Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 11:01, лекция
Термин 'Р. п.' применяется прежде всего для обозначения тех действий и отношений, к-рые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, с последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют др. сторону Р. п. и традиционно обозначаются как 'регулирование рождаемости', 'внутрисемейный контроль над рождаемостью', 'планирование семьи'. В теории Р. п. эти моменты иногда объединяются понятием 'контрацептивное поведение'. Р. п. имеет своим непременным условием физиол. сторону деторождения - плодовитость. При нормальной плодовитости и таком Р. п., к-рое делает ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развёртывается последовательно и заканчивается живорождением. При пониженной плодовитости затягивается на вступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т. е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или неск. предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений. Неполнота цикла может обусловливаться также особенностями Р. п. (применение контрацепции, искусств. аборт), уровнем потребности в детях. Рождение детей в браке связано с чередованием полных и частичных репродуктивных циклов, причём число полных циклов определяется числом живорождений. Чем меньше уровень потребности в детях, тем большая часть репродуктивного периода жизни женщины (в среднем он составляет 25 лет - с 18 до 43 лет) будет связана с частичными репродуктивными циклами.
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин 'Р. п.' заимствован из биологии. Иногда содержание Р. п. обозначается терминами 'генеративное поведение' и 'прокреативное поведение'. Нек-рые авторы помимо деторождения включают в 'генеративное поведение' уход за детьми, их воспитание и обучение, а также приобретение взрослыми индивидами новых социальных и психол. свойств.
Термин 'Р. п.' применяется прежде всего для обозначения тех действий и отношений, к-рые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, с последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют др. сторону Р. п. и традиционно обозначаются как 'регулирование рождаемости', 'внутрисемейный контроль над рождаемостью', 'планирование семьи'. В теории Р. п. эти моменты иногда объединяются понятием 'контрацептивное поведение'. Р. п. имеет своим непременным условием физиол. сторону деторождения - плодовитость. При нормальной плодовитости и таком Р. п., к-рое делает ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развёртывается последовательно и заканчивается живорождением. При пониженной плодовитости затягивается на вступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т. е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или неск. предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений. Неполнота цикла может обусловливаться также особенностями Р. п. (применение контрацепции, искусств. аборт), уровнем потребности в детях. Рождение детей в браке связано с чередованием полных и частичных репродуктивных циклов, причём число полных циклов определяется числом живорождений. Чем меньше уровень потребности в детях, тем большая часть репродуктивного периода жизни женщины (в среднем он составляет 25 лет - с 18 до 43 лет) будет связана с частичными репродуктивными циклами.
Различают три осн. типа Р. п. - многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное (потребность в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2 детях). Для многодетного Р. п. частичные циклы обусловлены в основном особенностями плодовитости, тогда как для малодетного Р. п. - предупреждением и прерыванием беременности. С социально-психол. точки зрения все типы Р. п. имеют общую структуру регуляции поведения. Анализ структуры Р. п. личности и семьи позволяет понять, как складывается гл. результат Р. п. - итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни. Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Схема регуляции Р. п. личности раскрывает взаимосвязь осн. элементов его структуры, ведущую роль потребности в детях в детерминации числа детей.
Если число детей в семье соответствует потребности супругов в детях, то никакое улучшение условий жизни не приведёт к повышению этого числа. Но если имеющееся число детей меньше уровня потребности, тогда улучшение условий реализации этой потребности способно повысить число рождений. У разных людей критерии оценки различны, поэтому одни и те же условия жизни могут восприниматься одними как благоприятные, другими - как неблагоприятные для реализации потребности в детях. Профессиональная работа женщин улучшает материальные условия жизни и в то же время развивает внесемейные ориентации и интересы, что сказывается на повышении требований к условиям реализации потребности в детях. Поэтому даже при неудовлетворённой потребности в детях применяется контрацепция и зачастую производится аборт.
Оценка ситуаций удовлетворения потребности в детях зависит от своеобразия всей системы социальных установок и ценностных ориентаций личности, от роли, к-рая отводится в ней семье и детям. Установки и ориентации личности отражают жизненный опыт человека. Однако при вступлении в брак и в течение семейной жизни разл. оценки супругов могут изменяться и сближаться, причём на основе установок лидера семьи. Поэтому результаты репродуктивного поведения семьи в целом могут отличаться от индивидуальных ориентации на число детей, что особенно заметно в межнациональных браках.
