные
силы современности – наука и политика.
Их эволюция в современном обществе ведут
к неоднозначным для религии последствиям:
разрушая традиционные установления,
они подчас и открывают для нее и новые
возможности.
Религия в качестве нравственной духовной
силы получила возможность сегодня вступить
в диалог с миром, судьбы которого оказались
зависимыми от его нравственной состоятельности
перед лицом реальных проблем общественного
развития. В основе культурных ценностей,
разделяемых большинством религий, лежат
универсальные общечеловеческие ценности,
такие понятия, как любовь, мир, надежда,
справедливость.