Род как фактор этнической самоидентификации метисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 19:29, статья

Описание работы

В Республике Алтай, как в многонациональном регионе, определенная часть населения является потомками смешанных браков и проблема их этнической самоидентификации представляет не только научный интерес.
Среди людей смешанного происхождения наиболее многочисленными являются метисы, рожденные в браках между тремя основными общностями: русскими, алтайцами, казахами. Преобладающими в этих браках являются русско-алтайские браки, так, например, их доля в 2012 году превышала 70% и, следовательно, основная масса метисов Алтая вышли из русско-алтайской среды.

Файлы: 1 файл

Род как фактор Э.С.метисов.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

О.В. Даровских

г. Горно-Алтайск

 

РОД КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ МЕТИСОВ

 

В Республике Алтай, как в многонациональном регионе, определенная часть населения является потомками смешанных браков и проблема их этнической самоидентификации представляет не только научный интерес.

Среди людей смешанного происхождения наиболее многочисленными  являются метисы, рожденные в браках между тремя основными общностями: русскими, алтайцами, казахами. Преобладающими в этих браках являются русско-алтайские браки, так, например, их доля в 2012 году превышала 70% и, следовательно, основная масса метисов Алтая вышли из русско-алтайской среды.

Эта группа метисов обладает, на наш взгляд, особенными чертами, обусловленными рядом обстоятельств:

во-первых, она многочисленна, ее присутствие в региональном сообществе заметно;

во-вторых, титульность родительских этносов накладывает отпечаток на группу, на ее этническую самоидентификацию, усложняя выбор, усиливая его альтернативность;

в-третьих, имеет место стандартность ситуации, в которой контактируют «большой» и «малый» этносы, в результате такого контакта, как правило, немногочисленный народ подвергается ассимиляции и этническая самоидентификация происходит в пользу более многочисленного этноса;

в-четвертых, происходит межрасовое смешение европеоидов и монголоидов, чьи потомки становятся носителями признаков обоих рас и их внешность, физический облик становятся значимым фактором самоидентификации;

в-пятых, характерна еще одна особенность – взаимодействуют этносы с различной этно-социальной структурой: русские выступают в статусе нации, в которой стерты родовые и этно-территориальные различия. Алтайцы являются этнической общностью, в которой сохраняются архаичные черты традиционного общества, а именно родовая структура.

Последнее обстоятельство, влияние родовой структуры алтайцев на этническую самоидентификацию метисов и является предметом нашего исследования.

Род – кровнородственная  община, сохраняется у алтайцев, коренных жителей Республики Алтай, до настоящего времени и играет существенную роль в жизнедеятельности этноса. К примеру, в социальной сфере – семейно-брачные отношения до сих пор регулируются родовой экзогамией. В политической сфере – родовые общины оформлены в общественную структуру, а именно, зайсанат. Каждый род имеет своего зайсана (выборного, в отличие от прошлых времен). Зайсаны объединены в Тöс-тöргöö – в общественный совет, осуществяющий представительные и совещательные функции в современной общественно-политической структуре республики.

В духовной сфере род является атрибутом принадлежности к этносу. Этническое сознание алтайцев, в силу существования родовой структуры, многослойно: самоидентификация происходит по линии индивид – семья (клан) – род – этнос. Каждый человек вписан в родовую структуру, принадлежит по происхождению к определенному роду (сööк, сеок).

Принадлежность к роду накладывает определенные обязательства и ограничения на человека, поэтому до сих пор в ритуале знакомства в алтайской традиции обязательна фиксация родовой принадлежности. Вторым вопросом, следующим после приветствия, является традиционный вопрос о принадлежности к роду (сёоку): «Кандый сёок?», «Сёёгин не?» («Из какого рода?»). Ответ на вопрос сразу выстраивает систему взаимоотношений между действующими лицами.

Родовая принадлежность алтайца определяется исключительно по отцовской линии. По линии отца все родственники считаются единокровными, они братья и сестры, имеют значения только степень родства и возраст человека.

По линии матери все родственники, т.к. они из другого рода имеют иной статус – «тáай», они дяди и тети. Даже родные бабушка и дедушка по линии матери имеют статус «тáай»: «тайнá» – «тáай-эне» («эне» – мать), «таадáк» – «тай-ада» («ада» – отец).

