Религия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 44.10 Кб (Скачать файл)

Введение

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе. 
 Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. 
Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.  
Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. 
Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение социологии 

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития. 
      Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее. 
      Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п. 
      Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей". 
      Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии. 
      Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии.

  • Объектом социологии являются:
    • общество как целостная социальная реальность;
    • социальные организации;
    • социальные институты;
    • социальные взаимодействия;
    • социальные явления;
    • социальные процессы;
    • социальные отношения;
    • социальные общности;
    • социальные субъекты.

Предметом социологии можно  считать: систему существенных свойств  и законов, характеризующих бытие  объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования  и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов  и отношений.

Функции социологической  науки

Современная социология как наука  о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие  функции. 
     Познавательная функция. 
     Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации. 
    Прогностическая функция. 
      На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления. 
     Функция социального проектирования. 
      В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой. 
      Социально-технологическая функция. 
      Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды. 
      Управленческая функция. 
      Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. 
      В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы. 
      Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры. 
      Есть сообщения, что методы социологии пытаются взять на вооружение мафиозные структуры. Газета "Известия" 19 января 1996 г. рассказала о таком эпизоде. В Москве в одном из элитарных домов некая женщина предложила всем жильцам заполнить анкеты. Был обещан приз - цветной телевизор. Общенациональное исследование проводилось Независимым центром изучения рыночных отношений, а цель его - проанализировать образ жизни российских граждан. Надо было ответить на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретном магазине семья покупает товары и продовольствие, когда в этот магазин ходят и кто остается дома, хотят ли купить дачу, импортную машину, не коллекционируют ли монеты, приватизирована ли квартира, не собирается ли хозяин за границу, возьмет ли с собой семейство, есть ли мобильный телефон? 
      Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка, которая показала анкету специалистам. Те изумились: какое общенациональное исследование, если все респонденты живут в одном доме, такого не может быть. Начали искать. Независимый центр изучения рыночных отношений не нашли. Скорее всего, это был элементарный сбор информации для квартирных краж. 
      Идеологическая функция. 
      Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п. 
      Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Это опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример - выборы. 
      Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения. 
      Российская беда заключается в том, что десятилетиями ученые-обществоведы не имели права на ошибку. Считалось, что любой вывод должен быть непогрешимым, абсолютно верным. Поэтому его могли высказывать только лидеры, а все остальные должны были комментировать, разъяснять либо находить дополнительные аргументы в пользу его истинности. Отсюда нетерпимость к общественным наукам. В естественных науках иная, более разумная, более обоснованная точка зрения органично заменяет свою предшественницу и ее авторам не выносится смертный приговор.

