Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Религия – это своеобразное поведение, мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Содержание работы

Введение.
1. Социология о сущности религии.
2. Функции института религии.
3. Религия в современном российском обществе.
Заключение.
Практические задания.
1. Что означает отделение церкви от государства? Является Россия светским или религиозным государством?
2. Выявите причины резкого роста религиозности в современном российском обществе.
3. По вашему мнению, религиозность сегодня – это следование моде или …?
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Указанные четыре функции  религии как социокультурного института  носят универсальный характер, проявляются  в любом типе религиозной практики. Однако в условиях современного индустриального  общества, когда влияние религии  на общественную жизнь значительно ослабло, отмеченные функции религия все же продолжают действовать, но менее эффективно, чем в предшествующие исторические эпохи. Утрата религией своего центрального места в культуре, воспитании, образовании и других сферах приводит к тому, что на одно из первых мест выдвигается ее рекреационная функция. Это означает, что религия все в большей мере начинает функционировать как социальный институт, имеющий своей задачей устройство отдыха и развлечения для людей. От обычных досуговых учреждений религия отличается тем, что эта ее функция является подчиненной, вспомогательной по отношению к четырем основным.

 

3. Религия в  современном российском обществе.

Реформы конца XX века привели  к тому, что российское общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности, отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты.

Многочисленные исследования динамики религиозности показали, что на просторах всего постсоветского пространства проявляется бурный рост религиозности («религиозный ренессанс») и столь же интенсивное разрушение атеизма. Наиболее рельефно это проявляется в быстром росте числа религиозных объединений. Религиозные символы и сюжеты широко эксплуатируются для создания привлекательного имиджа и придания респектабельности.

Религия все чаще рассматривается  как фундамент подлинной морали, незаменимое средство морально-нравственного возрождения России, реабилитационное средство в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности 4.

В сложившейся социально-психологической  ситуации быстро нарастает уровень  доверия к церкви, к религиозным  организациям, происходит процесс переориентации значительных масс населения с атеистического мировоззрения на религиозное или эклектическое, соединяющее в себе элементы веры и безверия. Чаще всего данный процесс связан не с глубоким осознанием «новыми верующими» сущности религиозных учений, а с принятием внешних, нередко показных форм религиозной атрибутики (ношение крестиков, приобретение религиозных книг, икон, венчание, крещение детей, отпевание умерших и т.п.).

Среди причин роста религиозности  в России есть временные, преходящие, связанные с особенностями переходного состояния общества, но и есть и глубинные, обусловливающие устойчивое воспроизводство религиозности на довольно высоком уровне. К числу первых можно отнести эффект психологического отталкивания от всего, что навязывалось советской системой в качестве «обязательных» убеждений. Многочисленная социальная база возникла вследствие массовой депривации населения, оказавшегося в результате социально-экономических преобразований «выбитым» из своих привычных социальных ячеек и не сумевшим эффективно вписаться в новую социальную реальность.

На рост числа верующих повлияла и легитимизация религии  и церкви, что позволило открыто  признаваться в своей религиозности  людям, которые по разным мотивам  раньше предпочитали это скрывать.

К 2009 году кроме Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации 5.

Наиболее интенсивно растет количество приверженцев нетрадиционных для России религиозных объединений  и организаций: неохристианства, ориентализма (восточные религии), сциентизма и  др. Наиболее активный интерес к нетрадиционным религиям проявляет молодежь в возрасте до 25 лет, главным образом учащиеся, студенты, а также научно-техническая, художественная интеллигенция, т.е. наиболее продвинутые группы общества, которые быстрее и тоньше других улавливают происходящие социальные перемены. Суть этих изменений состоит в переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, связанному с существенной индивидуализацией бытия человека. Требования же к верующим, предъявляемые традиционной церковью, не вполне согласуются с новой социальной и технологической реальностью. Поэтому сознанию современного образованного верующего наиболее адекватными оказываются индивидуализированные формы религий, которые предлагаются нетрадиционными вероучениями.

К сожалению, наряду с  формами, апеллирующими к индивидуальному  сознанию и опыту верующих, все  большее распространение получают религиозные секты тоталитарного  типа, чьи вероучения и особенно культовая (обрядовая) деятельность направлены на подавление в человеке индивидуального начала, растворение его сознания в коллективном сознании секты и в конечном итоге - полное подчинение личности верующего руководителям и вождям секты. Очевидно, рост численности такого рода организаций можно объяснить тем обстоятельством, что в современном обществе, наряду с процессом индивидуализации бытия человека, действует и тенденция массовизации социальной жизни, которая может превращаться в крайние формы коммунальности, позволяющие пренебречь человеком как индивидуальностью. Социальную базу подобных религиозных организаций составляют представители маргинальных групп, не сумевшие найти своего места в новой социальной реальности. Секрет успешности тоталитарных сект усматривают в умелом манипулировании основными потребностями человека: потребностью в общности, структурированности и значимости для окружающих. На развитие какого их этих двух начал - индивидуального или коммунального - в большей степени ориентирован конкретный индивид, зависит, в конечном счете, от множества факторов: национальных традиций, социальной микросреды, условий первичной социализации, влияния религии и т.п.