В этническом сознании алтайцев сыновья воспринимаются как продолжатели рода, у того, кто не имеет сына, пресекается его родовая линия. У человека, не имеющего продолжателя рода, есть внутреннее чувство дискомфорта, ощущение неполноты исполнение жизненного предназначения по отношению к своему роду и народу.

Для выяснения роли родовой принадлежности как фактора этнической самоидентификации метисов из всего массива опрошенных людей алтайско-русского смешанного происхождения были отобраны только метисы первого поколения, т.е. те, чьими родителями являются этнические алтайцы и этнические русские, таковых оказалось 151 человек. Метисы второго поколения, т.е. те, чьи родители или один из родителей имеют смешанное происхождение, изучались отдельно.

Метисы первого поколения  являются своеобразным индикатором патрилинейного сознания алтайцев, показателем устойчивости представления о роде как признаке принадлежности к этносу.

Неопределенное положение  метисов между двумя народами и культурами вызывает большое разнообразие этнопсихологических установок, что отчетливо проявилось в изучаемой группе. В этой группе метисов выявлено три модели этнической самоидентификации:

- моноэтническая модель, в которой метисы примыкают  к одному из родительских этносов,  либо к алтайцам, либо к русским (более 75% из 151 опрошенных);

- самоопределение в  качестве «метисов». В этой модели люди смешанного происхождения воспринимают себя как особую общность и национальную принадлежность определяют как «метис» (почти 17%);

- не определившиеся  с национальной принадлежностью. Эта модель характеризуется тем, что потомки смешанных браков по тем или иным причинам оставляют открытым вопрос о национальности (около 8%).

Таким образом, центральной  тенденцией этнической самоидентификации метисов алтайско-русского происхождения является примыкание к одному из родительских этносов. В данной модели этнического поведения  метисы составили 114 чел., из которых алтайцами самоидентифицировали почти 67% (76 чел.), русские – чуть более 33% (38 чел.).

Как известно, наиболее четко  обозначена родовая структура у  основной этнической общности алтайцев - «алтай-кижи» («алтайлар»). По этой причине роль родовой идентификации в этническом сознании метисов исследовалась у потомков именно этой группы алтайцев (76 чел.). Из них более 60% идентифицировали себя в качестве алтайцев по национальности отца, а более 39% самоопределились по национальности матери.

Поскольку родовая принадлежность алтайцев носит патрилинейный характер, то конечным объектом исследования стали алтайцы метисы, чьи отцы являлись этническими алтайцами (46 чел.). Из них 41 человек, более 89%, отнесли себя к алтайцам. Потомки смешанных русско-алтайских браков, в которых отцом является алтаец преимущественно ориентированы на выбор национальности отца, при этом имеет существенное значение самоидентификация метисов по родовой принадлежности родителя.

Родовая принадлежность у алтайцев определяется строго по мужской линии и в самоидентификации метисов это правило соблюдается: из указанных выше 41 человека, 39 (95%) идентифицировали себя по родовой принадлежности. Еще более показательна этническая самоидентификация метисов по родовой принадлежности у мужчин и женщин этой группы: более 93% мужчин и 80% женщин идентифицировали себя по родовой принадлежности.

Таким образом, родовая  самоидентификация по отцу является обязательным атрибутом этнической самоидентификации у абсолютного большинства метисов-алтайцев.

Традиция продолжения  рода по отцу закреплена в этническом самосознании метиса-мужчины, как и  следовало ожидать, в большей  степени, чем у женщин.

Восприятие рода как  атрибута этнической самоидентификации метисов проявляется также и в том, что метисы, у которых алтайская сторона представлена матерью приписывают себе родовую принадлежность матери: так поступили 33% опрошенных женщин и 100% мужчин, отнесших себя к алтайцам по матери.

В этнически однородных семьях, дети наследуют родовую принадлежность только отца и выбор ими материнского рода невозможен.

Самоидентификация метисов  в качестве алтайцев по родовой принадлежности отца (что соответствует патрилинейности рода) и даже матери является убедительным доказательством того, что род воспринимается как признак принадлежности к этносу. Это обстоятельство позволяет рассматривать род как один из факторов этнической идентификации метисов, рожденных в смешанных алтайско-русских браках.

Разрушение родовой организации алтайского общества пришлось главным образом на советский период истории, но, тем не менее, родовая структура алтайского этноса оказалась устойчивой, продолжает оставаться структурным элементом этноса, а родовая идентификация элементом этнического самосознания.


Информация о работе Род как фактор этнической самоидентификации метисов