2.Религия как социальный институт 
 Религия (от лат. religio – благочестие, святыня) – особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающихся на вере в священное. Священное – это вид сверхъестественного, выходящего за рамки естественного, природного хода событий; «чудо». Но священное, в отличие от сверхъестественного вообще включает в себя признание его безусловной ценности для человека. 
 С точки зрения социологии религия – это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. Но есть и другое определение. Религия – это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. На протяжении большей части человеческой истории религия играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством реализации социального контроля в обществе.  
 В социальной структуре общества религия традиционно представляет собой один из важнейших социальных институтов, включающих систему социальных норм, верований и процедур (ритуалов, обрядов), формальных и неформальных кодексов поведения, организационных форм. 
 Формы религии. 
 В малых культурах часто обнаруживаются две основные формы религии – тотемизм и анимизм. 
 Тотемизм предполагает веру в животных, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род или клан имел свой собственный тотем, с которым были связаны различные виды ритуальной деятельности. 
 Анимизм – это вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми. Эти духи могут быть злыми и добрыми по отношению к людям, могут многочисленными способами влиять на человеческое поведение и даже «вселяться» в человека. 
 Тотемизм и анимизм рассматриваются как архаичные формы религии, не свойственные развитым индустриальным странам. 
 Другим основанием для дифференциации религиозных форм служит количество богов, которым поклоняются верующие в рамках одной религии. В случае существования множества богов, религию называют политеистической; если же религия предполагает веру в одного (единственного) Бога, ее называют монотеистической. Монотеистическими религиями, оказавшими наиболее сильное влияние на историю человечества, являются иудаизм, христианство. 
 Выделяют и так называемые этические религии, для которых характерно отсутствие богов и придание особого значения этическим идеалам, благодаря которым верующие способны ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной. К ним относятся буддизм, конфуцианство, даосизм. 
 В настоящее время различают мировые и национальные (локальные) религии, отличающиеся степенью своего распространения в мире; а такжеинституциональные (традиционные) религии, специфика которых связана со степенью их легитимизации, формализации и устойчивости. 
 Мировые религии – это религии, получившие наибольшее распространение в современном обществе и оказывающие значительное влияние на его функционирование и развитие. К ним относят буддизм, христианство, ислам. 
 Локальные религии – это религии, не получившие широкого распространения в мировом масштабе и, как правило, связанные с национальными традициями (иудаизм, конфуцианство, синтоизм). 
 Институциональная религия – это объединение верующих, связанных между собой системой религиозных отношений, для которого характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Религиозный институт отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Такой институт освящается и канонизируется. Как правило, к таким институтам относят церковь, устойчивую секту. 
 Внеинституциональные религии – это различные модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя обществу и религиозному институту, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии), для которых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность к нетрадиционной религии определяется исключительно принятием определенных верований (как правило, это различные культы и неустойчивые секты). К внеинституциональной религии относят и «субъективную» религию индивида, которая основывается я на его индивидуальном ощущении собственной связи с потусторонним миром.  
 Зрелые религии включают в себя определенное учение (догматику), религиозно-нравственное нормы, культ – систему ритуальных действий, особый комплекс религиозных переживаний – веру. Обычно наличие всех этих элементов сочетается с организационным объединением приверженцев данной религии, осуществляющих совместное отправление культовых действий, сохранение, разъяснение и передачу следующим поколениям вероучения, а также разработку и внедрение религиозно-нравственных норм, рекомендаций и надзор за их исполнением. 