Р. п. личности и семьи испытывает воздействия текущих условий жизни и условий прошлых лет. Первые непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, к-рые становятся условиями реализации потребности в детях, лишь пройдя сквозь призму ценностных ориентации. Текущие условия определяют события репродуктивного цикла, а через детскую смертность - степень соответствия числа рождений числу имеющихся в семье детей. Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, к-рая, как правило, остаётся неизменной на протяжении жизни отд. человека. Потребность в детях - самая инерционная часть Р. п., т. к. она результат усвоения репродуктивных норм, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений.
Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации Р. п. личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определ. числа детей и принятые в разл. социальных и социально-психол. группах. Нормы многодетности, среднедетности и малодетности способны превращаться в обычаи и традиции в связи с устойчивостью их в ряде поколений, с длительным сохранением даже после изменения вызвавших их обстоятельств и условий жизни. На протяжении большей части развития человеческого общества высокая общая и детская смертность, антисанитарные условия сформировали нормы многодетности, составной частью к-рых были негативные санкции за вмешательство в автоматич. ход репродуктивных событий. Из-за высокой потребности в детях известные издревле методы контрацепции оставались неиспользованными. Запрет на применение контрацепции и искусственного аборта сопровождался социальной регламентацией добрачных отношений и доступа к браку. В доклассовых обществах дуально-родовая организация, присущая экзогамным и эндогамным племенам, исключала возможность постоянных сексуальных отношений. Большая часть календарного времени года была связана с половым воздержанием. В докапиталистич. обществах факты сезонного рождения детей свидетельствуют о том, что для многодетного Р. п. было также характерно абстинентное поведение и применение контрацепции, связанное с лактацией. Нормы Р. п. увязывались с годовым хоз. циклом и соблюдением поста.
Условия, вызывающие отмирание норм многодетности (снижение обшей и детской смертности, радикальное изменение функция семьи и др.), ослабляют систему запретов и ведут постепенно к применению контрацепции и абортов Усиление внесемейных ориентации личности (в особенности женщин) на личные достижения и успех уменьшает уровень потребности в детях и ценность детей. При этом переход к частичному репродуктивному циклу означает нарушение слитности сексуального и Р. п. Практика контрацепции способствует усилению значимости сексуального поведения и сокращению периодов сексуального воздержания. Для малодетного Р. п. регулярность сексуальных отношений в браке оказывается одной из важных особенностей. С учетом несовершенства противозачаточных средств и при потребности в 1-2 детях, легко реализуемой в первые 5 лет брака, большая часть репродуктивного периода жизни оказывается связанной с необходимостью ограничения плодовитости. Необходимость постоянно применять контрацепцию и производить аборт обусловлена нежеланием иметь ребенка сверх потребности в детях. Такое 'сознательное ограничение' рождаемости и малодетность до недавнего времени ассоциировались с 'высоким' уровнем культуры, а многодетность - с 'низким' уровнем и 'стихийностью размножения'. Как показывают данные социолого-демографических исследований, для малодетного Р. п. характерно раннее вступление в брак, удлинение репродуктивного периода и удовлетворение потребности в детях в течение первых лет брака, интенсивное применение контрацепции и искусственных абортов. Потребность в бездетности практически не встречается, 5-6% семей, остающихся бездетными к концу репродуктивного периода, образуются из-за первичного, либо вторичного бесплодия, или смерти единственного ребенка. Среди гор. нас. высока доля однодетных семей и лишь треть семей полностью удовлетворяет свою потребность в 2 детях.
Изучение Р. п. позволяет определить влияние человеческой воли на репродуктивный процесс, воздействие социального контроля на рождение детей, объяснить возникновение и сохранение многодетности на большом протяжении истории, а также объяснить ее историю, отмирание и распространение малодетности. Изучение Р п. производится с помощью социологич. и социально психол. методов при проведении выборочных опросов населения. Информация о разл. аспектах Р. п. собирается путем регистрации репродуктивных мнений - оценочных отношений опрашиваемых, суждений о структурных элементах Р. п. и событиях репродуктивного цикла, высказывании о демографич. ситуации и демографич. политике.
Борисов В. Л., Демография и социальная психология, М. 1970, его же, Перспективы рождаемости, М. 1976, Горелик В. П., Некоторые соображения об исследовании генеративного поведения семьи, в сб. Демографические тетради, в 4-5, К., 1972, Белова В. А., Число детей в семье, М. 1975, Демографическое развитие семьи, М. 1979, Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980, Семья и дети [Сб. ст.], М. 1982
А. И. Антонов.