Н. Смелзера считает, что  сегодня в развитых странах с  христианской традицией наблюдается  одно и то же явление: отчетливо возрастающий интерес к христианству и его конфессиональным разновидностям; как правило, он проявляется на уровне увлечения религиозной символикой и церковной атрибутикой, т.е. увлечение формой. В то же время на уровне содержания, т.е. вероучения, особенностей догматики такой интерес не является характерным. Наоборот, здесь пальма первенства у нетрадиционных форм религиозных организаций 6.

Говоря о качестве религиозности, отметим, во-первых, что  под воздействием ситуации появляется категория примкнувших, «зачисливших»  себя в религию под влиянием моды, которые поступили так потому, что это сейчас принято. В результате того, что слово «верующий» становится все более респектабельным, а слово «атеист» - неприличным, мы можем наблюдать, как атеизм очищается от тех, кто считал себя атеистом скорее из конформистских соображений, а вера замутняется, ибо к ней примыкают не только в связи с изменившимся мировоззрением, но и следуя новой моде.

Наметился разрыв между  личной верой в Бога как состоянием сознания и культовым поведением как выражением этой веры. По результатам социологических исследований за 2008 год свою приверженность религии декларировали 40% россиян, при этом регулярно посещали богослужения не более 8% 7. Эти процессы отдаления верующих от религиозных институтов не в последнюю очередь связаны с многочисленными скандалами и чересчур активным участием церкви в мирских делах.

Опираясь на перечисленные  выше тенденции и процессы, некоторые  ученые и представители духовенства  делают выводы о кризисе религии  как социального института. Нам  представляется, что правильнее говорить о модернизации религии под воздействием тех радикальных изменений, которые произошли при переходе от традиционного к постиндустриальному и информационному типу общества. Религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций.

Заключение.

Религия как социальный институт – это организованное объединение  людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Можно много спорить  о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии  в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные  силы современности – наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

 

Практические задания.

1. Что означает  отделение церкви от государства?  Является Россия светским или религиозным государством?

Отделение церкви от государства  – правовой принцип, отвергающий вмешательство церкви в государственные дела и наоборот, а также свободу граждан от принуждения исповедовать какую - либо религию. Сторонниками этого принципа выступали республиканцы, требовавшие свержения монархических режимов с государственной религией и замену их светским государством.

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским государством считается такое государство, в  котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком  государстве религия, ее каноны и  догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

2. Выявите  причины резкого роста религиозности  в современном российском обществе.

У резкого «скачка» религиозности  в «постперестроечные времена» существуют как субъективные, так и объективные  причины. Во-первых, социальные, гносеологические и психологические корни религиозности  в данном случае классически подтвердили  свою объективную закономерность: Социально-экономические катаклизмы, территориальные и идеологические  потери, национальная отчужденность, социальные расслоения и неравенство в обществе, безработица и прочее – все это вызывало у людей ощущения страха, неопределенности, незащищенности перед будущим и привело к неверию в государство как гаранта национальной безопасности.

Второй фактор, это  активизация религиозной жизни  в стране. Благодаря общему изменению  идеологического климата, изменяется и социальный статус многих церквей и религиозных  организаций. Укрепляются взаимоотношения государства и самой мощной в России религиозной организации, представляющей православие – Русской православной церкви, влияние которой на граждан России растет.

Третий и очень существенный момент, это информационная открытость первых лет перестройки. Благодаря этому СМИ могут доносить до населения громадное количество информации самого разного типа.

3. По вашему  мнению, религиозность сегодня –  это следование моде или …?

Я не думаю, что религиозность - следование моде. Когда человек реально начинает осознавать, что причинами его несчастий становиться незнание законов Библии и жизнь его становиться пустой и однообразной, то начинает задумываться, для чего и для кого он все это делал. Почему окружающие реагируют на него не так, как он бы хотел этого? Почему многое не получается? Именно на эти вопросы жизни дает ответы Библия. С помощью нее можно изменить себя, отношение к окружающим, быть более терпеливым к близким, принимать человека, какой он есть. Ведь как написано в Библии - мы все равны. Придерживаться законов Библии не является модным, ведь Библия развивает в человеке его духовные качества: любовь, искренность, здравомыслие, благоразумие, гостеприимство и многое другое. Интуитивно человек это понимает и направляется к этому, а знание законов делает его мудрым.

 

Список литературы.

1. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

2. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 2005.

3. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. - 2008. - № 11.

4. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социс. - 2008. - № 9.

5. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. - М.: Наука, 1997.

6. Религиозная ситуация в современной России и место в ней протестантизма // Журнал Государство, религия, Церковь в России и за рубежом - 2010. - № 4

7. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. Воскобойниковой С.В. - М.: Сфера, 2006.

1 Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С. 50.

2 Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. - М.: Наука, 1997. - С. 211.

3 Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С. 63.

4 Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 2005. - С. 37.

5 Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. - 2008. - № 11. - С. 14.

6 Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. Воскобойниковой С.В. - М.: Сфера, 2006. - С. 174.

7 Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // Социс. - 2008. - № 9. - С. 29.

Информация о работе Религия как социальный институт