 Издавна бытовала традиция вести происхождение термина «религия» от латинского глагола religare («связывать»). Связь эта истолковывалась двояко. В работах современного православного богослова А.Меня религия рассматривается как связь человека с Богом, вернее, как действия, направленные на восстановление утраченной связи: «религия – это восстановление связи между человеком и Богом, начинается в истории человечества после грехопадения». Человек, изгнанный из Эдема, утратил непосредственный контакт с Богом. Религия и есть путь к восстановлению утраченного единения с Всевышним. С этим пониманием религии связана концепция изначального единобожия –прамонотеизм. Несмотря на то, что ранние религии, как правило, были политеистическими (основанными на вере во множество богов), богословы считают, что в них также можно обнаружить отзвуки исходной веры в единого Бога. Английский философ Нового времени Ф. Бэкон рассматривал религию как форму связи между людьми, а не связи между человеком и Богом: «Религия, - писал он, - наиболее важные связующие узы человечества». Все разнообразие прошлых и существующих ныне исследований соответствует этим двум подходам к религии – пониманию ее как чисто «земног8о» явления и осмыслению ее как формы связи человека с Богом. 
 Происхождение и социально-культурные функции религии. 
 Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. В далеком прошлом исследование этих проблем традиционно происходило в рамках скептицизма и атеизма. Еще древнегреческий мыслитель Ксенофан (6 в. до н. э.) считал, что человек сам создает богов по своему образу и подобию. Если бы быки имели богов, то их боги были бы похожи на быков, говорил он. Люди приписывают богам человеческие качества – способность к воровству, прелюбодеянию, обману. По мнению другого греческого мыслителя, Демокрита, страх и невежество создают богов. В этот же период появляются и идеи социальной полезности религии (Критий). 
 С начала 20 века обращение к религии перестало связываться с критикой религии, с атеистической традицией. Крупнейшие мыслители 20 столетия рассматривали религию в качестве необходимого элемента культуры. О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин считали распространение религиозных взглядов в обществе важным признаком социального здоровья. Для М. Вебера религия была фактором развития экономики.Т.Парсонс считал религию необходимым элементом социальной организации. К. Ясперс писал о великой «осевой эпохе», в которую возникает связь человека с потусторонним миром, что и определяет всю дальнейшую мировую историю. Именно поэтому, считал он, подлинный культурный расцвет немыслим без религиозной жизни. 
 Большинство современных исследователей утверждают, что сущность религии недоступна научному анализу. Ученый может интересоваться лишь внешними проявлениями религиозности, влиянием религии на человеческие действия. Религия в современном религиоведении рассматривается чаще всего как фактор интеграции, стабилизации общества. Поэтому с религией связываются надежды на использование ее в качестве духовной основы радикальных социальных преобразований.  
 Значительное место в современных исследованиях религии занимает психологический подход. В центре внимания представителя американского прагматизма У.Джеймса находилась эмоциональная природа религии. Каждому человеку присуще религиозное чувство, считал он, на неверующие поражены духовной глухотой и не могут услышать голос Бога. З. Фрейд считал, что с психологической точки зрения религия – это иллюзия, являющаяся ответом на те непреодолимые противоречия, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Религия – это «арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой, выстроенных из материала воспоминаний о беспомощности собственного детства и детства человеческого рода». Э.Фромм писал о двойственной природе религии. В ней присутствуют как авторитарная тенденция (Бог есть сила и власть), так и гуманистическая, пробуждающая творческие способности человека.  
 Религиозный опыт носит системный характер. Он включает в себя религиозные представления, культ, веру, религиозно-организационную деятельность. Религиозный опыт предполагает предметность, «зримость религиозных представлений, их системный характер, индивидуальную обращенность, непосредственную переживаемость. 
 Религия как система представлений предполагает метаморфозу, превращение, трансформацию действительности в мире сверхъестественного. В ранних религиозно-мифологических представлениях мир сверхъестественного присутствует здесь же, рядом с обычным ходом событий; мир двоится, в нем все – чудо. В зрелых религиях мир сверхъестественного вынесен за пределы земного мира, доступ к нему не прост. Современные богословы выделяют существенные особенности религиозного сознания, характерные для любой религии.  
 Убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать сила природы – земля, солнце, амулеты, уши умерших предков. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения – единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир священного для верующего реален, он не относится к сфере мечты. Иначе он превратиться в историческую легенду, нравственное поучение, в культурный памятник.

Убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия – это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (человек, признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не является религиозным человеком, ибо он не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом.

Религия предполагает существование  чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного совершенства.

Религия включает также осознание  требований со стороны божества и  ответственности, связанной с выполнением  или невыполнением этих требований. Человек не только чувствует свою зависимость от священного, но считает, что божество прямо или косвенно диктует ему свою волю. Не зная ее, человек ощущает себя находящимся во власти божественного произвола.

Религия предполагает установление добрых отношений человека с объектами  поклонения, желание умилостивить божество, а в случае нарушения воли Бога – компенсировать свое непослушание покаянием или жертвоприношением.

Религия, даже с позиций  стороннего наблюдателя, является одним  из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых  действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует  мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной  жизни. Религиозное сознание неоднородно, оно имеет по меньшей мередва уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоциональный комплекс, и рационально оформленное сознание, предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания – богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует его согласно требованиям времени. 
 Значительно возросло влияние религий в нашей стране. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей. 
 Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш век. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Да и служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто обращаются со словами утешения даже к самым «потерянным» слоям общества – преступникам.  
 Далее обратимся к политической жизни общества. Несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах сохраняются позиции религии в политической практике.  
 Естественно, что и в современном мире роль религии весьма противоречива. Одной из наиболее острых проблем, истоки которой восходят еще к средневековью, является проблема религии и войны. «Священной», угодной Богу провозгласили противоборствовавшие Иран и Ирак войну 1980г., в которой погибли тысячи людей. Или вот другой пример. В 80-х г.г. возникло движение сикхов (религиозная индийская община) за создание национального государства Халистан. В борьбе за претворение в жизнь этой идеи они прибегли к организации политических убийств.Подчас церковь вмешивается и в государственные дела, желая укрепить консервативные традиции. Так, в избирательной кампании 1988 г. в США активное участие принимали религиозные фундаменталисты, ратовавшие за введение обязательных молитв в школах, запрет абортов, ограничение политической активности женщин. 
 Итак, воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует (по крайней мере, это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. 
 Основные формы религий на территории России. 
 Христианство представлено всеми основными направлениями. Самым многочисленным по числу последователей является православие. Православие возникает как исторические форма христианства, основанная на решениях первых Вселенских соборов, принявших Символ веры (1 вселенский собор в Никее – 325 г. и 2 Вселенский собор в Константинополе (Царьграде) – 381 г.), православие ни в чем не отходило от этих принципиальных решений, и рассматривает себя как ортодоксальное, или кафолическое, учение. Исторически православное христианство было представлено древнеапостольскими (т. е. основанными учениками Иисуса – апостолами) церквами – ныне это Иерусалимская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Александрийская православная церковь и Константинопольская православная церковь. 
 Один характерный пример различий между православными и католиками – количество книг в первой части Библии, Ветхом завете, признаваемых боговдохновенными (богодухвенными), т.е. написанными под воздействием Духа Святого. Православные считаютканоническими 39 книг Ветхого Завета, а остальные не боговдохновенными, но душеполезными для христианского чтения, так как они были созданы после канонизации текста Ветхого Завета. Католики пользуются латинским переводом Библии, выполненным Иеронимом Блаженным(так называемая Вульгата), и не делают различий между каноническими и неканоническими книгами. 
 Сегодня в мире православие представлено уже упоминавшимися древнеапостольскими православными церквами, также целым рядом другихавтокефальных (т.е. независимых) церквей, которые не вмешиваются в дела друг друга, находятся в согласии как церкви-сестры. 
 Крупнейшей православной церковью является  Русская Православная Церковь, верующие которой проживают не только в России, но и Республике Беларусь, на Украине, в Западной Европе , а также в ряде стран ближнего Ислам в основном, распространен среди жителей таких республик Поволжья, как Татарстан и Башкортостан, а также среди татар и башкир, проживающих в других регионах России, жителей республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии – Аслании, жители которой исповедуют православие. Среди мусульман представители многочисленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусульмане России возглавляются Центральным духовным управлением мусульман России и Европейских стран СНГ (председатель - муфтийТалгат Таджуддин) и Советом муфтиев России (председатель – муфтий Равиль Гайнутдин). 
 Среди граждан России имеются и верующие одной из древнейших монотеистических религий – иудаизма. Организационно исповедующие иудаизм объединены в Конгресс еврейских религиозных общин и организацией России (главный раввин Адольф Шаевич) и федерацию еврейских организаций России (главный раввин Берл Лазар).  
 Среди отдельных народов Севера представлен шаманизм. Есть попытки возрождения языческих культов, например, среди жителей Республики Марий Эл. Роль русской православной церкви в современных условиях.

Весьма значимым является вклад Русской православной церкви в поиске путей предотвращения религиозных  конфликтов. Так, на Межрелигиозном миротворческом форуме митрополит Ставропольский и  Владикавказский Гедеон подчеркивал, что его епархия направляет в Чечню священников с миссией мира, чтобы помочь военнослужащим «преодолеть сердечное ожесточение и увидеть в чеченцах не врагов, а братьев». 
 Вывод: социальное служение – помощь обездоленным занимает большое место в повседневной деятельности Русской православной церкви. Но не менее важна духовная деятельность по воспитанию людей в духе высокой морали, любви к ближнему, противодействию порокам и т. д. 

Заключение. 
 Социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.

Как и любая другая наука, социология имеет свой метод - социологический  метод, - который разделен на две  группы: общенаучные и частно-научные.

Социология представляет собой  разветвленную систему знания. Она  включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Свою роль в современном обществе социология, как наука, определяет через  функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческая функции.

В системе наук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также  методы измерения этой деятельности.

Религия в современном религиоведении рассматривается чаще всего как фактор интеграции, стабилизации общества. Поэтому с религией связываются надежды на использование ее в качестве духовной основы радикальных социальных преобразований. 

Религия выполняет важную нравственную миссию. Она учит почитать родителей, любить и прощать, каяться  в своих грехах, не зазнаваться  и т. п. Но религия может и расходиться  с обыденными нравственными правилами  и ожиданиями, поскольку имеет  примат над человеческим пониманием добра и зла. В религии Бог  становится моральным примером для  человека, высшей идеей, облекшейся в  плоть и кровь.

Информация о работе Религия как социальный институт